• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наталья Проценко Грандмастер

В чем секрет успеха телевидения?

Еще с древности люди любили и могли смотреть неотрывно на три вещи: на огонь, воду и на то, как другие работают. Видимо, эти «три кита» и положены в основу современного телевидения — работают железно и до сих пор.

Первым китом является огонь — как олицетворение опасности, смерти, страха. Такова природа человека: примитивная его часть всегда хочет хлеба и зрелищ. И так было всегда, на всём протяжении человеческой истории. Менялись виды хлеба и формы зрелищ, но суть оставалась неизменной: людям нравится смотреть на страшное, происходящее «на их глазах, но не с ними». Этим они тешат свой инстинкт самосохранения: «это не со мной, со мной такого не случится».

И если раньше такие зрелища народ получал нерегулярно (да и смотрели, оцепенев одновременно от ужаса и восторга), то нынешние масс-медиа изрядно развратили наших современников: мы смотрим на насилие и смерти обыденно, притом с убийственной периодичностью — за чашкой кофе каждое утро, за ужином каждый вечер, и не подавимся ведь…

Тем самым притупляется наш иммунитет к злу. Стираются границы морали, и это, оказывается, может быть полезным. Ведь не секрет, что народом со сбитыми прицелами управлять легче: что им внушишь по ТВ — то и будут чувствовать. Можно внушить, что враги — американцы. Можно — что грузины или же хохлы. Люди воспринимают все «комплексно», не фильтруя, где обычный народ, а где — «руководители», зачинщики происходящих безобразий…

Показывая насилие массированно, но векторно, легко получить зомбированное население с четким образом врага, а когда народ имеет подобный образ, он:
а) отвлекается от внутренних проблем своего государства и личностей тех, кто их там создал;
б) всегда в тонусе, готов к действию — поскольку регулярно «подогревается».

Удобная штука — телевизор… И политтехнологи у нас хорошие, грамотные: не даром хлеб едят, исправно поставляя нам зрелища.

Второй «кит» телевидения — это «вода». Вода на ТВ представлена рекламой, сериалами и развлекательными шоу. Эта стихия призвана «залить» и заглушить способность человека к осознанному, самостоятельному и критическому восприятию реальности.
И эта цель также с успехом достигается.

Обилие развлекательных передач для духовно бедных и умственно отсталых заставляет людей не подтягиваться к более высокому уровню (что бы хоть что-то понять из того, чем живет «большой мир»), а со вкусом жить в своем болоте: люди находят в телеморе бухточку со стоячей водой, где чувствуют себя привычно, «не напрягаясь», как нынче модно говорить — и с удовольствием в ней гниют. Ведь это намного проще, чем развиваться самому…

У тех, кто «подсел» на развлекаловки и отвлекаловки, уже не будет ни желания, ни времени на что-то стоящее, но это тоже никого особенно не беспокоит: чем бы дети ни тешились — лишь бы не буянили. Поэтому передачи с острой интеллектуальной недостаточностью осуществляют важную общественную функцию — аналога успокоительных: когда «настоящих буйных мало» — естественно, «нету вожаков». Что и требовалось, собственно. А то, что транквилизаторы эти имеют побочное действие в виде атрофии мозга — ну, это издержки…

Сериалы также стараются. Они — модель нашей реальности и служат заменителями для тех, у кого собственная жизнь скудна и бедна, впечатлений и точек приложения сил мало, но мозг-то работает и требует пищи, да и душа, не удовлетворенная отношениями, имеющимися «в реале», оказывается не у дел. Зрителю дается возможность ассоциировать себя с близкими по духу героями, тем самым имитируя приключения и драйв, отсутствующие на деле.

Кроме того, когда отношения с партнером по браку застряли на нулевой отметке и даже поговорить толком не о чем, телевизор позволяет «убить тишину» долгими семейными вечерами — и сериалы подходят для этой цели как нельзя лучше…

Построены они на двух взаимодополняющих началах — любви и насилии.
О насилии мы уже говорили, обсуждая «стихию огня» и любовь человечества к страшным, «щекочущим нервы» сюжетам. Они тоже весьма востребованы в сериалах — в тех, что созданы преимущественно для мужской аудитории. Однако не будем забывать, что насилие — это не всегда трупы и кровь, это также и особый стиль общения между людьми, в том числе и родными, когда все проблемы решаются угрозами, правом сильного, ну или на худой конец (для плохо понимающих угрозы) — «хуком слева».

Видя такую модель многократно растиражированной, люди приучаются решать свои проблемы аналогично. Борьба добра со злом, ведущаяся на протяжении всего сериала сомнительными методами, увенчивается обычно тем, что «наши побеждают», пусть и с неизбежными потерями. Хотя все чаще в умы телезрителей проталкивается идея, что на самом деле все проще — «бабло побеждает зло»… Опять же, грани стираются, и манипулировать человеком без четких нравственных ориентиров — легче.

А вот любовь сериальная рассчитана преимущественно на женскую аудиторию. Когда в реальной жизни романтики нет и не предвидится, а «сердце просит» — естественно, нужен симулятор, обманка, позволяющая попереживать со вкусом. Помните песенку Водяного из старого советского мультфильма: «Ах, жизнь моя — жестянка! Да ну ее в болото! Живу я как поганка, а мне летааать охота!». Именно в таких жизненных обстоятельствах дамы и «подсаживаются» на сериалы.

Наряду со всем этим реклама также бьет без промаха. Сюжеты ее вьются вокруг двух «постулатов».

Первый — научить вводить друг друга в заблуждение. Обратите внимание, о чем подавляющее большинство роликов: «о ловкости рук без грамма мошенничества», то есть — о том, как грамотно обмануть ближнего своего. Мужа — магазинными пельменями (при этом бонус: заставить его еще и посуду помыть), шефа — имитацией бурной деятельности в офисе, детей — вкусом «натуральных» бульонов… Словом, «Эльдорадо — учитесь, как надо!»

Второй же «козырь» рекламы — это ее способность активно подсовывать нам идеи культа потребления и перфекционизма. Девочкам и женщинам изо всех сил навязывается мысль, что главное их предназначение — вовремя и прочно усесться на мужниной шее и вить из него веревки, не забывая потреблять, потреблять, потреблять: «Ты этого достойна!» А для того, чтоб иметь товарный вид и выиграть в борьбе за лучшего самца, зубы всегда должны быть идеально белыми, волосы — шелковистыми, руки — пропитанными глицерином, на лице — ни единой морщинки: «Вы само совершенство, от улыбки до жеста, выше всяких похвал!» И если вдруг ты не соответствуешь этому идеалу — горе тебе, несчастной, никому ты такая не будешь нужна, даже не мечтай.

Мужчинам внушается, что они должны быть всегда этакими «суперменами», способными, словно по мановению волшебной палочки, решить любую проблему: одновременно и «примерными семьянинами», и трудоголиками, достигающими вершин карьеры и пика материального благополучия. Не бывает такого ребята, не бывает… А тех, кто в это крепко с детства поверит, ждут большие разочарования и, вполне вероятно, даже неврозы: перфекционизм — штука опасная.

Ну и последний «кит» — созерцание чужого труда. Это зрелище нас обнадеживает и заставляет верить в прогресс человечества. Ну вот кто-то же работает, занят увлекательным, полезным делом, интересным для него, нужным окружающим — значит, жизнь идет, всё путём. Наблюдая чужой труд, мы редко воспринимаем это как пример для подражания. Скорее склонны оправдывать свое собственное дуракаваляние: мол, есть же люди, работающие с кайфом, двигающие науку, наполняющие «закрома родины» — и слава богу, мир еще не протух.

Итак, почему же мы так любим смотреть телевизор? С его помощью мы удовлетворяем первобытные инстинкты и одновременно бежим от неудобной реальности, создавая реальность новую, модифицированную, причем, как правило, модифицированную целенаправленно и не нами — а ДЛЯ нас. Словом, добровольно погружаемся в Матрицу.

Есть ли шанс из нее вынырнуть? Как известно, дело помощи утопающим — дело рук самих утопающих. Выбор за вами…

Статья опубликована в выпуске 9.05.2009

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: