• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Профессионал

Как связана образованность населения с инфляцией?

Существует множество глубоких экономических теорий о том, как происходит круговорот ресурсов и от чего зависит инфляция. Но есть простые истины, от которых в этом мире никуда не деться…

Сто триллионов долларов Зимбабве Reserve Bank of Zimbabwe commons.wikimedia.org

Можно долго рассуждать о том, почему задерживаются финансовые потоки, как это влияет на разные отрасли хозяйства и стоимость самих денег. Об этом писали, пишут и будут писать экономисты, защищая диссертации и поднимая политический вес своих научных школ. И во многом они правы, эти труды несомненно имеют свой смысл.

Но глядя на ситуацию со стороны, имея в распоряжении свою собственную голову, свободную от устоявшихся подходов, можно порассуждать о простых фактах.

Например, вряд ли кому-то нужно доказывать, что уровень образования населения в нашем регионе неуклонно падает. С момента распада СССР началась неразбериха, и многим пришлось поискать себе новую работу. В этот момент появилось мнение, что образование не влияет на уровень доходов и не гарантирует куска хлеба. Кое-какая организаторская способность в новом экономическом порядке действительно стала требоваться от каждого. Мнение о том, что образованность людей никак не связана с достатком, бытует до сих пор. Особенно в соцсетях, среди молодёжи. Находятся даже люди, которые твёрдо отстаивают это утверждение. Веру в силу знаний дополнительно рассеивает падающий уровень самих образовательных учреждений.

Хотя отрицать вообще ценность высокой грамотности — мнение, мягко говоря, спорное. Но понимают это не все. Можно догадаться, что происходит дальше в естественном русле событий. Люди высокой квалификации, «советской закалки», выпуск за выпуском уходят на пенсии. Даже работающие пенсионеры тоже рано или поздно выходят из рабочего процесса. Вместе с ними уходят знания, навыки и правильные подходы к изготовлению устройств и продукции, учёту, документированию и организации производства. На смену им приходят следующие выпускники тех же вузов, но «рыночного уклада». О чём они обычно думают и каковы реальные навыки в области техники и управления процессами — догадаться нетрудно.

Новое поколение думает о том, как выжить в «чистом поле» рыночной экономики. Идеи просты: находить в своей работе ресурсы, которые можно продавать. Причём поверхностный взгляд на товарищей подсказывает, что продавать можно почти независимо от качества и трудоёмкости. Если есть вещь — значит, она стоит денег. Или даже её нет, но мелкие организационные навыки и своеобразные хитрости — и вот он, доход. Конечно, повышать цену нужно вплоть до спада спроса. Так рождается на советском пространстве свободная экономика. Только спекулятивного характера.

Реальная работа, необходимая для жизни людей и хозяйства, постепенно перестаёт выполняться. Грамотных выпускников технических вузов немного, система ПТУ практически упразднена. Инженеров и технических специалистов становится всё меньше за счёт растущего числа банкиров, финансистов, менеджеров и других профессий производных секторов экономики. Предложение технических работ падает. Спрос на них по мере износа советской инфраструктуры возвращается. А по закону рынка такая ситуация приводит к росту цены этих работ. Даже импортное иностранное оборудование нужно устанавливать, запускать и поддерживать. Это должны делать грамотные в таких делах люди. Только их мало, на всё не хватает. Да и работать им приходится зачастую не совсем по своему направлению.

Нарастающий дефицит квалифицированной работы неуклонно повышает её стоимость, а за ней — конечную стоимость полного набора оборудования с работой выбора, монтажа, запуска и обслуживания. А инфляция — это и есть рост цен на необходимые вещи. Необходимые не только в быту, но и в тех вещах, без которых невозможно решение принципиальных вопросов жизни общества. Делать их становится некому, сколько ни требуй и денег ни плати. Знания нужны, грамотные люди, которые с этими вопросами могли бы реально справляться. Без них вложение денег уходит «в трубу», а бесконечное перезакладывание банковских инвестиций и кредитов под новые проценты становится пирамидой, обречённой на регулярные обрушения.

В заключение стоит заметить, что в этом ключе упадок нашего региона в последние десятилетия не имеет отношения к цене на нефть. Она не связана с уровнем образования населения и способностью людей производить сложные товары в больших количествах. СССР делал ставку на обязательное всеобщее среднее и развитое высшее образование, большое количество инженеров и невысокую стоимость их работы. Именно их труды служат нам до сих пор, успешно вырабатывая двойной и тройной ресурс.

Статья опубликована в выпуске 13.08.2013
Обновлено 12.05.2021

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Мне кажется, что инфляция это все же из другой оперы.

    Оценка статьи: 5

  • Инфляция – это рост цен. А рост цен – это падение ценности………….
    Задело. Сижу, размышляю, а в голове такие кружева. Там и гей парады в купе с криками сторонников, что бы как можно чаще это безобразие гуляло по нашим улицам. Там и падение общеобразовательного уровня молодежи, и потеря моральных ориентиров. И переход большого количества рабочей силы из производства в торговлю. Частные предприниматели, ёклмнопрст!!! Торговля – это неплохо, торговля – двигатель производства, но чьего производства? И кружится это все и кружится, аж до потери логики.
    А статья хорошая, и тема горячая.

  • Почему люди уходят из производства? В нормальной ситуации - из-за автоматизации производства.

    Почему оно автоматизируется - так дешевле да и для людей лучше: попробуйте 8 часов в день выполнять одно и тоже действие.

    Почему люди идут в торговлю? Потому что больше особо некуда. Теоретически, можно и торговлю во многом автоматизировать, например, по принципу вендинга, как в Японии.

    Но куда тогда люди работать пойдут? Теоретически, можно сократить рабочий день, как, например, в Голландии - по 5,5 часов. Но платить за него должны как за полный.

    А вот почему при наличии автоматизации производства и торговли товары не дешевеют - это загадка.

    Куча людей страдает ерундой - сидит на ресепшене, занимается перепродажами и т.д. Наша экономика направлена не на развитие, а на придумывание рабочих мест для людей.

  • К сожалению автора подвела инфляция образования. Точнее, непонимание самого термина "инфляция".
    При нормальных экономических и политических условиях инфляция - двигатель производства. Иногда ей всячески способствуют, чтобы оживить экономику и национальное производство. А живая экономика - это спрос на кадры. И в первую очередь - квалифицированные. Поэтому инфляция вполне может способствовать образованию.
    Есть другое явление - стагфляция. Когда не смотря на рост цен не происходит развитие производства. И тут уже вопрос к политикам, как они это допустили. Например, ввоз импортных товаров или дешевой рабочей силы способствует спекулятивной, а не промышленной экономике. И не стимулирует развитие образования.

    Оценка статьи: 3