• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Илона Грошева Бывший выпускающий

Как правильно ездить по Прибайкалью, или Бурхан, ты меня помнишь?

Понадобилось не так много времени, чтобы понять и оценить — помимо распахнувшихся возможностей смотреть мир за пределами страны, есть много этих самых возможностей и в её пределах. И эти пределы — ого-го. Не зря ворчат очкастые аналитики — был бы порядок в стране, будь она до Волги, но не дальше…

Много дальше — туда, где Байкал, священное озеро на священных берегах.

Безусловно, путешествия по территориям с различными культурами и традициями приносят много новых впечатлений. Но главное, пожалуй, и там, и здесь — согласиться с одним важным правилом, принять его просто как истину в божественной инстанции: как принято здесь, так и делайте. Становитесь именно тем, кто живёт в этой стране, и тогда вы не будете «конфликтовать» с местностью и сможете сочетаться с ней, как рыбка с аквариумом.

Всадник, слазь с коника!

Путешествуя по Прибайкалью, вам обязательно доведётся встретиться с бурханами. Они обращают на себя внимание, когда вы, любопытные, спрашиваете — а что это за тряпочки на дереве у дороги?

Дело в том, что у каждой местности есть свой хозяин. Он бережёт вверенную ему территорию, и, чаще всего, это связано либо с очень красивыми пейзажами, либо с сакральными символами и целебными источниками. Так или иначе — именно здесь проживает хозяин местности, и вам необходимо попросить его расположения. Вот здесь начинаются странности.

Само по себе слово «бурхан» — это тюркско-монгольское модифицированное Будда-бог, Будда-господин. В силу удивительно гармоничного слияния верований и традиций на территории Прибайкалья, древние верования хадаши, шаманизм, ламаизм и буддизм явили собой вот такой яркий пример — бурхана.

Итак, здравствуй, Хозяин! Деревья в ленточках — это пожелания счастливой дороги себе, любимым путешественникам, надежды на благополучие и удачу. Дань бурхану отдаётся в виде всего ценного для человека — это могут быть спички или монетки, символизирующие нечто очень нужное.

Трудно сказать, когда, но появилась и такая традиция — «бурханить» — то есть выпить горячительного и как следует закусить. Иногда это выглядит устрашающе: автобус с путешественниками, совершенно «никакой», и на каждом бурхане — вновь застолье. Скорее всего, так трансформировалась традиция «брызгать» — то есть давать бурхану некоторое количество водки в соответствии с шаманскими ритуалами.

Сама по себе привычка выпивать из пластикового стаканчика, установленного на капоте, не имеет ничего традиционного — ведь в традициях бурят никогда не было разгульного пьянства даже по очень серьёзному поводу. Пить молочную водку могли только состоявшиеся мужчины, которые уже свое отвоевали, родили здоровых детей и поставили крепкое хозяйство. Да, именно они могли позволить себе, напевая степное мягкое «эге-гей», потягивать плошку архи, ворча на нерасторопных потомков. Традиции же путешественников были иными: бурят обязательно должен был сойти с коня, поприветствовать хозяина местности и испросить для себя и своего рода благословения. И только пройдя участок, где живёт бурхан, всадник вновь садился на верного скакуна и мог быть спокоен, что тот не подвернёт ногу.

Воля ваша, каким образом вы соберётесь проявить уважение к бурхану. Но вот что странно. Даже самые закоренелые скептики, которые пробираются на машине к острову Ольхон, знают — «бурханить» нужно. Ведь надоело уже — то шина лопнет, то машина заглохнет. Какое-то безобразие, в конце концов!

Как бы ни выглядело сегодняшнее Прибайкалье, претерпев множество несуразностей не по своей вине (бурханы в политике вряд ли сильны), будьте вежливы на этой территории. Не делайте ей больно, старайтесь не осквернять её мусором и своими плохими мыслями — просто потеряйте весь этот мусор и больше к нему не возвращайтесь. Окуните ладони в воду Байкала, обернитесь к Хамар-Дабану, поздоровайтесь с Саянами.

Здесь когда-то проходил Иисус Христос (так утверждают старики-шаманы), здесь провёл много времени Чингисхан, здесь случались и будут ещё случаться удивительные события. Отсюда возвращались Антон Павлович Чехов и Герберт Уэллс — изменившимися.

Этот край очень легко объяснит вам главный принцип сосуществования человека и матери его — природы. Мы неотделимы друг от друга. Мы состоим из тех же элементов, что и природа. Если мы бережно относимся к каждому элементу природы — и с нами всё хорошо. Если небрежны и не нашли, куда бросить пакет из-под «кириешек» — как будто забыли шарф надеть, а на улице пронизывающий ледяной ветер.

У меня просьба — встретитесь с бурханом, передайте ему от меня привет. Хорошо?

Статья опубликована в выпуске 31.01.2007
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: