• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ашот Гарегинян Профессионал

Кто такие езиды?

«О Всевышний, помоги семидесяти двум народам мира, помоги страждущим, тем, кто на чужбине, тем, кто в странствии, тем, кто в нужде, и под конец — помоги нам!» Так каждый день, становясь лицом к солнцу, произносят свою молитву езиды — не менее 3−5 раз в день.

 — Когда наш народ узнал мир, уже существовало 72 народа, — говорит езидский духовный деятель, главный редактор газеты «Ездихана» Гасан Тамоян. — Этим и объясняется число, фигурирующее в нашей молитве.

Историческая родина езидов — Месопотамия. Они считаются прямыми потомками древних вавилонян. А их вероисповедание — езидизм — представляет собою отголосок древневавилонской государственной религии, уходящей своими корнями в глубь тысячелетий. По другой оценке, езидизм возник в результате смешения суфийского учения с доисламскими верованиями, а также с христианскими гностическими учениями. Сегодня езиды проживают, в основном, в Ираке, Турции, Сирии, также живут в России, Грузии, Армении, ряде стран Европы. Их общая численность оценивается примерно в 0,3−0,5 млн. чел.

По общепринятому определению, езиды представляют собой отдельную группу курдов. Однако сами они, как правило, дистанцируются от курдов — в большинстве своем мусульман, — отрицая общность с ними. Единства по этому вопросу нет до сих пор. «Ныне на международном уровне езиды признаются отдельной этноконфессиональной группой, — отмечает кандидат исторических наук Виктория Аракелова. — Это достигнуто благодаря усилиям армянских востоковедов, а вовсе не благодаря политикам и борцам за права национальных меньшинств. Между прочим, такое признание стало важным фактором обеспечения национальной безопасности, поскольку отвело от Армении серьезную угрозу стать страной с «курдским фактором».

Само происхождение самоназвания этого народа — «езид» или «эзид» — до сих пор не выяснено до конца. По одной из версий, это слово происходит от персидского «иезд», что означает «бог» (научный мир склоняется именно к этому варианту). По другой — от имени гениев добра и света в зороастрийском учении. Есть также версия о происхождении слова «езид» от имени халифа Йязида, сына халифа Моавии. Построенная на созвучии, эта версия многими отвергается. Однако самим езидам она стоила немало крови: халиф Йязид был убийцей почитаемого шиитами Хусейна, сына праведного халифа Али ибн-Абу Табиба, так что в глазах шиитов езиды несут ответственность за это.

Однако, несмотря ни на что, мало кто берется оспаривать тот факт, что езиды — действительно один из древнейших народов мира. Сохранивший свою национальную самобытность, язык, обряды, традиции, праздники. Главные святыни езидов находятся в Северном Ираке; крупнейшая из них — Лалеша Нурани («пресветлый» или «священный» Лалеш). Каждый езид хотя бы раз в жизни обязан совершить паломничество туда. То есть Лалеш для езидов — то же, что Иерусалим для христиан, Мекка для мусульман или гора Фудзияма для синтоистов. В Лалеше находится гробница основателя и реформатора езидской религии Шейха Ади ибн-Музаффара, который жил и творил в XI—XII вв. нашей эры.

В середине декабря езиды отмечают один из четырех своих главных праздников — «Аида Эзида» (Праздник езидов). Это день примирения. Он по традиции приходится на вторую пятницу декабря. В предшествующие этому дню вторник, среду и четверг соблюдается строжайший пост: до захода солнца нельзя ни есть, ни пить, ни курить. В четверг вечером духовники (шейхи, пиры) и миряне (мриды) собираются у священнослужителя, поют религиозные гимны, танцуют. А в пятницу посещают соотечественников, у которых недавно умер кто-то из близких.

Неделю спустя после «Аида Эзида» наступает «Аида Шамс», или Праздник Солнца. Происходят примерно такие же празднества и церемонии. В феврале отмечают «Хыдыр Наби». Это имя ангела-покровителя, который помогает исполнению праведных желаний человека. Через него и при его содействии исполняется ниспосланное божественное веление и предначертание судьбы. Наби покровительствует влюбленным и воссоединяет любящие сердца. В день праздника молодежь съедает соленые лепешки, чтобы увидеть во сне своего суженого. Тут, пожалуй, можно усмотреть некоторые параллели с армянским праздником святого Саргиса, также отмечаемым в феврале.

А начинается год у езидов не в январе, как мы привыкли, а в апреле (как у многих древних народов). Приход Нового года совпадает с первым главным езидским праздником, который отмечается в первую среду апреля. Он связан с именем Малак-Тавуса — слуги Бога, действующего непосредственно по воле Верховного Всевышнего. Под именем Малак-Тавуса (Царь-Павлин) почитают Эзраила как высшего среди семи ангелов, созданных Всевышним; имена остальных — Джибраил [Гавриил], Михаил, Дирдаил, Симкаил, Эзазил [Азазель] и Эсрафил [Рафаил]. Царя-Павлина считают падшим ангелом и отождествляют с христианским Люцифером и мусульманским Шайтаном. Поэтому соседние народы начали воспринимать езидов как «чертопоклонников». Однако езиды верят, что в конце времен Бог помирится с павшим ангелом. Поэтому религия езидов строжайше запрещает проклинать Сатану. Кстати, нередко им за это крепко доставалось — притом, что сами они традиционно лояльны ко всем религиям. (Источник: Википедия).
В указанный день Малак-Тавус был послан Господом на землю, чтобы передать езидам Его заветы. В канун праздника женщины под руководством старшей в семье пекут большую гату (ритуальный круглый сдобный пирог), в которую запекают бусы. На следующий день глава семьи раздает гату членам семьи и родственникам. Кому достанется кусок с бусами — тому весь год будет сопутствовать удача. Кроме того, с апрелем у езидов связано еще одно поверье: этот месяц считается «невестой» всех остальных месяцев, поэтому в апреле запрещено создавать семью, строить дом, копать землю, сеять или менять место жительства.

В Армении в настоящее время проживает несколько десятков тысяч езидов. Взаимоотношения обоих народов уходят, как говорится, в глубь веков. И эти взаимоотношения всегда были дружественными. В свое время езиды, не отказавшиеся от своей веры, тоже, как и армяне, подверглись многочисленным лишениям, вынуждены были покинуть свою историческую родину, спасаясь от преследований. И многие из них осели в Восточной Армении.

Езиды внесли свой вклад в борьбу армянского народа за независимость — как в 1918-м, когда над Армянской Республикой нависла угроза турецкой агрессии, так и в начале 1990-х, в годы военных действий на армяно-азербайджанской границе. Много езидских поселений сильно пострадали от разрушительного землетрясения в Армении в 1988 году. Посетив зону бедствия, тогдашний советский премьер-министр Николай Рыжков посоветовал обратившимся к нему езидам перебраться на Кубань. Они прислушались к рекомендации, и в последующие три года более 5,5 тысячи езидов перебрались в Краснодарский край. Жилье приобретали преимущественно у крымских татар, которым наконец было дозволено вернуться в Крым.

К сожалению, мы, выражаясь словами классика, ленивы и нелюбопытны. Мы до сих не осведомлены должным образом даже о собственной истории. И уж еще меньше знаем о живущем бок о бок с нами древнем народе, который, несмотря на все испытания, тоже сумел сохранить свой облик и самобытность на протяжении тысячелетий. А это, знаете ли, дорогого стоит.

Примечательный факт: езиды по сей день придерживаются кастово-теократического устройства общества. А именно — вступать друг с другом в брак могут только представители одной и той же касты, а браки с иноверцами и вовсе запрещены. А священнослужителем может стать только тот, кто родился в семье священнослужителя. Езиды считают себя избранным народом, и эта избранность передается по наследству. На протяжении всей своей истории и до сегодняшнего дня они пытаются сохранить неприкосновенными основы своего вероисповедания и религии. Отчасти по этой причине у езидов мало письменных вариантов своего священного писания: они опасались, что письменные документы и священные тексты могут попасть в руки иноверцев, которые могут присвоить их религию, раскрыть таинство их обрядов. История народа, основы вероисповедания, молитвы, религиозные обряды передавались от поколения к поколению в изустной форме.

Тем не менее, Гасан Тамоян не вполне согласен с утверждением, что езидскому народу и сегодня удается сохранять все свои традиции. «Двигаясь по пути цивилизации, езиды постепенно утрачивают их», — констатирует он.

Статья опубликована в выпуске 12.03.2007
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (16):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: