• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Никита Шубников Мастер

Что такое «моко» и у кого есть на неё право? Часть 1

Украшение тела узорами татуировки в наше время — обычное дело. Определить, хорошо это или плохо, не представляется никакой возможности: стоит лишь принять как данность то, что некоторые считают верхом красоты и стиля, а другие страшной безвкусицей и издевательством над собственным телом.

На мой взгляд, необходимо, чтобы татуировка несла в себе что-то важное, в ней должен быть скрытый для незнакомых людей смысл. Хорошо, если за рисунками стоит не просто желание выделиться, а многовековые культурные традиции. Я сейчас говорю об этнических узорах, которые стали очень популярны в наше время благодаря стилю татуировки трайбл (в переводе с английского tribal — означает «племенной»).

В 2003 году скандально известный Майк Тайсон сделал себе татуировку на лице: узор спиралей вокруг левого глаза. В основе рисунка лежат верования маори, которые, по словам людей из окружения Тайсона, символизируют внутренний мир великого в прошлом боксёра, его природу воина. Татуировка в одночасье облетела все средства массовой информации, вызвав бурю различных эмоций. Новозеландские учёные, например, раскритиковали Майка, который, по их словам, не имел никакого права наносить подобную татуировку.

Таким образом, публично выражая недовольство боксёром, преподаватель истории искусств Оклендского университета Нгарино Эллис вместе с коллегой Нгахуия Те Авекотутку (оба — потомки маори) затронули очень важный вопрос. Есть ли право, например, у русского человека покрывать своё тело татуировками маори? Могут ли люди, не являясь потомками аборигенов Новой Зеландии «присваивать себе традиционную татуировку древнего народа»?

Чтобы ответить на этот вопрос, я решил детально изучить, что собой представляет «та моко» — нательные узоры аборигенов «земли длинного белого облака». Возможно, найти однозначный ответ мне не удастся, но зато точно появится своя аргументированная точка зрения. Итак, приступим!

Искусство татуировки пришло в Новую Зеландию много веков назад из Восточной Полинезии. Издревле нанесение перманентных рисунков на островах Тихого океана почиталось за священнодействие, сопровождалось множеством церемоний и ритуальных обрядов.

Хотя маори использовали те же инструменты и методики, что и жители всех полинезийских островов, традиционный стиль «та моко», или «моко», если речь идёт о нанесении узоров на лицо, стал известен во всём мире именно благодаря аборигенам Новой Зеландии. Жители острова не только довели до совершенства искусство нанесения татуировки, но и возвели характерные узоры в ранг культурной традиции. В переводе с языка маори «моко» означает ящерку, которая у аборигенов символизировала дух предков. Среди маори бытовала простая мудрость: «У тебя могут украсть все твои самые ценные вещи, но никто не лишит тебя твоего моко».

В былые времена нанесение «моко» было больше похоже на резьбу по дереву, чем на рисование по телу. Дело в том, что аборигены вовсе не накалывали узоры иглами. Для нанесения тату маори использовали uhi — небольшие долота, с помощью которых рисунки вырезались, оставляя на коже замысловатые шрамы. Мастера нанесения моко (tohunga-ta-moko) использовали в работе разнообразные долота, сделанные из костей альбатроса или рыбы, из акульих зубов и обломков ракушек. Перед тем, как делать татуировку на лице маори, мастера тщательно изучали строение черепа аборигена. После того как рисунок был готов, новоявленному обладателю «моко» запрещалось самостоятельно принимать пищу: вода и жидкая пища вводились с помощью специальной трубки.

Сходство с резьбой по дереву заключалось и в том, что традиционные узоры зачастую повторяли те, что резчики наносили на деревянные предметы. Основные символы «та моко» — линии и спирали. Характерная черта всех узоров — симметричность мотивов.

Спирали, безусловно, самый распространённый элемент, значение которого можно обозначить как «рождение». По спиралям можно было определить, из какого рода или племени их владелец, его происхождение. Для воинственных маори одним из главных символов была двуглавая спираль Mango Pare. Она появилась благодаря акуле молот, которая в искусстве маори является символом решимости, силы и воинского духа, свирепости. По такой спирали с двумя закрученными концами можно было определить, что маори — воин.

Продолжение.

Статья опубликована в выпуске 9.12.2008
Обновлено 18.04.2021

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: