• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Валерий Маслов Мастер

Как перестать бояться полетов в самолете?

Полеты на самолете и аэрофобия, боязнь летать, возникли одновременно. По статистике, боятся полетов как минимум 20% людей. Уверен, что практически каждому знаком если не страх перед посадкой на самолет, то, скажем так, — легкое волнение. Хотя это и нельзя назвать явной аэрофобией.

AISPIX by Image Source Shutterstock.com

Однако существуют люди, которые панически боятся летать и под любым предлогом стараются избегать полетов на самолете. А если уж отвертеться не удалось, то в полете нервно прислушиваются к шуму двигателя, приглядываются к выражению лиц экипажа и покрываются испариной при малейшем потряхивании воздушного судна.

К чему это я? Да к тому, что летать без страха может и должен любой. Зачем в этой жизни лишние волнения?

Лично я люблю авиацию. Красивые могучие авиалайнеры, специфическая атмосфера крупных аэропортов, симпатичные стюардессы и предвкушение возможности посмотреть новые города и страны.

Наверное поэтому, а также потому что вся моя родня по мужской линии пилоты, никаких страхов перед полетами на самолете я не испытываю и налетал за свою жизнь, слава Богу, без проблем более 100 тысяч миль.

Кроме того, я знаю, почему самолет в принципе не может упасть и почему это самый безопасный в мире транспорт. Почему абсурден миф о так называемых «воздушных ямах», и как самолет может запросто летать и садится всего с одним двигателем (а то и вовсе с неработающими моторами).

Рассмотрим, что обычно причиняет дискомфорт и вызывает страх у пассажиров самолета. Думаю, что эти знания не повредят никому, кто хотя бы раз признавался сам себе, что боится летать на самолете.

1. Звуки и шумы при полете

Самолет, как и любое транспортное техническое средство, производит во время полета различные шумы. Это гул двигателей, звук выпускаемых (убираемых) шасси и т. д.

Почему же звук двигателя автомобиля, вернее его изменение, не вызывает у человека страха, а падение оборотов мотора самолета или иные звуки, возникающие в полете, вызывают у части пассажиров учащенное сердцебиение и желание покрепче вцепится руками в подлокотники кресла?

Все очень просто. В автомобиле вы точно знаете, что водитель, разогнавшись до нужной скорости, просто сбросит газ и понизит обороты двигателя. Ведь автомобиль не будет разгоняться бесконечно.

Абсолютно то же и с самолетом. При взлете двигатели выводятся на полную мощность, и после отрыва от земли и набора определенной скорости пилот уменьшает мощность двигателей с взлетного режима на крейсерский.

Ощущение при этом такое, будто самолет теряет свою скорость. Собственно, так оно и есть. Но не потому, что самолет собирается упасть, просто машина перешла на заданный полетный режим.

При заходе на посадку режим двигателей также меняется. И опять-таки не потому, что с двигателями что-то случилось, просто идет нормальный процесс снижения скорости для штатной посадки.

Так что не стоит прислушиваться к работе двигателей, а тем более покрываться испариной и делать из этого не совсем адекватные выводы.

К совершенно естественным шумам относятся и звуки работы механизмов выпуска и уборки закрылков. Вы, наверное, видели, как из задней кромки крыла на взлете и при заходе на посадку выдвигаются дополнительные элементы крыла — закрылки. Они необходимы для увеличения подъемной силы при пониженных скоростях полета. В режиме основного полета они убраны.

Поэтому наверняка вы слышали сразу после взлета и при заходе на посадку кратковременное жужжание. Ничего страшного, это звук работы привода этого механизма. На него просто не стоит обращать внимания.

Сюда же можно отнести и звук, возникающий при уборке и выпуске шасси. Глухой стук и легкое потряхивание как раз свидетельствуют о том, что шасси благополучно убраны или выпущены, а значит все в порядке и переживать причин нет.

Так, что исключите из своих эмоций какую-либо реакцию на звуки, слышимые во время полета в салоне авиалайнера.

2. Турбулентность

Кто не помнит страшных рассказов вроде этого: «Летел как-то я недавно на самолете из пункта, А в пункт В. Вдруг самолет попал в воздушную яму, и мы падали 3- 5- 10 минут (продолжительность падения зависит от эмоциональности рассказчика)».

Так вот, термин «воздушная яма» — один из мифов, которые присутствуют в воображении людей, панически боящихся летать.

Да, иногда самолет попадает в так называемую зону турбулентности, и его начинает потряхивать. Но еще никогда за всю 100-летнюю историю авиации это не приводило к авиапроисшествиям. Почему?
Да потому, что для самолета это так же естественно, как и для автомобиля езда по ухабам, ужаса ни у кого не вызывающая.

Дело в том, что воздух неоднороден и состоит из слоев с различной температурой и различными скоростями перемещения. На границе этих слоев возникают естественные завихрения, которые и вызывают потряхивания воздушного судна.

Этот процесс, обычно называемый «болтанкой», совершенно безопасен для самолета. Опасность его находится не в плоскости реальной угрозы, а исключительно в индивидуальной переоценке человеком. Ну, и в некотором дискомфорте для пассажиров — если от этого прольется чашка кофе на столике.

Никто от этого еще не пострадал. Хотя были случаи, когда из-за болтанки с полок падал багаж на голову пассажира. Но согласитесь, это не мифическое падение в воздушную яму чуть ли не до земли.

Поэтому при прохождении самолетом зоны турбулентности (о чем, как правило, командир корабля предупреждает пассажиров) надо просто пристегнуться и спокойно подождать, пока тряска закончится. Так что никаких нежелательных последствий для здоровья турбулентность вам не принесет.

Продолжение следует.

Статья опубликована в выпуске 12.08.2012
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Валерий Маслов, все именно так со мной и было, но когда стал летать чаще, то уже привык, даже стало нравится) Все лучше, чем в аэропорту торчать и всякие контроли проходить.
    Другое дело, что не ко всем авиакомпаниям есть доверие

    Оценка статьи: 5

  • Статья понравилась своей терапевтичностью. Прочитал - половина страхов уходит. Но уверена, что люди, страдающие аэрофобией, этой информацией владеют и прекрасно знают статистику сравнительной безопасности авиаперелетов в сравниии со всеми другими видами транспорта. Они знают все, идаже больше. Но все равно боятся. А, тем не менее, как изжить страх? Существует у нас в США сообщество captain's club, существуют курсы и методики, трудятся психологи и психиатры. И тем не менее количество людей-аэрофобов не снижается. Но есть хитрости. Делюсь:
    зайдите в бар аэропорта, пропустите рюмочку-две и постарайтесь сразу уснуть в самолете. На длинный перелет непьющим можно принять таблеточку снотворного перед посадкой вместо дринка. Все это касается только здоровых людей с чувством дискомфорности. Совсем нервным предлагаю сразу же включать (после разрешения пилота) лэптоп и углубиться в свой комп - хорошо отвлекает. Или приударьте за стюардессой

    Оценка статьи: 5

  • Валерий Маслов, чересчур оптимистично как-то.
    Кроме того, я знаю, почему самолет в принципе не может упасть
    В принципе, наверное, не может. А в 2010 году 828 человек просто сами из самолетов выпрыгнули, а они в принципе дальше благополучно полетели и приземлились благополучно в принципе.

    • Здрвствуйте, Олег Антонов

      Ирония приветствуется, но будем объективны. Насколько я понял, 825 число человек, погибших в авиактастрофах в 2010 году. К этому замечу, что действительно 100% гарантии нет ни на что в нашем мире, но авиация дает самый большой процент безопасности для транспотрных средств. Для справки - в принципе, в том же году в ДТП в мире погибло около 1.2 млн.человек

  • Насколько я помню, как говорил Остап Бендер - полную гарантию дает только страховой полис .
    Что касается случая в Мексике, то самолет попал не в турбулентность, вызванную естественными потоками воздуха, а в струю от двигателей Боинга. А это две большие разницы.
    Сам как то залетел на легкомоторной Мораве в струю после Ту-134. Слава Богу, обошлось синяком от барографа, который стоял на полу кабины.
    Ни а если, что-то не так написал, то за абсолютной точностью можно обратиться в ИКАО