• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Марк Блау Грандмастер

Откуда родом галстук?

Для тех, кто говорит по-русски, украинский язык довольно смешной. Идешь себе по улице в Киеве, читаешь вывески: «Магазин», «Хлiб», «Молоко», «М'ясо». Все вроде бы понятно. И вдруг — на тебе: «Перукарня». Оказывается, парикмахерская. Зачем придумывать новое слово, если языки так похожи? Чем хорошее русское слово хуже? Только тем, что русское?

chalabala, Shutterstock.com

Ну, начнем с того, что «парикмахерская» слово совсем не русское, а обрусевшее немецкое. «Perückenmacher» в переводе с немецкого — мастер, который делает парики. В слове «перукарня» то же немецкое слово «perück» («парик») обработано вполне по-славянски, так же как и в слове «пекарня». Так что это еще вопрос, какой из языков ближе к праславянской основе.

Украинский язык усвоил изрядное количество европейских слов через посредство польского. «Лiхтар», «крейда», «дах» и «гума» даже не скрывают своего немецкого происхождения. А вот если вы зайдете в магазин «Одяг для чоловiкiв» (так вот по-украински: «мужчина» — это «чоловiк», а «человек» — это «людина») и пожелаете купить себе галстук, тут-то вы уж точно не сдержите смеха. «Галстук» по-украински «краватка»! Нет, воистину чудной язык!

Впрочем, если вы знакомы с французским, поводов для смеха у вас будет поменьше. Галстук по-французски «cravate». Хотите знать почему?

Потому что есть такая страна Хорватия, в которой живут хорваты. От соседей-сербов, как мне кажется, они отличаются по большому счету только религией. Сербы — православные, а хорваты — католики. Так уж получилось, что давным-давно здесь пролегла граница между зонами влияния римской и константинопольской церквей. Пролегла и поделила один этнос на два народа. А если учесть, что еще одна часть этого этноса, боснийцы, приняли ислам и тоже считают себя отдельным народом, остается только удивиться то ли божьему промыслу, то ли дьявольским шуточкам. Потому что в течение всей истории этих стран народы-братья терзали друг друга так, что мало не покажется. На фоне взаимной неприязни балканских стран, появившихся на месте бывшей Югославии, разборки между Россией и Украиной кажутся чепухой на постном масле.

Впрочем, давайте разбираться с «краваткой». А посему прыгнем на четыре века назад и окажемся во Франции. В войске Людовика XIII служат наемники из Хорватии. Хорватский полк воюет на стороне короля и кардинала Ришелье против герцога де Гиза и королевской матери, Марии Медичи. Хорваты — храбрые бойцы, король ими доволен. А парижане более всего удивлены обмундированием хорватов. Оно необычно и красочно. Особенно поражают всех шарфы, которые хорваты повязывают на шею. У солдат платок был из тонкого льняного полотна, а у офицеров шелковый. Естественно, что эти шарфы назвали «хорватскими» («croate»). Однако вскоре слово «croate» превратилось в «cravat».

Но только через двадцать лет во Франции возникла мода на «хорватские» шейные платки для мужчин. Законодателем этой моды стал Людовик XIV. Он даже завел новую придворную должность, «краватье», который должен был при ежедневном утренним одевании выкладывать перед королем несколько хорватских галстуков на выбор его величества.

Новый французский мужской аксессуар стал популярен по всей Европе. Британскому королю Карлу II эта мода тоже понравились. Будучи человеком утонченным, он заказал себе в Венеции несколько дорогих кружевных нашейных платков. Французское слово «cravat» вошло во многие языки, даже в турецкий. В Польше и на Украине это слово превратилось в «краватку». А вот Германию оно не завоевало. Здесь изобрели свое слово «halstuch», что означает «шейный платок». Русские, переняв обычай носить это украшение, переняли, слегка изменив, и его название: «галстук».

Так что маленькая Хорватия может по праву гордиться своим вкладом в мировую моду. Что она и делает, ежегодно 18 октября отмечая день рождения хорватского галстука.

Статья опубликована в выпуске 16.04.2013
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (105):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий удален
  • Здравствуйте, Марк!
    Очень интересный материал, спасибо за информацию!
    Всего Вам хорошего!

    Оценка статьи: 5

  • Людмила Ливина Людмила Ливина Профессионал 19 апреля 2013 в 11:36 отредактирован 19 апреля 2013 в 11:39 Сообщить модератору

    Статья отличная, как и другие статьи автора.
    Что же касается начальной фразы, которая вызвала ожесточенную историко-лингвистическую полемику "Для тех, кто говорит по-русски, украинский язык довольно смешной", то позвольте попутное замечание.
    Это на самом деле так. Порой украинская речь для русского уха звучит смешно. Почему это происходит? Звучание других славянских языков улыбки не вызывает. Думаю, дело в том, что наши языки похожи. И очень сильно. Зачастую корни - одни, их семантика понятна, а суффиксы другие, они то и порождают забавные ассоциации.
    Я бы проиллюстрировала этот аргумент нашим поведением в зоопарке. Почтительное опасение рядом с клеткой со львом и гомерический смех при взгляде на поведение обезьян, которые ведут себя как люди.
    Только не надо упреков в великодержавном шовинизме, я не никого ни с кем не сравниваю, это просто попытка объяснить себе, п о ч е м у это происходит. Возможно, если бы в основе украинской (или наоборот - русской) письменности лежала латиница, такого эффекта не возникало.

    Оценка статьи: 5

    • Людмила Ливина, спасибо за такое объяснение, мне тоже ситуация представляется такой и я дЫвлусь(удивляюсь,в смысле)тому, как можно цапаться из-за схожих языков, доводить до белого каления дело, вместо того, чтоб взаимно поулыбаться, порадоваться оттенкам смыслов.Мне кажется, что "в массе" именно так и происходит, за исключением фанатов.

      Оценка статьи: 5

  • Комментарий удален
    • Люба Мельник Бывший модератор 19 апреля 2013 в 10:27 отредактирован 19 апреля 2013 в 10:28 Сообщить модератору

      Марк Аккерман, тема Николая здесь не обсуждается, ему было сделано на этот счет замечание. Оно касается и вас. С Николаем вы можете продолжать беседу в личке или в личном блоге, здесь ваш пост удален.

  • У мужчины на шее галстук, у женщины бусы........бусы, дом, дети..и...муж в галстуке

  • Информация для размышления

    В римских войсках в походах в качестве пищевого продукта пользовались сушеным абрикосом. Из завоеванной ими Армении они впервые доставили в Европу невиданно вкусные оранжевые “армянские яблоки”.
    Слово "абрикос" имеет долгую историю. От португальского albricoque, отбросив арабский артикль al, получим латинское ргассох, что означает "скороспелый". Однако сами римляне называли абрикос армянским яблоком. Это же название сохранилось и в ботанике - Armeniaca vulgaris.
    А вот его русское название восходит к латинскому "прекокс" - "ранний", "скороспелый". Отсюда после нескольких искажений в русский язык вошло слово "абрикос".

  • Елена Максимовская Елена Максимовская Читатель 17 апреля 2013 в 10:34 отредактирован 17 апреля 2013 в 10:35 Сообщить модератору

    Коллеги-комментаторы! Давайте не будем ссориться и спорить по поводу, какой из языков более пра-пра-пра.
    Позвольте разрядить обстановку лингвистической шуткой.
    Внимание: 18+
    читать дальше →

  • После заявления "украинский язык довольно смешной" надо уточнять, что не менее смешон русский с точки зрения... ну хотя бы поляка, чеха, серба и т.д.
    И оставьте в покое Николая Лаврентьева. С такими не спорят обычно.

  • Khokhlosrach... Khokhlosrach never changes ^ ^

  • статья просто великолепная!!

  • Игорь  Шебеко Игорь Шебеко Дебютант 16 апреля 2013 в 22:56 отредактирован 27 мая 2018 в 20:26 Сообщить модератору

    Аффтору презент.Классически развел русов и украинцев,обидев и тех и других. А главное,увел от темы!!!!!
    а теперь темка:Вот цитата из одного источника:
    „ Неофиту надлежит войти в ложу «ни раздетым, ни одетым, ни босым, ни обутым». Во исполнение последнего левая нога должна быть в туфле, правая – обнажена по колено. [...] Левая нога в туфле должна символизировать смирение ищущего света. [...] Обнажённая правая нога – твёрдое намерение идти всегда стезёй правды, которая, как потом выясняется, носит сугубо классовый характер и выражает права владельцев золотой пирамиды. Обнажённая левая сторона груди – символ открытого для добродетели сердца, но... также и готовность принять от братьев смертельный удар в случае измены ордену или разглашения его тайн. Кроме того, в шведской, шотландской и всех американских системах кандидата вводят с верёвкой на шее. Потом он всю жизнь обязан появляться только в галстуке – символе всё той же вечной петли на шее, которая незамедлительно затянется, если масон дерзнёт иметь своё суждение. К ношению этой петли уже приучили всех. [...] Равно как их приучили к другому масонскому предмету одежды – круглой шляпе, символизирующей «свободу перед законом». Так постепенно, незаметно масонские атрибуты вводятся в нашу повседневность.”

  • Отличная статья!

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий удален
  • Хорваты до сих пор гордятся своими галстуками. И постоянно их по телевидению рекламируют.

    • Денис Леонтьев, я как увидел длиннющий красный шарф удавкой на С.Юрском, так сразу нехорошо подумалось.

      Оценка статьи: 5

      • Сергей Дмитриев, в 50-е, до появления стиляг, очень модными считались длинные белые шарфы в сочетании с клешами и кепками-аэродромами.

        • Денис Леонтьев, "Я иду молодой и красивый,//белый шарф за плечами развит.// не страшны мне теперь неудачи// и гнетущая горечь обид." (Вал.Сорокин, он ещё жив и в больших литначальниках)
          Длинный шарф(повторяю) - модное излишество(как архитектурное) функциональность его сомнительна.

          Оценка статьи: 5

          • Сергей Дмитриев, но зато красиво же ^^

            • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 20 апреля 2013 в 04:07 отредактирован 22 апреля 2013 в 18:36 Сообщить модератору

              Денис Леонтьев, NEVER STOP IMPROVING - девиз одного маркета. Красота должна быть и удобной и практичной, рациональной, экономной,наконец, а эти длиннющие фалды? Какая в них кр-р-астота? Короче, не согласен.

              Оценка статьи: 5

              • Сергей Дмитриев, шарф и прочие традиционные элементы важны как символ. Например пожарные долго не отказывались от начищенных медных касок, хотя появились уже более современные шлемы. Вот в работе великого Лэйдзи Мацумото "Космический линкор Ямато" звучит песня "Девушка машет своим красным шарфиком...", а там действие происходит в конце 22 века. Как бы она махала этой Вашей нелепой муфтой? Может это и практичнее, но люди подобное не примут. Муфта не способна стать символом. А без символа нельзя было бы поддерживать боевой дух космонавтов, чтобы они могли победить врага и благополучно вернуться домой. Кстати, муфта не годится и ещё по ряду причин. Вот как её надевать? Натянул через голову - и причёски нету. А девушки порой тратят на причёску целое утро. По крайней мере если у них свидание или какое-нибудь мероприятие.

                • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 28 октября 2014 в 02:54 отредактирован 28 октября 2014 в 02:55 Сообщить модератору

                  Денис Леонтьев, прЕвет, курилка ! "Незнакомка" Крамского с муфтой до сих пор очаровывает зрителей. А от длинного шарфа один вред: Айседора Дункан вроде запуталась в нём, да ещё многие завязывают его "удавкой", что создаёт неприятный привкус прикиду.

                  Кто бы выдал подборку узлов шарфов. Мне один нетрадиционный оч понравился. Н.Михалков любит выстурать с шарфиком даже в жару, кажется: это он такой шарм с шарфиком напускает на себя.

                  Оценка статьи: 5

  • родной у меня-русский,жил на Украине.Хотелось бы ответить г-ну Лавреньеву.Я не так нагружен научными знаниями как г-жа Комарова,чисто практически я вам скажу,что живя на Украине я слышал часто и польский и чешский и болгарский.Был по турпутевке в Югославии(еще в Ю-славии),и везде меня чуть-чуть спасало знание украинского,а не русского.И я сделал давно еще для себя вывод,что украинский язык намного ближе ко всем славянским,чем русский.

    • Марк Аккерман, И я сделал давно еще для себя вывод,что украинский язык намного ближе ко всем славянским,чем русский.

      Факт состоит в том, что все перечисленные Вами языки являются производными русского. По-Вашему русский уже и не совсем славянский что ли?

      Кроме того, все славянские языки вышли из русского. Учите матчасть, уважаемый. И не пишите глупостей. Вам же лучше будет.

      • Николай Лаврентьев, Вы ошибаетесь. Славянские языки не являются производными русского и не вышли из него. "Учить матчасть"- то есть читать труды крупнейших лингвистов, таких, как В.В.Иванов, например - нужно, увы, Вам...Вы могли бы привести хоть одну научную рауботу, в которой доказывалось бы происхождение всех славянских языков,в том числе и западнославянских, и южнославянских, от русского?

        Оценка статьи: 5

        • Евгения Комарова, в библиографии 105 работ. Вам на какую букву?

          Кстати, вспоминаются слова доктора Геббельса: Чем чудовищнее ложь, тем охотнее в нее верят.

          Таких чудовищных мифов много. Например, то, о чём мы говорим. Или миф о существовании ВИЧ. А вирус-то так и не выделен. Даже несмотря на присуждение лже-ученым Нобелевской премии. Если его нет, так тут хоть сколько премий дай - ВИЧ не появится.

          Точно так же и с мифом о древнеболгарской колыбели русского языка. Наоборот - согласен.

          Не тратьте время. Глупости, которые Вы представляете как произведенные академиком "умности", того не стоят.

          • Николай Лаврентьев, если в Вашей библиографии на букву "Д" Дугин присутствует, на букву "С" - Стариков, а на букву "Ф" - Фоменко, то я действительно не стану тратить время на чтение "трудов" подобных "историков"...
            Пока с Вашей стороны ни аргументов, ни фактов не было, одни голословные утверждения, так что маску д-ра Геббельса на себя примеривайте...

            Оценка статьи: 5

            • Евгения Комарова, во как! Ни одного не угадали.

              Аргументов и фактов с моей стороны я привёл более чем достаточно. Голословные утверждения - это у Вас и Ваших "вчоных". А ДГ я ни на кого не примеривал. Просто напомнил принцип, который "вчоными" чаще всего используется в истории. Они заказуху лепят, а вы им верите. Они же "вчоные". Академики.
              Где они зарплаты получают, не подскажете?

              • Евгения Комарова Евгения Комарова Читатель 19 апреля 2013 в 00:23 отредактирован 19 апреля 2013 в 00:28 Сообщить модератору

                Николай Лаврентьев, ну так назовите хоть одну фамилию и хоть одну публикацию (автор, название статьи, где опубликовано) в поддержку Ваших взглядов!
                ФАКТОВ Вы не привели ни одного. Вы только отрицали истинность контраргументов, обвиняя всех учёных, не разделяющих Вашей точки зрения, в продажности.
                Мало кто из учёных получает исключительно зарплату - они ведь не служащие, получающие деньги за отсиженные на работе часы...Источники дохода у учёных различные : участие в научных проектах, публикации, лекции и семинары в университетах, публичные лекции...Научные проекты в наше время бывают чаще всего международными, в ним участвуют учёные из многих стран, и финансируются они тоже нередко не одной, а рядом организаций из разных стран. Так что очень трудно сказать, где учёные зарплату получают...
                Желаете продолжать - давайте перейдём в личку, потому что на этом сайте ни мне, ни Вам не разрешено давать ссылки.

                Оценка статьи: 5

    • Марк Аккерман, "В Аккерманской каменоломне//приготовлен венок для меня". Давно врезалась в память эта строчка.
      Лично мне нравятся украинские словечки, как гарнир (извините, если что): немая, трошки, зупынка, годына и мн.др.
      От болгар я понял глубокий смысл слова праздник. Праздный по-болгарски значит пустой(ящик из-под фруктов).
      Надо радоваться обилию языков, сходству и различиям их, по возможности учить, осваивать и не затевать скандалов.

      Оценка статьи: 5

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 16 апреля 2013 в 17:12 отредактирован 16 апреля 2013 в 17:18 Сообщить модератору

    По-молдавски-румынски галстук тоже кравате, по звучанию близко к кровати. Статья вполне познавательная по части галстуков и их происхождения от шарфов. Выбор, подбор галстуков, их коллекции(Тарасов,Петросян), узлы галстуков не раз уже обсуждались. "Ах, какой витиеватый узел шарфа я видел недавно !" Простой и примитивная удавка просто как плотник против столяра.
    Поскольку в статья началась с шарфов, трошки о них. Длинный шарф НЕ функционален: для сУгрева и защиты шеи нужна только небольшая муфта, всё остальное лишнее и опасное, если вспомнить Айседору и БАБа.

    Оценка статьи: 5

  • а обязательно ставить в рассылку материалы, способствующие разжиганию междунациональной вражды?

    Оценка статьи: 3

  • Марк Блау, спасибо! Интересный исторический экскурс, наконец-то объяснивший, что в украинской краватке спать нельзя

    Оценка статьи: 5

  • нелепо высказанные претензии к украинскому языку. очень нелепо. но рассказ о галстуках -занятный. хоть и ничего нового не узнала

    Оценка статьи: 3

    • Елена Белинская, "Я адрес по-русски спросил у хохла, // хохол отвечал: - Нэ чую. -" (ВВМ)

      Все языковые страсти и войны можно перевести в плоскость юморы. Язык - органическое явление, феномен: т.с. и не можно его поверять алгеброй, железной линейкой размерять, сугубо имхо.

      Оценка статьи: 5

  • Шикарно, очень понравилось. Когда-то по радио были интересные трансляци по основе украинского языка. Там, помню, разбирались пары "ладонь"-"долонь", "медведь"-"ведмідь". И чтоб усмехнуться (смеяться над этим нехорошо), послушайте разговор украинского премьера - за столько лет и зайца можно было научить курить взатяжку...

    Оценка статьи: 5

  • Статья превосходная! Лингвистические изыскания всегда приносят много неожиданных и увлекательных открытия.
    Спасибо!

  • "Смешон бывает не язык, а тот, кто берётся рассуждать о нём, не зная его." (Евгения Комарова Читатель)
    Полностью согласен!!!
    Национальный язык не может быть "чудным". Исходя из утверждения автора, все языки, которые "нерусские"-чудны.
    Не думаю, что в этом он прав.
    А так. Статья, если оценивать ее цель, вполне интересна. Действительно не знал откуда эти "душилки" появились. Теперь знаю.

    • Национальный язык не может быть "чудным".

      Здесь вы плоховато протрактовали особенности русского языка.

      Да, украинский язык чудный. Не чудной, а именно чудный, чудесный
      а особенно чудны (для непонимающих отметим - чудесны!) украинские песни.

      Оценка статьи: 4

  • Клавдия Никитина Читатель 16 апреля 2013 в 14:11 отредактирован 27 мая 2018 в 20:26 Сообщить модератору

    Мне тоже очень понравилась статья.Спасибо.

    Оценка статьи: 5

  • Круса Крусов Читатель 16 апреля 2013 в 13:09 отредактирован 27 мая 2018 в 20:27 Сообщить модератору

    Интересно и познавательно! Много нового узнал. Спасибо за статью

  • Статья интересная. Написана хорошо. Читается легко.

    Несколько удивила фраза:
    «Так что это еще вопрос, какой из языков ближе к праславянской основе».
    Видимо, имеются в виду русский язык и украинский суржик, который группа русофобов и украинофилов спешно создавала в 20 веке, стараясь сделать так, чтобы этот новый язык как можно меньше походил на русский. Но поскольку они использовали ту же основу и структуру языка, у них и получился такой смешной говор.

    • Николай Лаврентьев, понятно, значит вы за основу предлагаете принять идею о великом и могучем русском, а все остальные - производные, с целью непохожести и в угоду русофобам?

      Оценка статьи: 5

      • Юрий Лях, я предлагаю видеть факты. А не умозаключения в пользу той или иной концепции.

        Факты говорят о том, что русский язык первичен. Не потому что я русский, а потому что это факт.

        • Николай Лаврентьев, перечислите эти факты. мы поржем))))))

          Оценка статьи: 3

          • Елена Белинская, в качестве встречной просьбы, приведите пожалуйста Ваши доказательства того, что украинский язык является самостоятельным языком, а не суржиком, созданным на рубеже 19-20-х веков кучкой украинофилов.

            • Николай Лаврентьев, да хотя бы то, что кубанские казаки, которые, кстати, прожив достаточно долгое время в России, в начале ХХ века в большинстве своем указывали в переписи, что они украинцы, до сих пор говорям весьма своеобразным говором. недостаточно быстро ассимилировались в Росии за несколько сотен лет. потому что приехали со своим языком.
              приедьте в людое украинское село - бабульки, которые слыхом не слыхали про украинофилов, на которых вы ссылаетесь, говорят по украински! это - самое простое средство.

              Оценка статьи: 3

              • Елена Белинская, да хотя бы то, что кубанские казаки, которые, кстати, прожив достаточно долгое время в России, в начале ХХ века в большинстве своем указывали в переписи, что они украинцы,

                Вам самой-то не смешно? Указывали. В начале ХХ века. Попробовали бы они это не указывать в условиях насильственной украинизации в начале ХХ века. Вы вообще-то в курсе, кто такие казаки и откуда они взялись? Видно, совсем не в курсе.

                до сих пор говорям весьма своеобразным говором. недостаточно быстро ассимилировались в Росии за несколько сотен лет. потому что приехали со своим языком.

                С каким «своим» языком? Откуда приехали? Зачем вообще русским нужно ассимилироваться в России? Своеобразный говор не есть национальный язык. Вариации в зависимости от мест обитания и соседства с другими народами возможны и допустимы. И имеют место.

                приедьте в людое украинское село - бабульки, которые слыхом не слыхали про украинофилов, на которых вы ссылаетесь, говорят по украински! это - самое простое средство.

                И что это доказывает? Причем очень далеко не в "любое". То, что некоторые украинские бабульки в некоторых областях Украины говорят на южнорусском диалекте, который некоторые называют украинским языком? И на основании этого Вы делаете далеко идущий вывод о первичности украинского языка по отношению к русскому? Я Вас умоляю! Вы это серьёзно что ли? Это была бы мировая сенсация. Если бы были доказательства. Кроме бабулек, конечно. И донских казаков начала ХХ века.

                • Николай Лаврентьев, где украинизация была? на Кубани?
                  вам самому-то не смешно?
                  а в Сибири не было?
                  украинский язык имеет существенные различия с русским не только в фонетике и лексике, но и в грамматике... не может диалект иметь столько отличий. а если отличия такие маленькие, что ж россияне приезжают и украинского хором не понимают? чисто по причине общей тупизны?

                  Оценка статьи: 3

                  • Елена Белинская, где украинизация была? на Кубани?
                    вам самому-то не смешно?
                    а в Сибири не было?


                    А Вы не знали? Пыл оголтелой украинизации начал стихать только в начале 30-х годов. Этим процессом была охвачена не только Украина, но и Кубань, и Ставропольский край, часть Сев.Кавказа, Курской и Воронежской областей. Так что давайте на этом закончим, ибо Вы просто мелко плаваете и мало чего знаете.

                    украинский язык имеет существенные различия с русским не только в фонетике и лексике, но и в грамматике... не может диалект иметь столько отличий. а если отличия такие маленькие, что ж россияне приезжают и украинского хором не понимают? чисто по причине общей тупизны?

                    Ничего удивительного. В Германии или Британии некоторые германские и британские диалекты различаются даже ещё больше. Там люди могут вообще друг друга не понимать. Тупизна здесь ни при чём.

                    • Николай Лаврентьев, "была охвачена не только Украина, но и Кубань, и Ставропольский край, часть Сев.Кавказа, Курской и Воронежской областей." - с какого перепоя - никто из советской верхушки ни языка не знал, ни, как помню, не был этническим украинцем. И сам ваш тезис нелогичен - с русского на украинский перешли в 30-х за пару лет и, уже три поколения не могут возвратиться к чистому русскому при полном отсутствии поддержки украинского??

                      Я уже слышал две версии появления тех же донских казаков. Интересно услышать вашу, единственно верную, версию.читать дальше →

                      Оценка статьи: 5

    • Николай Лаврентьев, отнюдь!
      Если бы Вы потрудились изучить древнеславянский (происходящий от староболгарского, т.е. относящийся к южной ветви славянских языков) и древнерусский (основа всех восточнославянских языков), а также сравнительную семантику, морфологию и грамматику славянских языков, то с удивлением для себя обнаружили бы, что украинский язык содержит значительно больше славянских корней, чем русский, создававшийся под сильным влиянием угро-финских языков, а грамматический строй украинского (например, количество падежей, образование причастных оборотов, сложноподчинённых предложений и многое другое) действительно ближе к праславянской основе. Очень схожие принципы склонения существительных, спряжения глаголов и построения предложений Вы обнаружили бы в украинском и южнославянских языках.
      Смешон бывает не язык, а тот, кто берётся рассуждать о нём, не зная его. Очень смешон самозваный "старший брат", раздувающий щёки переполняющим его имперским духом и забывший, видимо, что нынешнюю столицу России среди лесов и болот, где жили угро-финские племена, строил киевский князь Юрий Долгорукий.

      Оценка статьи: 5

      • Евгения Комарова, позвольте Вам не поверить. Украинофилы и русофобы очень любят ставить всё с ног на голову.

        Про киевского князя вообще не стоило упоминать, ибо к тому, Киеву, который якобы был столицей якобы Киевской Руси он вообще никакого отношения не имеет. Всевозможных киевов, разбросанных по огромной территории Руси, Малороссии, Галиции, Польши, Литвы, аж вплоть до казахских земель, в то время было несколько десятков. А тот район, где ныне современный Киев, вообще был почти недоступен ни для пешего, ни для конного, ни для речного сплава.

        Это всё байки для легковерных школяров.

        • Николай Лаврентьев, Киев - один из тех городов, что поставлены правильно и в правильном месте. Широкая могучая река, высокий холм для крепости, хорошая пристань внизу, горы, заросшие лесами. Место, прекрасно доступное и для пешего, и для конного и для плывущего.

          Кстати, а где еще находились другие киевы? Хотя бы один пример, навскидку.

          • Юлия Индиктор, можно и примеры привести. Но лучше рассказать, почему многие села назывались «киевами» и производными от слова «КИЙ», имевшего значение «палка, шест, длинная жердь», которой при определенном виде сплава по воде отталкивались от дна. Таких переправ и сплавов в той местности было много. И названий таких много. И всё по берегам мелких речек и озер. А в том месте, где стоит современный Киев, Днепр столь полноводен и широк, что такое название к нему просто не прилипло бы. Это говорит лишь о том, что Русь никак не могла быть Киевской. Это миф. Полностью высосанный из пальца. Если в то время, о котором мы говорим, т.е. о Х – XIII веках, на месте современного Киева и мог быть какой-то нас. пункт, то он никак не мог иметь такой масштаб и значение, чтобы послужить такой масштабной исторической точной отсчёта. Да и арх раскопки в Киеве и вокруг него ну просто НИЧЕГО не дают. Для сравнения, в Москве найдены тонны монет и прочей древней всячины. В основном, там же и произведенных. А в Киеве этого нет.

            Короче, можно привести еще много фактов в пользу ложности идеи о существовании Киевской Руси. Ищите и проверяйте сами, если Вам интересно.

            • Николай Лаврентьев, а руины Золотых Ворот,остатки городских земляных валов, София Киевская, Лавра - это тоже мифы и легенды? А все находки, которые хранятся в лаврском музее?А свидетельства европейских путешественников и историков? А дочери Ярослава Мудрого, ставшие жёнами европейских (норвежского, французского, венгерского...) королей, о жизни которых имеются свидетельства в европейских хрониках?

              Оценка статьи: 5

              • Евгения Комарова, руины, говорите? Датировки посмотрите. Только настоящие. Настоящие силами чудо-учёных были состарены на несколько веков. Кроме того, приведенные Вами в пример сооружения - это новодел. Там даже фундаменты такие, какие начали делать только века с XV-XVI. А "учёные" с легкость датируют их 9-11 вв.

                Свидетельства путешественников? Ну, хоть Вы-то меня не смешите. Свидетельства. Вы вообще в курсе, сколько подлинных документов дошло до нас из тех времен? НОЛЬ! Ни одного! Свидетельства, блин!

                Про дочерей не помню. Тем более из "европейских хроник". Кстати, вот чему нельзя верить, так этим самых "хроникам". Там далеко не всё так, как глаголет официальная версия истории.

                Вы, наверное, думаете, что тогдашние вожди были дурнее наших современных и не умели "вершить историю" так, как им было нужно?

                • Евгения Комарова Евгения Комарова Читатель 18 апреля 2013 в 23:14 отредактирован 18 апреля 2013 в 23:14 Сообщить модератору

                  Николай Лаврентьев, c Вами всё понятно - очередной фоменковец...Вся мировая история - миф, все учёные, кроме "альтернативщиков" - обманщики, все документы - фальшивки, все материальные предметы - подделки, все датировки - ошибочные или намеренно перевранные...
                  Дискутировать с такими и требовать от них аргументов действительно бесполезно, так как единственным аргументом "альтернативщиков" является обвинение всех противников в намеренной лжи или некомпетентности.

                  Оценка статьи: 5

          • Юлия Индиктор, ага. Уберите все современные плотины, и посмотрите, что получится. Порог на пороге. Купцы там вроде бы ходили время от времени, но волоков было штук восемь. Чтобы пороги обойти по суше. Поэтому ничего масштабного там в принципе не могло быть. Для масштаба нужны соответствующие пути сообщения, к каким Днепр никогда не относился даже несмотря на полноводность на достаточно больших отрезках. Но сквозного прохода для судов по нему не было.

  • Замечательно!..

    Украинский язык вперемешку с русским звучит довольно-таки интересно. Для усиления образа можно взять то или иное слово из разных языков. Знаю точно - 7 лет жил на Украине (Донецкая обл, Днепропетровская)

    Про галстук - супер. Действительно познавательно. И настолько легко и интересно написано, что запомнил раз и навсегда. Ваши статьи, Марк Блау, - практически просветительская работа.

    Оценка статьи: 5

  • И в самом деле - отличная статья!
    Лёгкий, слегка ироничный стиль, прекрасный язык, познавательные детали из разных областей знаний, поданные в тексте ненавязчиво, как бы невзначай...Респект автору!

    Оценка статьи: 5

  • Отличная статья! А сколько существует способов завязывания галстука?

    Оценка статьи: 5