• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Константин Кучер Грандмастер

Какой дворец называют «венгерским Версалем»? Фертёд

В XVI веке мало кому известный братиславский дворянин, или, если точнее, пожоньский, именно такое имя носил город, исполнявший в то время обязанности венгерской столицы… В общем, чтобы никого не путать — дело так было. Решил Ференц Захарзи сменить фамилию. А в слове и деле своём был он человек твердый. Решил и — поменял благополучно.

И что? Мало ли кто, когда и по какой причине фамилию меняет?.. Навряд ли этот факт из биографии Ференца остался бы в анналах европейской истории, если бы не его славные потомки, немало сделавшие для того, чтобы спустя многие столетия новая фамилия пожоньского дворянина оставалась на слуху.

Кто-то из нас любит сладкое, кто-то — не очень, но торт к празднику покупают почти все. Ну, а кто не покупает, тот его, как правило, сам печёт. А чтобы перед гостями не опростоволоситься, перед тем, как из кухонного шкафчика достать муку, а из холодильника — молоко, сметану или сливки, не грех предварительно и в какую толстую книжку с рецептами заглянуть. Кто это делал, да ещё если и не один раз, тот должен помнить, что есть такой… Ну, оч-чень вкусный тортик с оригинальным именем — Эстерхази.

Профессиональные кондитеры поговаривают, что автором этого рецепта был не кто иной, как князь Пал Антал Эстерхази. Австрийский военный деятель, фельдмаршал, основавший в Кишмартоне (нынешнем Айзенштадте) музыкальную школу.

Но сегодня — не о нём. О его младшем брате — Миклоше Иосифе, который ещё при жизни получил прозвище «Великолепный». И не просто так получил. Дыма ж без огня, как правило, не бывает!

Ну, согласитесь, как ещё можно назвать человека, характер которого полностью соответствовал его неофициальному девизу: «Всё, что Кайзер делает хорошо, я должен сделать ещё лучше!». И делал. Благо, средства позволяли. Князь был не «одним из самых», а самым богатым из всех венгерских дворян того времени. Так что мог себе позволить… Не только то, что могли себе позволить исключительно европейские монархи, но и более того. То, о чем они даже и не мечтали.

Вот, казалось бы, чего ему не хватало? Был ведь в родовом имении Эстерхаза, возведенный в 1720 г. ещё папенькой — Йожефом Эстерхази — охотничий замок: 20 комнат, 2 парадных зала, за три месяца построенные ни кем бы там… Известным венским архитектором Антоном Эрхардом Мартинелли.

Ну, чего ещё?! От добра добра, как известно… Нет. У Миклоша должно быть не просто хорошее. Или лучшее там. Самое лучшее должно! Чтобы во всей Венгрии, как минимум, такого — больше ни у кого.

И ведь сделал! Причем, в рекордно короткие сроки. Всего три года — с 1763 по 1766 год — продолжалось строительство, в результате которого удалось создать архитектурную жемчужину, и сегодня считающуюся самым большим и самым красивым дворцом Венгрии в стиле барокко. Дворец Эстерхази. Или, как его стали именовать почти сразу после завершения строительства и продолжают называть до сих пор — «венгерский Версаль».

Охотничий замок был серьёзным образом перестроен и расширен за счёт боковых зданий, подковой охвативших внутренний дворик, центр которого украсил огромный фонтан со скульптурами дельфина и херувимов. На главном входе посетителей дворца поражали созданные в 1764−66 гг., скорее всего, Мелькиором Хефеле, кованые ворота, по праву относящиеся к шедеврам кузнечного искусства. На разделяющих отдельные части ворот колоннах в качестве почетного караула встали резные каменные вазы в стиле рококо.

Над главным входом во дворец расположился поддерживаемый парными колоннами балкон, на который можно попасть по двухмаршевой пандусной лестнице, богато украшенной фонарями, статуями и оригинальными коваными перилами.

В самом же здании было оборудовано 126(!) комнат. И каких! Одна лучше и богаче другой.

На первом этаже расположились помещения для отдыха, летняя столовая и, пожалуй, самое красивое помещение дворца — зал для приёмов. Оформленный в итальянском стиле, он напоминает грот, пол которого выложен белыми мраморными плитами. В тон ему — стены, частью для контраста подкрашенные мягкой, успокаивающей глаз зеленью. На сводчатом потолке изображены мифологические сюжеты и танцующие ангелы, в руках которых цветочные гирлянды в форме фамильного вензеля семьи Эстерхази — латинской буквы «Е».

Здесь же, на первом этаже, можно полюбоваться установленными в банкетном зале скульптурами Иоганна Росслера.

Сохранились в замке и прекрасные фрески Йозефа Милдорфера, одного из тех многих венских живописцев-академиков, которые по приглашению Миклоша Эстерхази работали во дворце, оформляя его интерьер. На потолке парадного зала, например, изображен Аполлон на колеснице, на которую откуда ни посмотри — ощущение всё равно такое, будто выезжая прямо из неба, колесница мчится прямо на тебя, грозя буквально через считанные секунды повергнуть ниц и в плоский блин раскатать по полу неосторожного посетителя…

Но впечатление обманчиво. Четыре скульптуры, изображающие времена года, как стояли два с лишним века тому назад по углам зала, так и сегодня — в целости и сохранности. Не смяла и не растоптала их колесница грозного греческого бога.

И это — только несколько комнат из тех 126, что были богато декорированы в стиле рококо и обставлены великолепной мебелью, гобеленами, часами, венецианскими зеркалами и картинами из обширной коллекции князя.

Правда, золотой век «венгерского Версаля» длился недолго. В 1790 г. Миклош Эстерхази скончался. Его потомки переехали в основное семейное поместье — Кишмартон (Айзенштадт), перевезя туда большую часть картин, мебели, предметов роскоши. А дворец в Эстерхаза был практически брошен на произвол судьбы. Его помещения использовали в качестве складов, конюшен. В здании самого дворца во время Второй мировой войны располагался госпиталь. И, как печальный, но вполне прогнозируемый результат — почти полная утрата интерьеров, бывших когда-то гордостью не только Миклоша «Великолепного».

Но… Не всё так плохо, как кажется. В 1958 г., после тщательной реставрации, восстановивший свой величественный облик дворец Эстерхази снова открыл свои кованые ворота перед посетителями. В 2004 г. имение «пережило» ещё один грандиозный ремонт, в ходе которого реставраторы перекрыли всю крышу основного здания и пристроек, восстановили систему отопления, заменили окна. Так что сегодня «венгерский Версаль», пожалуй, даже лучше и величественнее, чем был при князе Миклоше.

Только не надо искать на карте Венгрии населенного пункта «Эстерхаза». В 1950 г., после его объединения с селом Шюттёра, у поместья другое имя. Фертёд.

А Фертёд, он же… Буквально в двух шагах от Шопрона. 25 километров на юго-восток от «самого средневекового» города Венгрии.

Так что если вдруг кто-то когда-то попадёт в Западно-Задунайский край… Ну, мало ли?! Ни в коем случае нельзя проезжать мимо маленького венгерского села Фертёд, в котором и жителей-то… Всего 3 тысячи. Но поверьте, Фертёд стоит если не мессы, то хотя бы того, чтобы остановиться и посмотреть великолепный «венгерский Версаль». Лучше один раз увидеть…

Статья опубликована в выпуске 4.07.2010

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Константин Кучер Константин Кучер Грандмастер 25 мая 2010 в 09:33 отредактирован 25 мая 2010 в 09:37 Сообщить модератору

    Внутренний дворик перед главным корпусом Дворца.
    В нижнем левом углу снимка просматривается фонтан с дельфином и херувимами (край его бассейна), установленного перед зданием.
    Хорошо также виден балкон над главным входом, поддерживающие его парные колонны и двухмаршевая пандусная лестница.
    Особое внимание, на мой взгляд, стоит обратить на окна третьего этажа (под фронтоном). Заметили? Они выполнены в форме... виолончели.
    Кто-то из мудрых как-то сказал, что архитектура - это музыка, застывшая в камне. Не знаю, как в общем и целом, но по отношению к такой частности, как Дворец Миклоша Эстерхази, это высказывание верно на все сто.

  • Элемент кованых ворот, созданных в 1764-66 гг., скорее всего, Мелькиором Хефеле

  • Константин Кучер Константин Кучер Грандмастер 25 мая 2010 в 09:40 отредактирован 25 мая 2010 в 11:27 Сообщить модератору

    Вот такая красота... Или кто-то скажет, что это - не так?!
    И... Между прочим, это тыльная сторона здания. Обратите внимание, цвет фасада отличается от того, в который Дворец выкрашен со стороны внутреннего дворика.

  • Позади Дворца был разбит французский сад, аллеи которого украшали статуи, вазы, фонтаны и... Какие-то "лампионы". А заканчивался сад... Искусственным водопадом.

  • Таких фотографий внутренних помещений Дворца, которые бы соответствовали строгим правилам "Школы", мне, к сожалению, найти не удалось, но их можно посмотреть вот здесь:
    1. Одна из фресок Йозефа Милдорфера с изображением Аполлона на колеснице
    http://www.flickr.com/photos/azso/3792030282/
    2. Специальный игральный столик. Только не для игры в карты. В... домино.
    http://www.flickr.com/photos/barry_432/2777896576/in/photostream/
    3. Несколько комнат из тех 126-и, которые когда-то были во Дворце.
    http://www.flickr.com/photos/zsoolt/2375109884/
    http://www.flickr.com/photos/barry_432/2777036087/

  • Какая красота.

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо, Ольга. Сегодня по Культуре была интересная передача о Секешфехерваре. У меня через недельку должна пройти пара статей об этом венгерском городе, но в передаче основной акцент был сделан на замок Бори, о котором я, к сожалению, пока ничего не написал. А это очень интересное сооружение, в течение 20-и лет первой половины прошлого века построенное одним человеком - архитектором и скульптором Й. Бори, как подарок любимой супруге.