• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Марина Полякова Дебютант

Зачем собирать фантики? Музей упаковки

В самом центре Москвы, в 12-м подъезде Политехнического музея (Новая пл., ¾), находится маленький Музей упаковки. В сотый раз пробегая мимо Политехнического, вдруг обращаешь внимание на неприметную вывеску над тяжелой дверью, входишь внутрь и… словно открываешь бабушкин сундук, наполненный ее девичьими сокровищами: коробочка из-под монпансье с видом Елисейских полей, обертка от мыла с изображеньем роковой красавицы, пачка из-под папирос, выкуренных ее женихом, будущим твоим дедушкой. Здесь, в музее, может быть, впервые понимаешь, как интересно узнавать историю того, что зачастую выбрасывают, не глядя — такой безделицы, как упаковка…

Музей вырос из коллекции Игоря Николаевича Смиренного, которому в 1990 году пришла в голову мысль основать журнал «Тара и упаковка». Это был, как оказалось, «первый звоночек» к созданию музея. Работа в журнале спровоцировала Игоря Николаевича на коллекционирование образцов старой упаковки — этикеток, фантиков, коробочек, скляночек-бутылочек и т. д. В 1997 году, когда близилось 850-летие Москвы, а коллекция достигла внушительных размеров, Смиренный с коллегами просто «с улицы» пришли в Политехнический музей с предложением сделать выставку «Упаковка из старой Москвы». Она прошла «на ура».

На будущий год родилась идея выставки «Два века русской этикетки». И вновь — успех. После столь удачного начала Политехнический музей уже просто не мог отказать Игорю Николаевичу и выделил помещение под первый и пока единственный в России Музей упаковки, который и открылся в 1999 году (нынешний 2009 — юбилейный!). Подобные музеи есть еще в Германии и в Швеции, а вот музей в Англии закрылся из-за недостатка финансов.

Музей московский состоит из трех разделов. Первый — упаковка с глубокой старины и до 1917 года, второй — упаковка советского периода (до перестройки), и третий — современная упаковка и ее перспективы. Больше всего при рассматривании экспонатов из первого раздела восхищает то, с какой же тщательностью подходили в дореволюционной России к производству упаковки. Каждая обертка от конфет — маленький шедевр. Каждая коробочка — неповторима.

Когда видишь любовно склеенные коробки для папирос и булавок, флаконы для духов в форме башмачка, обертки для мыла, сделанные по эскизам Билибина или по мотивам произведений Альфонса Мухи, приходит грустная мысль о том, как сильно штамповка и конвейерное производство последних десятилетий обесценили неповторимость вещей. Отдельный стенд посвящен конфетным коробкам, выпущенным в 1912 году к юбилею победы над Наполеоном. Некоторые из них — настоящие коллекционные сокровища, созданные всего в десяти экземплярах.

В дизайне упаковки первых советских лет царит конструктивизм, созданием эскизов для оберток занимались многие художники, например, Родченко и Кандинский. А упаковка последних десятилетий Советского Союза еще хорошо памятна молодым — эти треугольные пакеты из-под молока или конфетные фантики «мишек» и «каракумов» родом из нашего детства.

Музей упаковки — лишь надводная часть айсберга. За этим маленьким образованием кипит большая работа. Создан Центр упаковки, этикетки, дизайна, Объединение дизайнеров упаковки, Лига производителей этикеток. Проводятся экскурсии, конференции, круглые столы, семинары для специалистов, крупные конкурсы.

Когда начинаешь интересоваться упаковкой, выясняется, как много отраслей она затрагивает: упаковочное машиностроение, нефтепереработка (полимеры и пленки), целлюлозно-бумажная, металлургия, производство стекла. А дизайн упаковки — отдельная самостоятельная, сейчас бурно развивающаяся область. А переработка упаковки, проблема реализации отходов!

Цифры: в Советском Союзе до 1995 года на душу населения приходилось до 10 кг отходов упаковки в год (сейчас официальной статистики нет, но по данным журнала «Тара и упаковка» в среднем 55 кг на человека в год). В странах Западной Европы — 100 и более кг. В Америке и Японии — более 200 кг. За границей просто задыхаются от отходов упаковки, у нас же этот бум только начинается.

Посетив Музей упаковки, более внимательно приглядываешься к мелочам. В каждом доме найдется старая жестянка из-под чая или конфетная коробка, которой несколько десятилетий. Не торопитесь их выбрасывать, они — приметы быта, маленькие осколки прошлой жизни и, возможно, музейные экспонаты.

(Фото с сайта Музея упаковки: www.museumpack.ru)

Статья опубликована в выпуске 24.04.2009
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: