• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Анатолий Рогозин Мастер

Где скрываются интересные музеи? Вастселиина

Дождь. Не просто накрапывает, а льёт как из ведра. В салоне тепло и сухо, только вот нельзя травмировать окружающих сигаретным дымом. А так — хорошо.

Дождь. Но не для того же мы за двести километров приехали, чтобы в машине сидеть. Охота пуще неволи.

Перебираемся через овраг. Чтобы достичь стен замка, надо ещё перейти поле. Это, конечно, не совсем то, что жизнь прожить, но тоже — по густой мокрой траве. Нам кажется, что так ближе, и ещё кажется, что замок с этого ракурса будет идеален на снимке. И не идти же, как людям, по специально проложенной дорожке.

О, чудо! Во дворе замка дождя почти нет. Так, что-то там ещё капает с небес понемногу, но чисто теоретически, не больше.

Замок Вастселиина обычно плохо получается на фотографиях. На большинстве сайтов выглядит какой-то невнятной развалиной, до каких добираются только такие фанаты, как мы, да и то, если по пути.

Действительность — иная. Впечатляет Вастселиина и радует, как может впечатлять и радовать настоящий средневековый замок.

Сложность фотографирования заключается в том, что замок сохранился фрагментами. Для создания романтического настроения трёх башен и одной стены — вполне достаточно. На фотографии сложно создать цельную картину.

Замок Вастселиина (Нейгаузен) был построен в 1342 году ландмейстером Ливонии (Тевтонский орден) и передан во владение Дерптскому епископу. Это создало впоследствии некоторую путаницу — орденским считать замок или епископским. На одном из сайтов в Вана Вастселиине обозначено сразу два замка. В 1558 году Нейгаузен взяли войска Ивана Грозного.

Одна из башен, стоящих отдельно — явно бывший донжон — недавно подреставрирована, внутри неё восстановлены лестницы и площадки. Настолько недавно, что явственно и довольно сильно пахнет свежим деревом. Поднимаемся на башню, любуемся сверху на окрестные реки и ёлки.

Спускаемся, идём к выходу. Теперь уже по проторенной дорожке, как положено. Перед замком — поле. Перед полем — большой амбар. Перед амбаром — дорога. На другой стороне дороги — маленький домик, так и хочется сказать — избушка.

Двери избушки гостеприимно распахнуты. Висит какая-то табличка. Читать неохота — всё равно по-эстонски я знаю только «Тере омикуст», а уже накатывает предвкушение горячего шоколада или, по меньшей мере, кофе.

Кофе удалось раздобыть только через 30 километров, но я об этом даже не жалею. Избушка оказалась музеем. Причём таким музеем, экспонаты которого хочется посмотреть по второму кругу. В этом нет ничего невозможного, экспонатов на самом деле не так много, а весь музей занимает не больше площади, чем двухкомнатная квартира. Но это нисколько не умаляет его достоинств.

Как-то волшебством кажется встретить музей в посёлке, состоящем из четырёх, максимум пяти домов, пусть и рядом с шикарным замком, но вдали от стандартных туристических троп. Но продолжим.

Входим в избушку — предвкушение кофе — и утыкаемся в рыцаря, с мечом на поясе, по всей форме. Не так уж и по всей при ближайшем рассмотрении, доспех частичный, основу составляет кольчуга. Впрочем. И в реале не у каждого рыцаря хватало денег на сплошную броню. Супруга сильно удивлена формой шлема. Ещё бы — в большинстве известных музеев выставлены парадные или турнирные шлемы рыцарей самого позднего Средневековья. А здесь — хундсгугель, пёсья морда, мода XIV—XV вв.еков. Это уже через год, в другом конце Европы, я сподобился хундсгугель примерить, а на тот момент увидеть его вживую было приятной неожиданностью.

Смотрительница музея нас радушно приветствует. Пристаю с вопросами. Вход — бесплатный, но более развёрнутой информации по причине языкового барьера добыть не удаётся.

На столе — макет замка, каким он был во времена процветания. На окне — симпатичный стеклянный паучок (достаточно часто встречающийся средневековый символ). В углу — кресло для пыток, в хорошем состоянии, возможно, действующее. На другом столике — хрустальные синие и жёлтые шашки на хрустальной доске. Наверное, стеклянные, но впечатление производят. На стенах развешаны одежды. Средневековые, естественно. Каждая — с биркой. К деревянному сундуку двумя стрелами с жёлтым оперением пришпилена записка, из которой явствует, что костюмы по моде XIII—XV вв.еков изготовила Илона Айм. Смотрительница уже объяснила нам, что это продаётся. Может быть, это не музей, а магазин?

Одна из стен костюмами не занята. Здесь — выставка детских работ. Одна из них — на английском, изучаем досконально. Работа — шикарная. Краткая, но интересная история замка Вастселиина, плюс картинка с виселицей — Иван Грозный приказал казнить всех защитников замка после его захвата.

Кроме этого — общая фотография жителей посёлка на фоне замковой стены в средневековых костюмах. Принимая во внимание размеры Вана-Вастселиины, очень похоже, что всех жителей поселка. За исключением тёти Каи, которая отдельно, в бархатном зелёном платье и верхом на лошади. Хозяйка замка.

На стенде со служебной информацией — адрес сайта. Хотелось побольше узнать об этом замечательном музее и о Вастселиине вообще. Увы, это был сайт пещер Пиузы, тоже, конечно, интересно, но совсем не то.

В приподнятом настроении покидаем Старую Вастселиину. Так это получилось мило и неожиданно. Место, куда хочется вернуться. Впрочем, четыреста км (туда и обратно) — не такой уж большой крюк.

Музей и замок расположены в посёлке Вана (Старая) Вастселиина. Недалеко есть ещё и новая. До границы с Россией — 13 километров, до границы с Латвией — 30. До города Выру, куда мы и отправились ужинать — 29.

Именно Вастселиина подкинула мысль о скрывающихся музеях. Здесь вообще экстремальный вариант — сайта своего нет, на Визитэстония — ничего нет, на сайте Выруского уезда — полная тишина. Даже на сайте находящихся рядом пещер — тоже ничего. Изощрённый поиск по Гуглу на трёх языках — полный ноль. Нет, замок попадается, конечно, и нередко, а про музей никто ничего не знает.

Ну, теперь вы будете знать.

Статья опубликована в выпуске 7.06.2011
Обновлено 5.02.2012

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Константин Кучер Константин Кучер Грандмастер 5 февраля 2012 в 16:57 отредактирован 5 февраля 2012 в 17:12 Сообщить модератору

    Удивительно. Такая замечательная статья, а пока - ни одного коммента.
    Хотя... Чего удивительного, если и я как-то пропустил её. И прочитал только сегодня. Для того, чтобы получить искренне наслаждение и от души порадоваться.
    И за самого автора, и, в какой-то мере, за себя – тоже.
    За автора, во-первых, потому, что статья ему явно удалась. Во-вторых, он не зря шел нехожеными тропами по густой некошеной траве. Фотографии получились просто изумительные. Ну, и в третьих, хорошо, что он не стал проверять – действующее ли кресло для пыток. Кто знает, попытайся он это сделать, может и не было бы у нас всех возможности прочитать этот материал.
    Ну, а за себя я порадовался потому, что прочитав эту статью, вспомнил уже порядком подзабытое чувство открытия вот такого, как и в этой статье, мало или совершенно неизвестного музея.
    В марте 2006 года шел от Елгавы на Бауску, ну и решил по пути завернуть в Рундалу. И уже на подходе к ней, смотрю, - указатель «muzeum». И стрелочка. Вон туда, мол. Я и свернул. Только попал не в Рундальский замок, а в частный музей ретро-автомобилей. Генеральский довоенный «Horсh”, «Opel» 1939 года (вот этот, красный, хозяин музея – второй справа), мотоцикл «BMW», который, осуществляя чистку одного из окрестных озер, нашли ещё советские колхозники неподалеку от хутора хозяина и, зная об его увлечении, совершенно безвозмездно отдали ему кучу ржавого металла. А он уже всё бережно восстановил.

    Оценка статьи: 5

  • Но интереснее всего, собранного в этом необычном музее, - сам его хозяин. Вот он на снимке. Удивительный человек. Столько он нам порассказал!
    И о своих экспонатах, каждый из которых достался ему грудой ржавых запчастей, а превратился в пусть и старинные, но РАБОТАЮЩИЕ автомобили. Заправляйся, включай зажигание и - вперед. В советские времена он на своих машинах ездил в Днепропетровск и принимал там участие в конкурсах ретро-автомобилей.
    И немного он рассказал о своей жизни. Может, кто-то в Латвии когда-нибудь и напишет о нём. А я - увы. За давностью лет забыл его имя и фамилию. Хотя рассказанное им, помню очень хорошо. Так же, как и этот музей. На который я наскочил совершенно случайно.

    Оценка статьи: 5