• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Грандмастер

Как стать космонавтом? 6. Падение звезд

Обидно потерпеть аварию на самом финише. Тем не менее, и это случалось.

5 августа 1966 г. было принято решение, что «Союз-1» будет пилотировать Владимир Комаров. Его дублером назначили Юрия Гагарина. Как известно, этот полет закончился трагически.

Корабль не был доведен до необходимого технического уровня. Но Брежневу очень хотелось блеснуть очередным достижением в космосе к Первомаю, и он потребовал срочно организовать полет. Ракету стали спешно готовить к старту. Первая же проверка выявила более сотни неполадок. Вообще-то, лететь должен был другой космонавт. Однако, после сообщения о таком числе неисправностей, у него поднялось кровяное давление, и врачи запретили отправлять его в полет. Уговорили лететь Комарова, как наиболее подготовленного космонавта.

После успешного старта корабля о его полете было объявлено по радио, и все ждали его возвращения. Корабль вышел на орбиту, но неполадок оказалось так много, что его надо было срочно сажать. Комаров ругался из космоса: «Дьявольская машина. Ничто не поддается управлению!».

Несмотря на неполадки, он вывел корабль на траекторию снижения.

Подвела его технологическая небрежность одного из монтажников. Чтобы добраться до одного из агрегатов, рабочий просверлил отверстие в теплозащитном экране, а затем забил в него стальную болванку. При входе космического корабля в плотные слои атмосферы болванка расплавилась, струя воздуха проникла в парашютный отсек и сдавила контейнер с парашютом. Тот вышел не полностью. Космонавт выпустил запасной парашют.

Тот вышел нормально, но капсула начала кувыркаться, первый парашют захлестнул стропы второго и погасил его. Комаров потерял какие-либо шансы на спасение. Он понял, что обречен, и на всю Вселенную обматюгал наших правителей. Американцы записали его душераздирающие разговоры с женой и друзьями, жалобы на нарастание температуры, предсмертные стоны и крики. Владимир Комаров погиб при ударе спускаемого аппарата о землю.

Нечто отдаленно похожее было и у американцев. Космический челнок «Колумбия» стартовал с мыса Канаверал 16 января. Посадка «Шаттла» должна была состояться 1 февраля в 16:16 (по киевскому времени) в Космическом центре Кеннеди на мысе Канаверал во Флориде.

Это бы и случилось, если бы… если бы в 15:57 не начали массово отказывать температурные датчики, расположенные в левом крыле космического челнока.

В момент аварии «Шаттл» находился на высоте 60900 метров над уровнем моря, чуть севернее центральной части Техаса. Сообщалось, что его скорость была около 8 километров в секунду (20 тысяч километров в час), то есть, в 18 раз превышала скорость звука.

И случилось непоправимое. В 16:00 связь с кораблем была утеряна. А вскоре телекомпании всего мира прервали передачи и показали кадры, на которых видно, как небо разрезал инверсионный след спускающегося челнока. Затем белая линия распалась на две части, а там и на много мелких полос.

«Шаттл» не был обеспечен индивидуальными средствами спасения, и астронавты не смогли катапультироваться с борта космического челнока. Слишком высоко находились они над землей, слишком велика была скорость их полета…

Продолжение

Статья опубликована в выпуске 11.04.2007
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Столько частей, когда до конца до конца дочитаешь, забудешь с чего начал

  • Борцу за справедливость, поставившему мне "кол": Будьте бдительны, тщательно считайте, сколько единиц вы выставили. А то "арестуют" аж на сутки. И не позволят больше проявлять величие вашей души!

  • 7 ноября 2007 года шаттл "Дискавери" завершил миссию STS-120 и удачно приземлился на космодроме на мысе Канаверал в штате Флорида, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на дежурного представителя космического Центра НАСА имени Кеннеди.

    Рекордным темпам строительства станции помешали неполадки и повреждения, которые проявились во время выходов в открытый космос. Сначала на системе, которая автоматически поворачивает к Солнцу панели солнечных батарей с правого борта станции, были обнаружены следы износа. Астронавты собрали металлическую стружку, обнаруженную на подшипнике системы, и сфотографировали поврежденное место.

    Затем на непродолжительное время выключилась система поглощения углекислого газа в американской лаборатории МКС "Дестини".

    Однако на этом "космические беды" не закончились. Во время третьего выхода в открытый космос астронавты ударными темпами, всего за 2,5 часа установили на постоянное место сегмент P6. Четыре монтажных болта закрепили сегмент. Началось развертывание панелей солнечных батарей.

    Одна панель развернулась нормально, вторая была развернута на три четверти, когда на ней был обнаружен разрыв примерно в 75 сантиметров. Развертывание было остановлено.

    Под угрозу встало дальнейшее строительство станции.

    Для выполнения большего объема работ пребывание шаттла у МКС было увеличено, а количество выходов в открытый космос возросло с обычных трех до пяти. Когда стало известно о повреждении панели солнечной батареи, было принято решение сократить количество выходов до четырех.

    Четвертый выход в открытый космос дважды переносился на сутки, для получения специалистами НАСА дополнительного времени на разработку плана действий по ремонту панели. К счастью, астронавту Скотту Паразински в субботу удалось сшить специальными скобами поврежденную панель и она была успешно развернута.

    http://palm.rus.newsru.ua/world/07nov2007/diskaveri.html