• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Гертруда Рыбакова Грандмастер

День железнодорожника, или Какой профессиональный праздник в России самый... старый?

Дым столбом — кипит, дымится
Пароход…
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье…
Православный веселится
Наш народ.
Православный веселится
Наш народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.

Нечасто сейчас можно услышать эту песню М. И. Глинки на слова Н. Кукольника, написанную в 1840 году. Эта песня была одной из любимых в репертуаре Ф. И. Шаляпина. Написана она в честь открытия первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом. А причем тут пароход? А оказывается, паровоз в ту пору называли пароходом! Именно первые поездки на диковинном тогда транспорте и вдохновили поэта и композитора написать эту песню.

Как известно, Царскосельская железная дорога была построена достаточно быстро по тем временам. Руководил разработкой проекта и строительством дороги Франц Антон фон Герстнер, профессор Венского политехнического института, специально приглашенный в Россию. Указ императора Николая I о сооружении первой железной дороги (тогда она называлась чугунной) был обнародован 15 апреля 1836 года, а 9 мая 1836 года начались работы по возведению насыпи. На строительство дороги было привлечено 1800 человек, да в летние месяцы еще сюда направляли 1400 солдат из Красносельских лагерей. И 30 октября 1837 года состоялось торжественное открытие Царскосельской железной дороги в присутствии императора Николая I, всех министров и дипломатического корпуса.

В первом рейсе пароходом (паровозом) управлял сам Герстнер. Через 35 минут под громкие рукоплескания и крики «ура!» встречающих поезд подошел к платформе станции Царское Село (кстати сказать, и сейчас дорога от Витебского вокзала до Пушкина (Царского села) занимает на электричке почти 30 минут). Здесь в двух больших залах приехавших ожидали накрытые столы, состоялся торжественный банкет. «Санкт-Петербургские ведомости» на другой день писали: «Шестьдесят верст в час, страшно подумать… Между тем вы сидите спокойно, вы не замечаете этой быстроты, ужасающей воображение; только ветер свистит, только конь пышет огненною пеною, оставляя за собой белое облако пара. Какая же сила несет все эти огромные экипажи с быстротою ветра в пустыне; какая сила уничтожает пространство, поглощает время? Эта сила — ум человеческий!».

Вначале поезда ходили на конной тяге, и только по воскресеньям — на паровой. Полностью на паровую тягу дорога была переведена 4 апреля 1838 года. От Царского села дорога была продолжена до Павловска, и движение на участке Санкт-Петербург — Павловск открыто 22 мая 1838 года. Дорога была однопутной, что, конечно, создавало некоторые неудобства. Герстнер, чтобы привлечь пассажиров, решил в Павловске совместить вокзал с концертным залом, и там устраивались в летнее время концерты. Помните кинофильм «Прощание с Петербургом»? Иоганн Штраус играл свои концерты в Павловском вокзале! Вот с этой небольшой, протяженностью 27 км, железной дороги, и стала развиваться мощная железнодорожная система России.

Вслед за первой, в 1842 году, было начато строительство двухпутной железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой длиной в 645 километров. Руководил строительством граф Петр Андреевич Клейнмихель. Её строили более 9 лет. Открытие состоялось 1 ноября 1851 года. Первые поезда преодолевали этот путь за 21 час 45 минут, средняя скорость составляла 29,6 км в час. 8 сентября 1855 года дорога получила название «Николаевская железная дорога», в честь императора Николая I. Как строилась эта дорога, сколько простого рабочего люда там полегло, убедительно описал в своем стихотворении «Железная дорога» Н. А. Некрасов:

«Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?»

Во второй половине ХIХ века в России началось бурное строительство железных дорог. Правительство решает проложить железную дорогу к Поволжью — важнейшему хлебному региону страны. В октябре 1874 г. вводится в эксплуатацию Сызранская железная дорога. Затем, в 1877 г. построена дорога до Оренбурга через Самару. Открытие Оренбургской железной дороги было величайшим событием в России, поскольку появился удобный путь для перевозки товаров на азиатские рынки, и ввоза сырья из Азии. Появился новый мощный класс трудящихся — железнодорожников. И в честь столетия со дня рождения Императора Николая I в 1896 году был учрежден День железнодорожника — первый профессиональный праздник России. Приказ по Министерству путей сообщения от 9 июля 1896 года за № 58 гласил: «Государь Император в ознаменование дня рождения Императора Николая I, державной волею коего положено начало сооружения и эксплуатации железных дорог в России, по всеподданнейшему докладу нашему, 28 июня сего года Высочайше повелеть изволил: установить ежегодное празднование годовщины Императора Николая I всеми центральными и местными учреждениями, заведывающими железными дорогами в России. О таковой Высочайшей воле объявлено по ведомству путей сообщения. Министр путей сообщения князь М. Хилков».

Праздновался День железнодорожника ежегодно 25 июня вплоть до 1917 года. В этот день железнодорожники отдыхали, а вечером, как правило, в зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги устраивался торжественный прием с концертом.

После 1917 года праздник был забыт почти на двадцать лет. Традиция чествовать железнодорожников возродилась в России лишь в 1936 году. А связано это было с тем, что в 1935 году впервые за много лет был перевыполнен план перевозок. В конце июля в Москве собрались передовики и руководители производств, многие были награждены орденами. И тогда по просьбе руководителей дорог Правительство указом от 28 июля 1936 года установило день профессионального праздника железнодорожников 30 июля. Позднее его празднование перенесли на первое воскресенье августа.

Сейчас в России общая длина железных дорог составляет 87167 км, и по протяженности мы занимаем второе место в мире после США, где их, как ни странно, в два раза больше — 194731 км. Меня даже удивила эта цифра. Когда ездишь по США, железные дороги не бросаются в глаза, так как они здесь используются в основном для грузоперевозок, а пассажирские поезда ходят не везде, их мало. Как известно, американцы давно предпочитают ездить автомобилями или летать самолетами. А для россиян поезд остается самым доступным и удобным видом транспорта. Думаю, что большинство любит путешествовать именно поездами. Как замечательно смотреть из окна мчащегося поезда на пейзажи, города и села под аккомпанемент звенящих подстаканников, засыпать под перестук колес, на станциях покупать ягоды, пирожки, малосольные огурцы и даже просто горячую картошку! А сколько новых людей узнаешь за время пути, сколько выслушаешь и сам расскажешь разных историй и случаев!

А потому давайте поздравим всех, кто работает на железных дорогах страны, с их профессиональным праздником, и пусть стальные магистрали растут и достигают самых отдаленных мест России!

Статья опубликована в выпуске 2.08.2009
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (20):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Интересная статья. 5
    Накануне праздника помянул их недобрым словом. Ехал из Архангельска, поезд скорый, вагоны внешне красивые, но внутри такое убожество, будто состав из списанных вагонов собрали. В купе даже салфетки на столике не было. Поинтересовался у проводницы, принесла персонально и даже постелила. Оказывается, они у неё припасены, но в другие купе так и не дала.

    Оценка статьи: 5

    • Владимир Рогоза, спасибо! Да, поезда, вернее, вагоны наши все уже состарились за последние 20 лет, новых что-то не строят, а в летнее время, когда вводят дополнительные составы, в ход идут все, давно отслужившие свой век, порой и без минимального ремонта. Лет 5 назад ездила в Казахстан поездом Москва-Бишкек Это было что-то! пахнуло 30-ми годами, да еще было "подсаженных" проводниками пассажиров, что даже на третьих полках спали. А вот поезда, идущие на Урал, как правило, очень аккуратные.

      • Гертруда Рыбакова, да да дополняки это вообще отдельная тема)) Когда они строились, в далекие счастливые годы, предполагалось что в эксплуатации они должны быть 25 лет после этого их списывают, так был один умный дядька который придумал капремонт благодаря которому срок их использования продлевается теперь до 45...Вот так.
        Из личного опыта работы на таком чудо-транспорте очень много интересного случалось... Отдельная тема...

        • Сергей ., раз есть отдельная тема, так стоит написать, ведь все что из личного опыта - очень интересно! Пишите. У меня, правда, в основном все поездки по ЖД с положительным окрасом, разве что вот тот поезд в Казахстан, особенно была посадка в Москве ужасна, как в кино про первые послереволюционные годы - все бежали, толкались, состав подали с задержкой....

  • Вот поезд на Москву. Дранг нах Остен типа.

  • Владимир Б Читатель 20 августа 2009 в 13:42 отредактирован 20 августа 2009 в 13:43 Сообщить модератору

    Гертруда Рыбакова, Хорошо написано "Как замечательно смотреть из окна мчащегося поезда на пейзажи, города и села под аккомпанемент звенящих подстаканников"! Только вот в последнее время чтото растёт протяженность глухих заборов вдоль путей. Оно, конечно, понятно, безопасность, забота о пассажирах, чтоб мимо турникета не проскочили и всё такое прочее, но впечатление порой такое бывает, что в метро едешь!

    • Владимир Б., спасибо за комментарий . Конечно, заборы мешают, сужают обзор, но к счастью, они все-таки не везде. Когда еду в сторону Архангельска, там заборов еще мало, но порой леса в таком состоянии вдоль дороги, что смотреть не хочется - бурелома много, не прибраны совсем, дороги грунтовые, с ямами и огромными лужами. Но, что поделаешь - такая у нас неприбранная страна...

  • Кста, у Родари есть серия историй про воров Хвата и Кулька, так вот Кулёк очень любил ездить на поезде. Он вообще был очень сентиментальный, а семья его была очень бедная. Так что он, можно сказать, в детстве на поездах не накатался.

  • Денис Леонтьев Денис Леонтьев Грандмастер 2 августа 2009 в 03:00 отредактирован 2 августа 2009 в 03:01 Сообщить модератору

    Аббэ рассказывал Мадикен, что в поездах встречаются анархисты с бомбами. А ещё на поезда нападают конные индейцы, совершаются воздушные налёты, выскакивают на пути двинувшиеся умом автомобилисты... В общем, на поездах ездить очень опасно.

  • Сергей . Сергей . Читатель 2 августа 2009 в 13:45 отредактирован 23 мая 2018 в 07:48 Сообщить модератору

    Гертруда Рыбакова, спасибо вам!!!! очень интересная статья!!!ВСех железнодорожников с праздником!!!!!!В какой то степени это и мой праздник-работал проводником в студенчестве!
    Виталий данилов, если вы имеете ввиду под словами "Государство в Государстве" что железнодорожное ведомство монополизировано то ИМХО ответ здесь может быть только единственный-пассажирские перевозки в России убыточны т.е. если их отдать частному сектору никто нас возить не будет, частично убыточность покрывается грузовыми перевозками..Поэтому оно до сих пор как одно из необходимых услуг по удовлетворению нужд населения в первозках находится "под крылом".

  • История железных дорог - славная страница в российской истории. Статья написана хорошо.

    Оценка статьи: 5

  • Гертруда Рыбакова, Выбирать прекрасные темы для обсуждения - это Ваша профессия и я Вам завидую.У Вас есть и вкус и время и интеллект и другие возможности для написания статей.Моя Вам оценка 5+.

    Но не могли бы Вы нас всех просветить(ведь для написания материала Вы перелопатили много информации) - почему железнодорожное ведомство у вас стало Государством в Государстве и кто конкретно за этим стоял,да стоит сечас?

    • виталий данилов, Спасибо большое на добром слове! Насчет того, что РЖД - государство в государстве - что вы имеете в виду? Что оно живет по своим законам? Так это не совсем верно. РЖД подчиняется общим государственным законам, и налоги отчисляет безусловно, а что у них свои есть положения и уставы, так они у всех крупных концернов есть! И хорошо, что в период развала в стране всего и вся, РЖД не перестали существовать, и исправно возят и пассажиров и грузы! Низкий им поклон за это.

  • Да от поездов вообще лутче держаться подальше.

    читать дальше →



    Кирпичом по бошке получить и то не так страшно, как оказаться под т.н. "предохранительной" решёткой...

  • Ишшо пример.

    читать дальше →

    • Денис Леонтьев, спасибо большое за развернутые комментарии! А я все равно всем видам транспорта предпочитаю железную дорогу, люблю поезда ! В студенчестве приходилось ездить и на третьей полке в общем вагоне, да и тяга была тогда - паровозом, на угле, так что после суток в поезде выходили с вагона черными от сажи - как шахтер из шахты. Но поездки все равно всегда были в радость.

      • А это отрывок из книжки, которую написал я сам.
        читать дальше →

      • Вот Эдгар По интересно писал про то, что будет через 300 лет и какие тогда будут поезда. Джанни Родари тоже хорошо писал про поезда. Например про то, как он разговорился с попутчиком на маршруте Милан-Лавено и услышал от него уйму невероятных вещей. Что вся семья этого человека была одержима страстью к коллекционированию и его дедушка в частности все отпуска проводил в поездах, поскольку его целью было собрать билеты на все итальянские маршруты. Так он и ездил сплошь местными поездами от полустанка до полустанка, повсюду выходил и покупал билет до следующей остановки. Под старость купил билет на станции Крочикье, он был на этой линии за 27 лет до этого, но по случайности проскочил эту станцию. И завершил-таки свой нелёгкий труд. Но вообще коллекционирование привело к трагическому концу большинство членов этого семейства, в том числе самого попутчика. На глазах автора его потащил в участок полицейский. Потому что этот синьор имел своей целью собрать свистки начальников всех станций, где бывал его дедушка.
        Вообще я в детстве очень любил ездить поездами. А сейчас чаще летаю самолётами - ради экономии времени. Что поделаешь, опасно, но как в наш век без этого. И в конце концов все там будем, а умереть в своём дому, когда он невзначай возьмёт и рухнет, вообще глупо и совсем неинтересно.

  • Пример поездного случая.

    «MONTANA EXPRESS»
    В ШТАТЕ Монтана, близ гоpода Биллингc, некий меcтный автомобилиcт, изpядно «пpиняв на гpудь», пеpепутал по пути домой из баpа подъездную доpожку c пpоходившим неподалеку железнодоpожным полотном. Он довольно долго катилcя по шпалам, пpежде чем cообpазил, что машину как-то не по-ноpмальному тpяcет и подкидывает, — точно не по доpоге она едет, а по пеpеcеченке. Hо едва до него это дошло, как в заднее cтекло автомобиля уcтавилcя мощный пpожектоp, а по окpуге pазнеccя зычный гудок. Машину догнал железнодоpожный cоcтав, шедший в том же напpавлении. По cчаcтью, машиниcт вовpемя заметил помеху на pельcах и уcпел cбpоcить cкоpоcть.
    Со cтpаху водитель пpотpезвел мигом, — но cъезжать c полотна было некуда: железная доpога уже шла по довольно выcокой наcыпи. Пpишлоcь автомобилю и поезду cледовать «цугом» до ближайшего пеpеезда, где можно было cвеpнуть c железной доpоги на обычную. А на том пеpеезде бухого водилу уже поджидала поднятая по тpевоге доpожная полиция: машиниcт поезда cвязалcя c ближайшей cтанцией, cообщил, что его cоcтав пpибудет c опозданием, и объяcнил почему. Hа cтанции cначала не повеpили, но потом cнеcлиcь c меcтным полицейcким учаcтком, и те поcлали навcтpечу поезду патpульный экипаж — pазбиpатьcя.
    Долго будет тепеpь этот тип ездить вмеcто cвоего автомобиля на том cамом поезде. Пpава-то у него отобpали.