• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Константин Кучер Грандмастер

Почему стране понравился сериал «Кухня»? Три источника и три составные части не марксизма

Эксперты, конечно, могут ломать копья сколь угодно долго. Как по этому поводу, так и вообще, без оного. Но вот сухие цифры обозрения, помещенного 25 октября 2012 г. в Variety Russia… Кстати, напомню, что сериал стартовал на канале «СТС» 22 октября в 21:00.

vvoe, Shutterstock.com

Т. е. цифры Variety Russia учитывали прокат только первых двух (!) серий. Так вот, доля российских зрителей в аудитории «Все (от 6 до 54)», посмотревших первые две серии «Кухни», составила 16,6%, что подняло долю телеканала «СТС» в слоте «21:00—21:30» в 1,57 раза (с 10,6 до 16%) и вывело его с занимаемого им четвертого места в лидеры этого слота, потеснив такие каналы, как «Первый», «НТВ», «ТНТ».

И что, интересно, сделало сериал таким популярным?

Конечно, кто-то может сказать — деньги. И отчасти окажется прав. Да, пока «Кухня» — самый дорогой сериал в истории российского телевидения. На сорок серий его первого и второго сезонов израсходовано более 8 млн. долларов. Соответственно, каждая серия «вылилась» его создателям в кругленькую сумму 200 тысяч тех же самых долларов. И если кто-то вдруг решит посчитать всё до «копеечки» — калькулятор ему в руки и «Финансовые известия» с курсами иностранных валют в зубы. Меня же это как-то… Скажем прямо, не особо. Потому что…

Потому что, конечно, хорошо, когда деньги есть. Хотя бы потому, что плохо, когда их нет. Но, на наше счастье, пока… Может, только пока, но так ли это — сможет показать только время. Может. Но когда это ещё будет! А пока деньги в этой жизни решают далеко не всё. И не будь у того парня, который задумал создать этот сериал, мозгов, навряд ли ему удалось бы так талантливо потратить эти деньги! И не просто потратить, а создать на них ту команду, которая организовала (процесс), написала (сценарий) и сыграла (свои роли) так, что зрителю понравилось это фирменное блюдо «СТС» и он съел его. И не просто съел, а съел в удовольствие. И сейчас сидит у своего телевизора, топает ногами и кричит так, что слышно в соседнем подъезде: «Ку-ухню, ку-ухню! Второй сезон!»

А зритель, он ведь, как и гость в ресторане, всегда прав. И вот уже скоро, буквально через несколько часов, пойдет второй сезон «Кухни». И тогда народу будет уже не до статей типа «Почему». Просто потому, что полчаса, как минимум, его будет невозможно оторвать от телевизора. Но пока у нас есть время, чтобы ответить на это самое «почему». Потому что-то, что выше (деньги, мозги и талантливая команда), это только три источника успеха сериала.

Если же касаемо его составных частей, то первое — правда, только правда и ничего кроме правды.

Сериал говорит нам о тех вещах, которые мы каждый день видим вокруг себя. И увидев то же самое с экрана, мы, как минимум сами себе, говорим — это правда.

Да, наши дети уезжают из Воронежа, Калининграда, Петрозаводска или Перми. Туда, в Москву. Потому что там не только работа, но и деньги. Значительно большие, чем в наших областных центрах. Которые не обезлюдели только потому, что на место наших уехавших сыновей и дочерей приехали чужие сыновья и дочери. Из районных центров или поселков, где раньше не только валили лес, но и пилили его. Валить, правда, в значительно меньших объемах, валят и сейчас, но вот пилят сегодня уже не у нас. А в Финляндии, Швеции, Норвегии. Их, а не наши, сыновья и дочери.

Потому что наши пока в Москве. Но уже не все. Некоторые из них — в Финляндии, Швеции. Или Ирландии. В Финляндии, например, неплохо платят за сбор дикорастущих ягод. У нас тоже ягоды растут. Но за их сбор не платят. Или платят, но не столько, сколько за сбор шампиньонов в Ирландии.

Но сейчас не о Финляндии или Ирландии. О Москве. В которой наши дети живут по трое (и это хорошо, если по трое!) в одной квартире. Потому что, несмотря на высокие московские заработки, снимать квартиру на одного — это такая роскошь… Которую может себе позволить далеко не каждый. И это — тоже правда.

Точно такая же правда, как и то, что если у тебя есть знакомый судья, то можно не бояться за свои права. Даже если за руль ты сел пьяным, а по пути на работу снес светофор. Ничего страшного. У тебя есть знакомый судья…

И когда, глядя на экран, мы понимаем: то, что нам показывают — правда… Вот тогда прорисовывается вторая составляющая успеха сериала — «Верю!» Принимая то, что мне показывают, и понимая, что это всё — правда, зритель безоговорочно верит тому, что он видит: «Да, оно, действительно, — вот так!» Ну, кто ещё может быть владельцем ресторана, как не актер Дмитрий Нагиев?! Да они же, актеры эти… Или футболисты, хоккеисты!.. Они такое баблище гребут! Вон, у Кержакова 300… Триста миллионов! Триста миллионов со счета списали, а он только через год это заметил…

Но правда и вера в правду — это только две трети от целого. И не будь третьей составляющей успеха, ещё неизвестно, а был ли бы он — успех-то?.. Потому что третья составляющая — это то, что мы смотрим на экране на нашу собственную жизнь, понимаем, что это — правда, верим в эту правду и… Мы сами себе нравимся. Нравимся — какими нас показали с этого экрана. Вот такие мы! Всё можем.

Нет, мы не перегораживаем реки разными дурацкими «Днепрогэсами». И не запускаем спутники в космос. Какое там. Не до этого! Нам надо достать деньги, чтобы поставить ставку… Ну, так, мелочь — 100−200 тысяч. Но их надо поставить на результат матча «ЦСКА» — «Спартак». Вот только — где их?.. Так вот, можно сказать, они уже у нас в кармане. Деньги, выделенные на покупку черной икры. Купим вместо неё щучьей, покрасим… И даже если кто что узнает — нам за это ничего не будет. Ни-че-го! Просто потому, что в наших знакомых — не только судьи. Но и другие хозяева жизни. Которые вправе сами определять — казнить или миловать. Ну, и зачем казнить? Нас. Нас! Таких классных. Таких классных, что мы сами себе нравимся. Не говоря уже об окружающих.

Вот такие они — источники и составные части успеха сериала «Кухня». А прав я или нет — легко проверить. Включите сегодня в 20:00 телевизор. Настройте его на канал «СТС». И посмотрите первую серию второго сезона. А за ней вторую. Ну, а потом — делайте выводы.

Статья опубликована в выпуске 25.03.2013
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (15):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 25 марта 2013 в 01:07 отредактирован 25 марта 2013 в 01:12 Сообщить модератору

    ---- Сериал "Кухня" не смотрел и наверное не увижу за всю оставшуюся жизнь, но как прочитал о нём, так сразу,как всем, понравился.----

    Если Вы так хорошо разобрались "в трёх составляющих", то Вам и клава в руки, чтоб также красочно написать о фильме "За Маркса!", который недавно забацала Светлана Баскова. Вот посмотреть бы?

    Кажется, этой "Кухней" тронулся лёд на РФ-ТВ.
    (Конечно, это хлеб Жаркова, но отломить трошки можно)

  • посмотрела серий 6..похихикала...персонажи симпатичные ..потом надоело.. почему он такой дорогой то? непонятно...

    Оценка статьи: 5

    • Искренне рад, Наташа, что Вас заинтересовала поднятая статьёй тема. Приятно было прочитать, что Вы не только ознакомились с материалом, но и посмотрели несколько серий.
      По поводу Вашего вопроса.
      Вообще-то ресторан, сами понимаете, место - не из дешевых. А между прочим, все те многочисленные блюда, которые мы видим в каждой серии, хотя и приготовлены непосредственно на площадке, но ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ поварами. А вспомните, почему Нагиев решил уволить команду профессионалов Шефа? Потому что они, как на его взгляд, получают много. От 100 до 150 тыс. каждый. Полмиллиона на четверых. Ежемесячно.
      Конечно, это шутка Но в каждой шутке есть доля правды. Обратите внимание. Действие сериала происходит на кухне ресторана "Клод Моне" и в залах двух ресторанов - "Клод Моне" и "Аркобалено". Причем интерьер выполнен так качественно, что мы совершенно не сомневаемся, что это залы самых настоящих ресторанов. Но ведь построить такой качественный павильон (в нашем случае - не один) - дорогое удовольствие. Я думаю, это примерно то же самое, как постройка княжеского городка в каком-нибудь фильме из истории Древней Руси. Потом, обратите внимание, какое количество использованных в фильме саундтреков показано в финальных титрах. И все они показаны. Т. е. это не пиратское использование чужой интеллектуальной собственности. За право вплести эту музыку в канву фильма заплачены авторские гонорары. А они могут быть не маленькие. Так, например, стоимость покупки прав только на одну песню Beyonce составила порядка 1 млн рублей. Да и вообще... На мой взгляд, сериал - это прекрасная работа не только актеров, но и сценаристов. Герои говорят на нормальном, привычном нам языке. Они думают, как обычные люди, как мы с Вами. Оригинальные, неожиданные, но логически обоснованные повороты сюжетной линии. Отличная работа. А ведь за хорошую работу и платить надо, как минимум, хорошо.
      Наверное, всё это, в совокупности, и объясняет высокую стоимость сериала. А вместе с ней и такое же по уровню качество того, что нам предлагается с экрана.

      • Константин, спасибо за такой подробное объяснение..про песню Бейонс я как-то не подумала.. сериал, конечно, снят, потрясающе.. со всеми эти финтифлюшками, появляющимися надписями.. качественно!!! про кухню еще один сериал недавно просмотренный вспомнила..что насчет кролика по-берлински... статья разумеется, тоже качественная..

        Оценка статьи: 5

  • Я не являюсь ярой поклонницей сериалов, даже жалко время тратить на их просмотр, но "Кухню" посмотрела с удовольствием. Да, симпатичные актеры, явно не придуманные их истории... - все это цепляет. Автору отдельное спасибо за очень четкое выражение моих мыслей по поводу этого сериала.

    Оценка статьи: 5

    • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 25 марта 2013 в 15:18 отредактирован 25 марта 2013 в 15:19 Сообщить модератору

      Надежда Задорожная, здесь в реальном времени идут сериалы из зала суда "по полной программе",т.с. Сначала продвинутый инвалид убил продвинутую модель, теперь наоборот, - Джуди обвиняют в убийстве бойфренда.
      А какие артисты исполняют роли "товарища прокурора" из "Воскресенья"(?) Толстого!

  • Хрень неимоверная (сериал).

    • На вкус и цвет... Но, Лариса... То, что только премьерный показ сериала посмотрел каждый пятый россиянин - это говорит очень о многом. Силком железной цепью никого из них к собственному телевизору никто не приковывал. И по балде скалкой - Смотри, гаденыш! Смотри... - не бил.

  • Комментарий удален
    • Ну, "четыре", пусть и с "минусом", тоже достаточно высокая оценка. И судя по ней, Вы, Галина, не причисляете этот сериал к категории проходных. Во-всяком случае, на мой взгляд, в нем хороший, качественный юмор (в отличие от гэгов ниже пояса типа "Нашей Раши"), хороший, правдивый современный язык героев.Вообще, мне показалось, что сценарист языком, манерами, мыслями, поведением своих героев попал в самую точку. Это мы. Это - наши дети и наши современники.
      По поводу стоимости я уже высказал свои предположения. Посмотрите мой ответ Наташе Деспи.
      И, конечно, большое спасибо Вам за отзыв.

      • Комментарий удален
        • Да, Галина, конечно, Вы правы. И всё в этной жизни относительно. Равно, как и то, что каждый из нас то или иное явление, в т. ч. явление в искусстве, воспринимает сугубо индивидуально.
          Как на свою собственную индивидуальность, я бы лично сравнил этот сериал с "Евгением Онегиным" Александра свет Сергеевича. Потому что, как и роман в стихах является энциклопедией жизни позапрошлого века, этот сериал является точно такой же энциклопедией, но уже жизни нам современной. Желая того или нет, но авторы этого, качественного телепродукта, показали нам не только, как мы изменились за последние лет 30, но и все болячки современного нам общества. Коррупция, гражданский пофигизм и т. д., и т. п..
          В Москву, в Москву рвались сестры Антон Палыча. Но они хотели туда чтобы вырваться из пустой, незаполненной каким-то духовным началом, провинциальной жизни. Главные герои сериала сделали то, чего не смогли сделать героини Чехова. Они приехали в Москву. Но не для того, чтобы учиться. Или что-то творить. Им нужны деньги. За этим они и приехали. Кто-то в этом преуспел и стал, как Виктория Сергеевна, арт-директором. Кто-то, как Максим, только начинает свой путь к большим деньгам. Но именно к деньгам. Потихоньку, потихоньку, но мы стали обществом потребления. Обществом которое ест, а не думает. И сериал это нам констатирует.
          Как и тот момент, о котором я уже говорил. Молодежь уезжает из провинции. В Москву. И провинция лишается лучшего, что у неё есть. Молодого, энергичного, жаждущего чего-то, желающего что-то изменить (как минимум - в своей жизни) и идущего вперед. Потому что реализоваться можно только там, в Москве. А это тревожный симптом. Если это так, то в перспективе мы рискуем трансформироваться в удельное Московское княжество, которому не нужны ни Воронеж, ни Петрозаводск, ни Калининград. Но если провинция не нужна Москве, то на кой черт Москва провинции?! Т. е. те центробежные силы, которые начали действовать с развалом Союза не исчезли. Они действуют. Только уже несколько в иной плоскости. Сейчас это декларируют не политики. Они то, как раз за вертикаль. Об этом своими ногами говорят жители страны. Её рядовые граждане... А это - значительно сильнее. И страшнее.
          На мой взгляд, это не просто сериал. Это настоящая энциклопедия. В каждой серии (главе) которой есть что-то, над чем обязательно надо(!) подумать. А в искусстве, наверное, это главное - заставляет ли тебя подумать то или иное произведение? "Кухня" - заставляет.

          • Комментарий удален
            • Ташкент... Галина! Это прекрасный город. Один из лучших, которые я видел в своей жизни. Поначалу, ходил (когда удавалось), смотрел разинув рот - это построили прибалты, это - белоруссы... Музей Ленина?! Ого! Да он лучше Мавзолея! Смотрел и думал - вот место, где я хотел бы жить. Потом понял, что Восток - это что-то особенное. И чтобы там жить, надо там родиться и вырасти. Чтобы эта земля стала для тебя родной.
              И мне тогда было примерно столько же, сколько героям этого сериала. Но у меня даже в мыслях не было - хочу в Москву! да ну, там такая тоска-а-аа.... Зелен, зеленая! Ну, не хочу я жить в болоте!
              А нынешние молодые (очень многие) так не думают. И это лично мне страшно. Страна - это не один город. А когда она превращается в один город, то перестает быть страной. И речь ведь не о нас с Вами. А о тех, кто будет после нас. А если после нас будет развиваться то, что мы наблюдаем сейчас, то те кто после, уже не будут жить в России. Потому что таковой - не будет.
              Почему канадцы приветствуют иммиграцию? Потому что им надо заселить безлюдные районы своего севера. Нет людей - нет страны. А у нас наоборот. Мы не заселяем. Мы работаем на то, чтобы в перспективе в той или иной местности людей не стало. Молодые - уехали. Рожать некому. Была страна и... Нет её. Потому что не стало людей.
              Пока мы ещё удерживаем планку. Потгому что на место уехавших, так же, как и в Канаде приезжают иммигранты. Из Чечни, Осетии, Ингушии. Таджикистана, Киргизии. Но они приезжают не просто так. Они привозят свои устои, обычаи. И это естественно. Они ведь не в вакууме выросли. Они воспитывались в традициях той земли, где родились. Вот только так сложилось, что жить им пришлось в другом месте. Тогда почему для нас так удивительны те же самые кондопожские события? А этот город от меня - 46 км на север, по мурманской трассе. Час пути. Это наша жизнь. Вот она... Такая, какая она есть.

              • Комментарий удален
                • Да, Галина, Вы правы. Мы, наверное, немного зациклились на этом моменте. Всё, заканчиваю. Просто ещё, пару словечек. Вы уж извините.
                  Дело в том, что проблема несколько глубже. Страна едина, тогда, когда у неё сильны и центр, и периферия. Тогда провинция гордится собою. Такою, какая она есть. И пропадает сам посыл - надо уезжать из этого болота, пока не поздно. Пока не оброс семьей, детьми...
                  А чтобы провинция была сильной, она должна быть финансово самодостаточной. Нужна налоговая реформа, четко разграничивающая бюджетные доходы по уровням - федеральный, областной, муниципальный. Эти налоги - в бюджет поселка, а вот эти (другие) в бюджет области. А не так как сейчас - оставим такой-то процент такого-то налога области. А такой-то процент - муниципалитетам. Не хватит им - пришлем дотацию (субвенцию) из Москвы. И?! Результат? Никто на местах не хочет работать. Зачем? Сегодня сработаешь хорошо, завтра уменьшат оставляемый тебе от налога процент - Зачем тебе так много? А сработаешь плохо - пропасть не дадут. Пришлют субвенцию. Если, конечно, будешь послушным. Без сильной провинции не будет сильной страны. А сейчас сильная провинция никому не нужна. Нужна послушная. И молодежь это видит. И не хочет так жить. Уезжает. Голосует ногами.
                  Ну, да ладно, закончили.
                  Я к другому. Что сериал - энциклопедия. Вспомните серию о банкете - дне рождении судьи. Вот ещё два ярких момента нашей современной жизни. Стрельба из травматики где ни попадя, в т. ч. и в общественных местах. И высокий уровень коррупции во власти. А ведь так - во многих сериях. Если присмотреться. то можно увидеть, что авторы сериала хотели нам рассказать об очень многих вещах. Иногда не очень смешных. Но очень важных.
                  Знаете, это профессионализм очень высокого уровня. Когда очень смешно об очень грустном. Когда-то это умел делать Зощенко. Или Жванецкий. И тот и другой - наша классика. Кто знает, может, и этот сериал со временем станет классикой.
                  И он тоже может быть разобран на цитаты. Помните, как говорит Максим Виктории, по поводу её MMS - и сколько это кольцо стоит? 90 тысяч? Или сто? Ничего себе 10 тысяч туда-сюда. Это - непринципиальная сумма?!
                  А ведь это - о сильной дифференциации современного общества по уровню доходов. Для кого-то 10 тысяч - так, пустяк. Даже считать их как-то стыдно. А кто-то на эти 10 тысяч месяц живет.

                • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 25 марта 2013 в 15:02 отредактирован 25 марта 2013 в 15:07 Сообщить модератору

                  Галина Шубина, я считаю,что возможно. В РФ много экономистов, социологов, программистов и других "представителей неконкретных профессий" - целые "институты переходного периода им.Гайдара", но вся эта вооружённая до зубов компами армия не может составить программу развития, хотя бы отдалённо напоминающую по эффективности НЭП или ГОЭЛРО.
                  Пример восстановления Германии, Японии, взлёт Азиатских тигров нам не наука. Броуновское движение не ориентированных, импульсивных, истерических попыток в режиме "ручного управления" приводит к большому шваху.
                  На фоне этой проблемной ситуации в стратегическом плане бездумные траты на Сочи, на Владивосток, на предстоящий футбол кажутся несвоевременными.