• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Марк Блау Грандмастер

Почему так долго строили Панамский канал?

Хотя открытый Христофором Колумбом материк и называется Америкой в честь совсем другого мореплавателя, Америго Веспуччи, память о первооткрывателе здесь увековечена достаточно. Даже более, чем достаточно. Колумбия — это и федеральный округ в США (здесь находится столица страны), и ледник на Аляске, и река, протекающая в Канаде и в Орегоне. Есть еще канадский штат Британская Колумбия. Но самая известная ныне Колумбия — большая страна на северо-западе Южной Америки.

Это сейчас некоторые латиноамериканские владыки пытаются бодаться с Соединенными Штатами Америки и объявляют их по такому случаю империей зла. Двести лет назад Североамериканские Соединенные Штаты были для всего мира светочем свободы.

По крайней мере, в 1819 году, когда Симон Боливар (Simón Bolívar) (1783−1830) изгнал из Южной Америки испанские войска, он представлял, что бывшие колонии станут, подобно США, независимым федеративным государством. Так на географической карте появилась Великая Колумбия.

Но мечта Боливара о «Соединенных Штатах Колумбии» просуществовала совсем недолго. Такова судьба всех мечтаний. Громадная — в половину Европы — территория с никудышной инфраструктурой была плохо управляемой. Это распаляло всякого рода сепаратистские амбиции. Сначала отделилась родина Боливара — Венесуэла. Великого соотечественника объявили здесь врагом народа. Его сторонников попросту убивали, где увидят. Еще через некоторое время отделяется и Эквадор.

Сразу после смерти С. Боливара на оставшейся территории начались «разборки», длившиеся более полувека. В результате перманентных «революций» и гражданских войн даже название страны поменялось. Тридцать один год (1832−1863) Колумбия называлась «Новой Гранадой», как в доброе старое время испанского владычества.

Последнее потрясение страна испытала уже в двадцатом веке. Но началась эта история еще в 1879 году, когда французская компания начала строительство Панамского канала. Канал должен был связать Тихий и Атлантический океаны. Прокладывался он по самому узкому месту континента, Панамскому перешейку. Собственно говоря, название Панама — сокращение слова «Панамерика», то есть «Вся Америка».

Прокладка канала длиной всего в 65,2 км вылилась в грандиозный и позорный долгострой. Руководство компании погрязло в аферах. В русском языке в те годы даже появилось слово «панама» как символ наглого обмана вкладчиков и акционеров. Компания Панамского канала обанкротилась в 1889 году. Один из ее руководителей, знаменитый инженер Г. Эйфель (тот самый, что построил знаменитую стальную башню в Париже), сел в тюрьму.

В 1903 году США решили продолжить строительство канала и заключили договор с Колумбией о сдаче в аренду на длительный срок «панамского коридора». Но сенат Колумбии, воспылав патриотизмом, договор не ратифицировал. США были готовы и к такому повороту событий. Провинция Панама объявила о своей независимости от Колумбии и попросила военную помощь у США. Американские войска тут же были введены.

Новая республика была мгновенно признана США. Обеими странами подписан новый договор об аренде территории канала. Теперь эта земля переходила к США навечно, при одновременном уменьшении арендной платы. Зато на карте Америки появилось еще одно независимое государство.

После чего инженерные войска армии США достроили канал за десять лет. Он был открыт для эксплуатации в 1914 году. В общем, строительство Панамского канала продолжалось 35 лет.

В 1921 году Соединенные Штаты выплатили Колумбии крупные репарации, и отношения между двумя странами стали более или менее нормальными.

Статья опубликована в выпуске 3.06.2009
Обновлено 15.08.2019

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • вот про Эффеля я не знала.

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 22 июня 2012 в 09:34 отредактирован 22 июня 2012 в 09:39 Сообщить модератору

    Статья - пример доступного и лёгкого изложения запутанных событий образования новых государств и "строек века".
    К статье у меня ещё и шкурный интерес. Каков был уровень механизации больших объёмов земляных работ? Я предполагаю, что использовалась и обычная тачка, как на известной картине художника на С о строительстве Николаевской ж/д.
    Я тут между делом обдумал и сварганил довольно необычную тачку,испробовал её и остался доволен как индюк.
    Сочинил для неё такую рекламную зазывалку: " Тачки, которые сейчас в продаже, не претерпели инноваций со времён строительства Суэцкого, Панамского каналов и Николаевской ж/д. За новое выдаются материалы кузова, пневмоколёса при неизменной древней схеме".
    ...Недавно прошло сообщение о том, что Ортега вознамерился построить в Никарагуа свой трансокеанский канал.

    Оценка статьи: 5

  • Ценность статьи снижает небрежность автора (или это опечатки?):
    Веспуччи всё-таки пишется через "е", а коридор с одним "р".

  • Тогда, может, и стали. А как репарационные денежки кончились, так и вспомнили сразу, кому они обязаны. Вспомнили, вспомнили. Теперь понятно, за что нынешний колумбийский президент, так не любит этих парней с Севера...
    Не злопамятные они, колумбийцы эти. Просто злые. За то что такую благодатную провинцию потеряли. Ну, и память у них - хорошая...

    Оценка статьи: 5