• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Константин Кучер Грандмастер

Почем сигареты за дальними пределами родной страны?

Раньше, в те самые добрые старые времена, экипажу советского торгового судна в иностранном порту нельзя было по одному на берег сойти. Обязательно группой. И чтобы в ней — не меньше трех человек было. Причем один из них — из командного состава.

JoffreyM, Shutterstock.com

И как-то в одном из шотландских портов у нас организовалась вот такая, теплая компания. Я, один из матросов машинной команды (проще говоря, маслопуп), а из отцов-командиров нам третьего штурманца дали. Приоделись мы, валюты чуток на руки получили и скатились по трапу, все такие из себя довольные. Свобода!

На выходе из порта вскочили в первый же автобус. Даже номер его запоминать не стали. Зачем? Валюты с гулькин нос. Все равно обратно возвращаться пехом придется. Поэтому и от порта далеко отъезжать не стали. Пропустили две-три остановки, на четвертой и выпрыгнули.

Выпрыгнули, осмотрелись… Ага, вот оно, то, что нам надо. Вывеска. А на ней, если кто не сильно в английском разбирается, большой бокал, сверху, как морской фуражкой, накрытый шапкой пивной пены. Зашли. За одним из столиков кости свои бросили и пальцами подбежавшему официанту показываем — нам, мол, три. По бокалу на брата. Для начала. А там посмотрим, как оно дальше пойдет. И какие тут у вас, в Шотландии, цены.

Принесли нам все наше быстренько. Выпили мы. Сказал бы, закусили, да только валюты… Кот наплакал. И смысл тратить ее на закусь? Поэтому — только выпили. А как выпили, так сразу курить захотелось. Достали мы принесенную с собою пачку родных, советских сигарет, из тех запасов, что таможня разрешила не закрывать под замок, и пустили ее по кругу.

Сидим, пиво пьем, курим. Снова пьем. Опять курим.

В общем, хорошо посидели. На рога, само собою, не встали — не с чего было. Но посидели — хорошо. Приятно так. Вот только через какое-то время сигареты закончились. А потом смотрим: да нам уже и на судно пора возвращаться.

Рассчитались, вышли на улицу и, чтобы перед броском до порта сил набраться, плюхнулись на скамейки в скверике, что неподалеку от пивнушки оказался. Сидим, вдыхаем в себя запах шотландских достопримечательностей.

Вот только они… С трудом вдыхаются! Курить… Курить очень хочется! А пачка, что мы с собою с судна прихватили, еще в пивнушке закончилась. И что делать?!

Маслопуп и говорит штурманцу:

 — Слушай, вас же в институтах языкам учили. Учили? Так вот… Видишь, вон мужичок как раз в нашу сторону гребет? Дымит, сволочь, как паровоз! Тормозни его. Попроси пару сигарет для советских моряков.

Сказано — сделано. Как мужичонка поравнялся с нашей скамейкой, мы вскочили аккуратненько, чтобы не испугать ненароком аборигена. Улыбка на всех трех лицах — на ширину приклада. От уха до уха. И штурманец предельно вежливо:

 — Хау, мол, дую.

И дальше про сигареты.

Мужик понял. Полез в карман за портсигаром. Вынул его, открыл, достал пару сигарет и протягивает нам. Я их сразу схватил намертво, а маслопуп давай мужичонке лапы трясти. Спасибо, мол, братишка. Родина тебя не забудет! И не так чтобы для галочки. От души этого шотландца поблагодарил. Минуты три его ручонку из своей лапищи не отпускал.

И только мы отблагодарились и собрались обратно к скамейке пришвартоваться, как мужичонка этот голос подал. Лопочет что-то по своему, по-шотландски. Ну, маслопуп опять его за руку схватил. Давай ее трясти. Спасибо, братишка. Родина тебя…

Я ему на подмогу выдвинулся. Вспомнил кой-чего, что еще в школе зубрили:

 — Мир, — говорю ему, — фройндшафт. Рашен мариманен. Совьет юнион. Ай демстенд?

Он мне и кивает. Стенд, мол, стенд. Понимает, значит. Ну, раз понимает — какие еще к нам вопросы? Вали, мужик, дальше. Туда, куда и шел. Нам курить… Курить хочется.

А он все никак. Уже сам схватил маслопупа за лапу и давай ему что-то впаривать по-своему. Да быстро так. И с чувством.

Мы уже отлипли от него. Руки не трясем, но тоже, строго так, с небольшим металлом в голосе отвечаем — сенькью, мол. Ты че, мужик? Тебе же русским языком сказано — мир, дружба, фройндшафт. Рашен матросен. Чего тут непонятного?

А пока мы вот так разговариваем, смотрю — штурманец за спиной у шотландца (тому и не видно!) чуть ли не пополам согнулся, плечи ходуном ходят, рукой рот зажимает, чтобы не засмеяться, и разные страшные рожи одновременно нам корчит — заканчивайте, мол!

Но как закончишь, если этот гад уходить не хочет? Хватает за рукав то меня, то маслопупа. Лопочет что-то по-своему. Да все громче и громче. Уже и прохожие стали на нас оборачиваться. Ну, мы смотрим — не в дугу мужик. Из непонятливых. Плюнули мы от души (в сторону, не на мужика этого!), развернулись на сто восемьдесят и скорым шагом — от шотландца. А он как увидел, что мы уходим — заорал в голос, как раненый в одно место бизон, бросил сигарету, что курил, на асфальт и давай ее топтать. Обеими ногами.

Ладно, отошли мы от этого шотландца на приличное расстояние, чтобы криков его не слышать. Отдышались чуток, успокоились. Закурили. И только после этого, как расслабон легкий по всему телу пошел и уже свернувшиеся в трубочку уши начали потихоньку разворачиваться, я и спросил «трюльника»:

 — А ты-то… Ты-то чего ржал, как полоумный?

Он мне и отвечает:

 — А че над вами, дуриками, не поржать? Вы ж шотландцу этому все за мир и дружбу. И через каждые два слова — о том, что вы советские моряки. А он вам и говорит, что понимает, кто вы такие, но сигареты, вообще-то, денег стоят. И он бы хотел, чтобы вы ему за них заплатили.

Тут уже маслопуп вклинился:

 — Ну, ни черта себе… Вот буржуйское отродье! Уже сигаретку моряку западло дать! Деньги ему отслюнявь. Фунтами. За сигаретку. Одну!

 — Сигарет-то, если уж честными быть, он вам две дал, а не одну. А по деньгам… Вот, смотрите!

Штурманец нас тут же — под белы ручки и к витрине табачного магазинчика, мимо которого мы как раз проходили:

 — Вот, посмотрите на ценники. Только учтите, цены — не в рублях. В фунтах.

Мы с маслопупом как глянули на витрину… Так одновременно, не сговариваясь, и приземлились на пятые точки. Он — на свою, я, естественно, — на свою. Сидим, прямо на шотландской булыжной мостовой, благо, она чистая, и глазами хлопаем. Ну, ни черта себе… Совсем буржуины офонарели! И это-то за одну пачку? В фунтах?!

В пачке, между прочим, у них, экономных просто до безобразия, сигарет в два раза меньше, чем у нас. Но цена за этот мизер… Да за эти деньги шарповский плеер купить можно. А его тебе еще в фирменный пакет завернут. Который тоже денег стоит! Вот и получается, что японская техника… Дешевле этих чертовых сигарет!

Нет, да они все, в Забугорье этом, офонарели просто…

Статья опубликована в выпуске 8.09.2013
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (22):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • алексей федоров Читатель 4 сентября 2013 в 19:09 отредактирован 27 мая 2018 в 19:13 Сообщить модератору

    Ну не за горами тот момент, когда стоимость сигарет в россии будет зашкаливать запредельно...

    • Да, Алексей, в этом Вы правы. Тенденция явная и однозначная. Вопрос, как мне кажется, несколько в другом.
      Неужели, через какое-то время и я, подобно этому шотландцу, буду требовать с человека, стрельнувшего у меня сигарету, её полной и безоговорочной оплаты?! А как быть с тем, на чем когда-то воспитывали меня и моё поколение? В тех же песнях, например. Вспомним хотя бы знаменитое, Высоцкого: "Друг, оставь покурить"...

  • В Америке никто денег не потребует, но когда ты просишь сигарету, то уже стоишь с долларом. Его могут и не взять, это твой долг предложить человеку деньги. В 1980-90х годах блок Мальборо стоил 15 баксов. Потом после этого суда в 91-ом на 40 миллионов к Филлип Морес цены на сигареты начали резко расти. И вот что имеем: сейчас столько стоит моя пачка сигарет Капри 120 мм с налогами ( а их несколько на курево и спиртное). То есть в 10 раз за 22 года. Вот и посчитай сколько стоит одна сигарета. И это в Чикаго. А в Н-Йорке еще дороже - там все намного дороже. (В общем-то люди бросили курить не по сознательности, а именно из-за редкого подорожания. Можешь сам подсчитать сколькоя лично, к примеру, трачу на курево если курю пачку в день. Стыдно кому сказать).

    Другое дело, что сейчас в США не принято просить закурить - все некурящие из себя и даже оскорбить можно такой просьбой. Ты же понимаешь, что нет никого гнуснее завязавших - они тебе еще и лекцию о вреде курения прочтут.

    Оценка статьи: 5

  • В Европе (Франция, Германия) сигареты в среднем 6 евро за пачку-20 штук. В России такая же пока еще 1-1,5 евро. Что интересно; еще и поискать нужно где продают (про Европу)!!

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 8 сентября 2013 в 06:14 отредактирован 8 сентября 2013 в 06:20 Сообщить модератору

    При всём респекте к автору, статья напомнила пресловутую "травлю на баке". Какая то мелочная основа: валюты не хватает на пиво с закуской, сигареты кончились как-то сразу, как будто их курили сразу по две, двустволкой? И красной нитью проходит "курить, курить нестерпимо хотелось".

    Разобиженный шотландец за неуплату подарка в 2 сигареты? Что-то мне не верится в реальность таких событий. Можно было обойтись без характерного, полублатного жаргона.

    Оценка статьи: 3

    • Сергей, по количеству сигарет, оставляемых команде в порту стоянки, посмотрите коммент Ильгиза Ибрагимова. По их цене - коммент Лауры Ли. Если поверить этим людям на слово - а почему бы им и не поверить?!! - получается, что "травли" в словах автора, не так уж и много. Конечно, она присутствует. Какая байка без травли? Но по основным, существенным для данного материала моментам, автор предпочитает говорить серьезно...

      • Константин Кучер, посмотрел комент ИИ. Там ключевая фраза "валюты давали маловато, но не настолько же", что совпало и с моей догадкой.

        Спросить,не угостите ли сигареткой с протянутым долларом - это потрясает, не могу опомниться, неужели такое могло и может быть?

        Косвенно Вы ещё сделали рекламу курению, как и куряки-комментаторы.

        Оценка статьи: 3

        • Сергей, там , под комментом Ильгиза, мой ответ на него. В нём я затронул вопрос, почему валютный заработок за рейс в Лас-Пальмас мог существенно отличаться от такого же заработка за рейс в любой из портов Шотландии. За валюту "шотландского" рейса можно было купить одну штанину хороших фирменных джинсов. Если Вы считаете, что это много...
          Конечно, можно считать и так, поскольку "много" или "мало" - критерии сугубо оценочные. И для кого-то - "много", то же самое, что для его соседа - "очень, ну, очень мало".

  • Прочитал эту историю и вспомнил свою. Я, когда тоже в загранфлоте работал, видел дороговизну не самих сигарет, а штрафов за их ввоз. Перед рейсом наши куряги (сам не курю) носили из наших магазинов штабелями блоки сигарет в свои каюты. А потом, когда пришили в голландский порт Роттердам, носили их на хранение баталеру. На руки полагалась только одна пачка на день схода на берег. Предупредили, что штраф исчисляется голландцами - 1 доллар США за 1 лишнюю сигарету. То ли о здоровье населения заботились, то ли свой рынок оберегали.
    А насчёт нехватки валюты: её конечно давали мало, но не настолько. Я, помнится, получил на руки за 6 месяцев плавания в первом рейсе больше 40000 пессет, когда пришли в Лас-Пальмас. Естественно мы пошли гулять втроём в город, но без кого-то из комсостава. Скинулись по 5000 и пошли в ресторан "Тропикаль". Крепкого ничего не пили. Налегали на пиво и купили по порции тартильи. Оставили Н-ую сумму на такси, чтобы пешком дорогу в порт не искать, а основную сумму оставили в магазинах. Пакеты, кстати, там были бесплатные, что-то навроде обёрточной бумаги. А сервис магазинный с нашим совковым конечно было не сравнить: небо и земля. Было это в 1988 году.

    • Ильгиз, большое спасибо за такое прекрасное дополнение. Про сигареты - всё верно. В порту разрешалось оставлять на себя 250 сигарет. Полтора блока. Примерно так и выходило - по пачке на брата в день. Остальное относилось в кандейку баталера и там опечатывалось. Почему-то на всё остальное (даже на спиртное) "их" таможня смотрела более-менее снисходительно, но по сигаретам были просто драконовские меры. Во время стоянки спокойно могли подняться на борт и проверить целостность пломб. Так что с сигаретами тогда никто не шутил. И штрафы - да (особенно, в Голландии (Нидерландах)) были просто запредельными. А валюту терять никто не хотел.
      По валютному заработку. Все Вы, Ильгиз, правильно расписали. Не учли одного - где Шотландия, а где Лас-Пальмас. Заработок-то в валюте (валютные суточные) в те времена (а рассказ тоже о конце 80-х) начислялся с момента, как наша таможня давала "добро" на выход. От Архангельска до Шотландии примерно 10 дней. Заработанной за это время валюты хватало на одну штанину фирменных джинсов. Два рейса - джинсы. До Лас-Пальмаса, сами понимаете, идти всё-таки дальше. Соответственно, и заработок выше.
      Как-то шли на теплоходе "Поной" в Италию, на ремонт и чистку движков, так средний ход у судна был 8-10 узлов. До Италии шли 21(!) день (до Кубы обычно - 25, но там платили не валютой, чеками)!! Вот это был заработок... Мы все в этих лирах были, как дураки в фантиках.
      На снимке: Теплоход "Поной" огибает мыс "Нордкап". Зима. "Поной" - лесовоз ледового класса. Проект 596М, тип Петрозаводск. Дедвейт по лесу 6535 т. Год постройки - 1969, списания - 1999.

  • Интересная байка, но какие то приукрашенности есть конечно же, а как же байка без этого. Ну, во-первых, никакого шотладского языка нет на самом деле, есть кельтский, но на нем уже давно никто не разговаривает, так что говорили с вами по-английски, конечно же. Вам повезло, что вам попался тщедушный шотландец (курил много ага?!) , вообще они здоровые мужики сами по себе, сами моряки издавна, наваляли бы вам все вместе с теми, кто в баре, по самое нихачу!
    Ну а сигареты и тогда, а сейчас и подавно ну ооочень дорогое удовольствие, это правда!

  • Лаура Ли Лаура Ли Грандмастер 9 сентября 2013 в 02:00 отредактирован 9 сентября 2013 в 02:22 Сообщить модератору

    Тогда я расскажу вам свою байку как я контрабандой занимаюсь. Мои сигареты в дьюти-фри США стоят 43 доллара за блок. Чувствуете разницу? В три раза дешевле.
    Обычно я отдыхаю в Мексике или Доминиканской раза 3-4 в год в all-inclusive Три часа и там. Но у них ест лимит ввоза - 2 блока на рыло, остальное небольшой штраф. Я беру в Чикаго такой рейс, чтобы дьюти-фри был уже открыт, мы с мужем покупаем каждый по 10 блоков.
    В руки товары из дьюти-фри не отдают, а относят в накопитель прямо стюардам, которые вручают тебе это на борту когда двери уже закрыты.( А спиртное вручают когда самолет уже сел в порту назначения).
    Поскольку мы летаем без багажа, только с ручной кладью, и поскольку это пляжи, то наша ручная кладь (маленький чемоданчик на колесиках на каждого) летят пустыми - нам на курортах ничего не надо. Пока летим, перегружаем по 8 блоков в чемодан, а два оставляем в мешке от дьюти-фри. Спокойно проходим границу, отдыхаем свои 10 дней и валим обратно в Чикаго, с запасом сигарет как раз до следующей Мексике.
    Когда меня спрашивают почему мы так часто летаем и круизим, я отвечаю - сигареты кончаются.

    Теперь про круизы: моих сигарет в дьюти-фри на борту не бывает. Поэтому я выхожу в любом порту, иду в портовый дьюти-фри, и в той стране, где нахожу мои сигареты, тоже загружась по полной. На Гаваях (так как это считается внутри страны), я их тут же из порта отправляяю домой почтой на до востребования.
    Они думали, они меня заставят бросят курить их ценами
    Кстати, Костя, муж мой давно уже крутит свои сигареты. Купил машинку, фильтры, бумажки и я ему по интернету беру табак Dark Horse c турецким. Он там как-то смешивает, держит в табаке специальный уровень влажности какими-то кристалами. Машинка крутит фабрично, причем табачок он сам просматривает на предмет финанс лабо (нога финансиста - не знаю, почему так венгры эти сучки и веточки называют). Фильтры имеются всех размеров, бумага рисовая, тончайшая. Классные сигареты - он на магазинные смотреть не может после своих. Бери на вооружение.
    Ну и мой шип покажу - я на нем уже 8 раз ходила. Десятый будет бесплатный

    Оценка статьи: 5

    • Да, Лаура, у нас тоже несколько лет назад в табачных отделах многих супермаркетов появились такие машинки, упаковки папиросной бумаги, табак, фильтры. И какое-то время самодельные сигареты - было модно и круто. Несколько моих знакомых приобрели себе такие наборы, крутили сигареты сами и вовсю мне рекламировали преимущества такого способа курения. Но потом потихоньку, потихоньку забросили всё это и сейчас, смотрю, курят обычные, фабричные сигареты.
      Наверное, цена ещё не поджала. И получается легче купить уже готовые сигареты, чем терять время и крутить их самому. Хотя, конечно, при описанном Вами способе сам регулируешь и сорт табака, и крепость сигареты, и т. п. Думаю, если общемировая тенденция дойдет и до нас, то многие вспомнят о том, что сигареты можно не покупать, а крутить их самим. Причем, не старым, дедовским свособом - "козью ножку из особым образом выкроенного кусочка газеты, а уже с помощью специальных приспособлений.

      • Константин Кучер, это на примитивной машинке медленно крутится (та, где вставляешь отдельно фильтр, отдельно бумажку). А в продвинутой машинке заправляешь сразу пустую гильзу с фильтром и туда набивается табак. Другой принцип.
        Кстати, в 50-ые я сама набивала отцу папиросы. Тогда все подражали Сталину, курили Герцоговину Флор трубками. А отец этим табаком набивал гильзы. Когда я подросла, это нагрузили на меня.
        Вот мы с тобой про курево, а вчера прочитала, что во Флориде приняли закон проводить скрининг при приеме на работу на курение. Если анализ обнаружит, что ты куришь. они заставляют тебя подписать обязательство, что ты бросаешь. Или имеют право отказать в приеме на работу. Я еще не знаю, как это прокатит в конституционном плане, но с тестом на наркотики это в свое время прошло.
        В общем, пора подыскивать себе другую планету

        Оценка статьи: 5