• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галя Константинова Грандмастер

Африканские танцы: в них бьется сама жизнь?

Звуки тамтамов. Непроизвольно начинает двигаться все тело. Даже не замечаешь, как сам начинаешь выкрикивать незнакомые слова (ведь самый главный музыкальный инструмент в Африке — человеческий голос)… Но основной ритм задают барабаны, и он пронизывает все существо, ведь это ритм-сердцебиение целого сообщества, пульсация самой жизни…

Так или чуть по-другому описывают свои ощущения от соприкосновения с африканскими танцами многие путешественники, исследователи, этнографы и хореографы.

Ритм, танец, музыка. С музыкой сложнее — многие африканские языки вообще не имеют определения для музыки, самого слова нет (или одно-единственное слово и для танца, и для музыки). Хотя музыка в Африке есть — но в целом это единое искусство: ритм, танец, песня, пантомима и театральное представление. Синтез всего. Физическое раскрепощение тела и единение душ в общем действе. Ничего заученного, важен процесс.

Африканские танцы старше индийских и уходят в глубину тысячелетий. И, в отличие от Индии, в Африке не было в строгом смысле школ, не говоря уже о манускриптах с описанием движений. В широком смысле — конечно, танец был жизненной школой, ведь все, что нужно было рассказать, так и передавалось, и воспринималось. Нельзя забывать, что во многих странах Африки не было своей письменности, все традиции передавались изустно и наглядно. И наоборот, поскольку письменности не было, все, что нужно было передать потомкам, передавалось с помощью танца… Вся история племени, верования, все важнейшие события — все передавалось и изображалось с помощью языка танца. А племен в Африке — великое множество.

Если в Северной Африке значительно влияние арабских танцев, то в Центральной, Западной и Южной Африке, по впечатлению, все сохранилось в неприкосновенности чуть ли не с доисторических времен. Так и существуют сейчас африканские танцы: и как древнейшие, отдающие архаикой (их называют «этническими»), и как отдельные движения, перешедшие в культуры других стран (Латинская Америка и прочее), и уже современные, городские, постановочные.

Последние полвека интерес к африканским танцам растет в геометрической прогрессии. Здесь не только этнографический интерес: и «хореографический» (сколько современных известных нам танцев имеют тесную связь с африканскими движениями), и даже медицинский. А с учетом того, что при исполнении этих танцев должен присутствовать элемент некоего особого состояния (транса) — необходимы и исследования психологов.

Танцующих можно увидеть на древнейших наскальных рисунках (около 8 тысячелетия до н.э.). Ничего удивительного: танцы в Африке до сих играют важнейшую социальную роль. Они учат общественному поведению, они помогают работать. Даже если женщина мотыжит — она двигается так, как будто танцует. В общем ритме работы-танца-жизни. Пластичность и любое физическое действие — неразделимы. Пластика одновременно отстраненная и чувственная. Такое впечатление, что человек просто позволяет своему телу двигаться. А уж оно само знает — как. Тело просто дарится, отдается динамичному ритму, а все ритмы, в свою очередь, уже заложены в теле. Как только слышен призывный звук барабанов, тело само переключается на другие ритмы — ритмы праздника и танца.

Африканские танцы пересказывают древние истории о богах и человеческих делах. А нательные рисунки — тоже в помощь рассказу, сплошная символика. Даже цвета (красный — сила и мощь, черный — плодородие) играют большое значение в осознании танца. Важно и число линий, например, 3 — мужская символика, 2 — женская.

Танец в Африке сопровождает фактически все события человеческой жизни — от рождения до смерти. Все праздники и церемонии с танцами, соревнования — с танцами, утешение и лечение — тоже с танцами. И похоронные церемонии тоже с особыми ритуальными танцами. А уж рождения детей, свадьбы, обрядовые праздники — это сплошной танец, охватывающий все племя.

Танцев-ритмов — удивительное многообразие. Оно же в красочности костюмов, рисунков и татуировок, масок. Танцуют и с предметами, непривычными нам. Наиболее знакомый вариант — танец на ходулях.

Танцы — театральные действа — и сейчас самая популярная традиция в странах Центральной и Западной Африки. На сегодняшний день без этого жанра не обходится ни один фестиваль или карнавал в городах.

А в деревнях продолжают танцевать так, как делали это в достопамятные времена. Звучат тамтамы. Непроизвольно начинает двигаться все тело. Ритм задают барабаны, и он пронизывает все существо, ведь это ритм-сердцебиение целого сообщества, пульсация самой жизни…

Изучение африканских танцев только начинается. Но уже давно известно — как, когда и зачем танцуют. И об этом — в следующей части.

(Посмотреть примеры африканских танцев можно в комментариях).

Статья опубликована в выпуске 4.11.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: