• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Константин Кучер Грандмастер

Что можно посмотреть в Чили в первой декаде декабря?

Плачь, Русская земля… Но и гордись! Твои лучшие сыны и дочери, бросив все свои дела, дружными колоннами устремились в аэропорты западного направления в надежде раздобыть билетик до Чили на проходящие через российские города и веси аэробусы как отечественных, так и международных авиакомпаний.

Ksenia Ragozina, Shutterstock.com

Несмотря на то что впервые голосование для чилийцев не было обязательным, 56% из них добросовестно исполнили свой гражданский долг, пришли в прошедшие выходные к избирательным урнам, проголосовали, и первый тур президентских выборов признан состоявшимся. По его итогам из 11 кандидатов во второй тур прошли двое. Представляющая объединенную левую коалицию «Новое большинство», в которую помимо социалистов и христианских демократов впервые вошли коммунисты, уже бывшая президентом Чили в 2006—2010 гг. 62-летняя Мишель Бачалет, набравшая 46,67% голосов избирателей, и бывший министр труда, 60-летняя Эвелин Маттеи, идущая на выборы от правящего консервативного «Альянса за Чили», которой избиратели отдали 25,01% своих голосов.

Разрыв, что там и говорить, большой, поэтому мало у кого есть сомнения, кто из кандидатов станет 36-м президентом Чили после второго тура, который должен состояться 15 декабря. Но консерваторы не склонили голову, не вытащили камень из-за пазухи и не бросили его с крутой чилийской скалы в бурные воды Тихого океана. Они ещё надеются на победу над прогрессивными силами левой коалиции.

Именно поэтому лучшие сыны и дочери России, бросив все свои дела, ринулись в аэропорты западного направления.

Наш священный долг — поддержать Мишель Бачалет, дочь бригадного генерала чилийских ВВС Альберто Бачалета, арестованного 11 сентября 1973 года, в первый же день военного переворота, приведшего к власти хунту во главе с генералом Аугусто Пиночетом. В результате пыток этот верный соратник Сальвадора Альенде, до конца оставшийся верным своему законному президенту, скончался 12 марта 1974 г. от сердечного приступа в тюремных застенках, так и не увидев свободной и обновленной Чили, за будущее которой сейчас борется его дочь.

И если раньше шли пионеры — «Салют генералу Альберто Бачалета!», то нынче — кто? Кто если не мы, бывший авангард скаутского движения советской России? Нельзя допустить к власти силы зла и потомков кровавой хунты. Не только для чилийцев, но и для всего прогрессивного человечества не секрет, что Эвелин Маттеи — дочь бывшего главнокомандующего ВВС Чили генерала Фернандо Маттеи, одного из тех, кто поддержал Аугусто Пиночета и входил в состав военной хунты.

Именно поэтому лучшие сыны и дочери России, достав из дальних уголков своих платяных шкафов красные пионерские галстуки, комсомольские, а некоторые даже октябрятские значки, ринулись в аэропорты западного направления…

И если вдруг кто-то спросит меня недоуменно: «Да что так рано-то? Второй тур только 15 декабря», я рассмеюсь ему прямо в лицо и скажу… Скажу, что Чили… Это такая страна! Да вам и года не хватит, чтобы объехать, облететь, обойти её и посмотреть всё, всё, всё. Всё, что обязательно надо посмотреть, попав в эту замечательную страну с интересной историей и не менее интересными людьми, живущими в ней. Года! Нескольких лет для этого не хватит. Что уж там посмотреть за какую-то декаду?..

Но когда очень-очень того хочется, что-то увидеть всё-таки можно. И если кто-то догадается спросить меня «А что в первую очередь?», я, не раздумывая, отвечу: «Езжайте на север Чили!»

Там есть такой город — Арика. Самый северный город страны. Дальше него уже нет Чили. Только перуанская граница. А Перу… Это не просто страна. Это южно-американский памятник российским флибустьерам и авантюристам не таких уж и далеких от нас 90-х. Когда вдруг ниоткуда, как черти из табакерки, выпрыгнули эти люди, с густой и упругой кровью, и стало их много-много на обломках разваливающейся и уходящей в пыльные архивы истории империи. Вот и у нас, в Петрозаводске, они были. Обо всех — не расскажешь. Поэтому — о некоторых. Тех, что объединились вокруг доставшегося им в наследство с советских времен кооператива с громким названием из трех букв. Вот они…

Они взяли на Петрозаводском рыбокомбинате, где я тогда работал, три рыбопромысловых судна в бербоут-чартер. Пробежались по колхозам Ленинградской области, другим предприятиям Карелии, сформировали небольшую флотилию в десятка полтора корабликов. И люди, которых они наняли по контракту… С некоторыми из которых я легкомысленно травил баланду в рыбокомбинатовской курилке… Эти люди сделали невозможное! На небольших судах, многие из которых не были приспособлены даже для прибрежного промыслового лова, они потихоньку вышли из российских территориальных вод, пересекли зимнюю штормящую Атлантику, прошли Панамским каналом и — наконец! — бросили свои якоря в портах Лимы и Кальяо. В том самом Перу, к берегам которого подходит знаменитое течение Гумбольдта. А поэтому рыбы там… Ну, очень много!

Правда, как оказалось по прибытии, ловить эту многочисленную рыбу можно только по квотам. А квот у наших судов не было. Нет, ловить рыбу им никто не запрещал. Но для этого нужно было наниматься на работу к тем, кто владел квотами. За перуанские копейки наниматься. А в контрактах у наших рыбаков, что заключили с ними перед выходом кооператоры, были прописаны совсем другие цифры. И не в перуанской валюте. В зелени долларов Соединенных Штатов Америки.

И пели наши рыбаки песни на портовых улочках перуанских городов. Вырезали деревянные ложки на забаву иностранных туристов. Как-то зарабатывали себе на хлеб и на стоянку своих кораблей. Держались и не уезжали из Перу. Потому что не могли поверить, что их, классных специалистов, людей, которым по плечу невозможное, развели и кинули, как последних лохов. Что руководители кооператива с названием из трех букв показали им банальную комбинацию из трех пальцев. Они не верили. Держались за призрачную надежду, вырезали ложки, плели яркие авоськи из крашенной сетевой основы, пели песни…

Но терпению предел бывает не только у машины. У людей — тоже. Кто-то через год. Кто-то через два. А самые стойкие года через три вернулись в родной Петрозаводск. И первое, что они сделали, даже не успев помыться и побриться после дальней дороги, пошли в городской суд. Который вынес законное и справедливое решение о взыскании с кооператоров… Очень! Очень больших сумм. А ребята, подзаняв чуток у соседей и коллег, заказали в багетных мастерских красивые рамочки, вложили в них эти судебные решения и повесили у себя в каютах. Чтобы каждый мог посмотреть и воочию убедиться, что хозяин каюты — не голь какая-то перекатная, а очень… Очень богатый человек!

Поэтому будете в Чили, съездите в Арику. Бросьте там взгляд на солнце, сориентируйтесь по сторонам света и посмотрите на север. В сторону Перу. Посмотрите. И помяните тех рыбаков, которые когда-то были у России. Которые могли если не всё, то многое. Которых нет уже нынче. И, наверное, ещё долго не будет.

А посмотрите, помянете — остановите пробегающего мимо аборигена и спросите его на чистом русском: «Маркос? Святой?» И сходите в том направлении, в котором вам ткнут пальцем. Оно обязательно выведет вас на Пласа-де-Армас, центральную площадь Арики. Где и стоит собор Святого Маркоса, построенный в 1876 г. по проекту Гюстава Эйфеля. Да-да, того самого. Так что, для того чтобы познакомиться с творческим наследием этого всемирно известного инженера, не обязательно ехать в Париж. Достаточно на север Чили.

Статья опубликована в выпуске 23.11.2013
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Константин! Восхищен лихой травлей!
    Особенно про перегон судов из Онеги в Чили!

    Оценка статьи: 5

    • Константин Кучер Константин Кучер Грандмастер 20 декабря 2013 в 11:31 отредактирован 20 декабря 2013 в 14:56 Сообщить модератору

      Игорь, как ни странно, но если всё остальное - да, то перегон - нет. Нет, это не травля. Реальный факт, имевший место в нашей жизни. Жизнь такая штука. Иногда она выдает такие оригинальные коленца, которым может позавидовать самый отпетый фантаст. Если заинтересовались, то могу черкануть в личку и точное название кооператива, и фамилии руководителей.

      • Константин, не надо ни адреса, ни фамилии.
        Есть анекдот - "Я вот по под этим дубом убил полутонного вепря. Как не веришь? Вот же он, дуб - видишь?"

        Вы просто переворачиваете для меня мир.
        Я полагал, что Беломорканал несудоходен. А если подумать, то ведь есть путь и через Свирь, Ладогу и Неву, по которому могут перейти только по-настоящему маленькие речные суда, у которых осадка минимальна. А таким через океан не перейти, если они не герои романов Иоанны Хмелевской.
        Но если мы верим в то, что человек в центре Парижа может быть съеден индийским тигром - то почему бы десятку немореходных, озерных суденышек не пересечь океан? Вон, Тур Хейердал вообще на папирусах плавал...

        Оценка статьи: 5

        • Константин Кучер Константин Кучер Грандмастер 20 декабря 2013 в 14:54 отредактирован 20 декабря 2013 в 14:56 Сообщить модератору

          Я очень рад, Игорь, что перевернул Вам мир.
          Но рассказанная мною история не уникальна.
          Так, можно в Википедии посмотреть статью "История судоходства на Енисее". Там, в частности, говорится, что "в 1948 году при Министерстве речного флота было создано подразделение «Арктическая экспедиция специальных морских проводок речных судов». Речные суда Северным морским путём переводятся из стран Европы, Архангельска и Волги. В 1948 году состоялся первый массовый перегон речных судов на Енисей Северным морским путем".
          Кстати, отзвуки того знаменитого перегона есть в ранних рассказах Виктора Конецкого, поскольку он был тогда капитаном одной из таких речных "блох". А вот, что об одном из тех перегонов, написал Г. Г. Соловьёв:

          Но первый перегон речных буксиров
          Из Сормова в Якутск — необходим:
          И как пример, и как стихии вызов,
          и как фарватер всем судам другим.
          И мы — не моряки, а речники
          Нашли в себе и мужество и силы,
          Слить воедино две больших реки
          И довести мечту отцов до были.
          Хотя позади тот страх, и лёд, и море,
          И завершили перегон тот мы,
          И победили в том неравном споре, —
          Но с Океаном я с тех пор — на Вы.


          Хотя здесь поэт немного не прав. Первый караван из 15 речных судов прошел Северным Ледовитым океаном с Печоры на Обь (Иртыш) в 1943 г. Перегон начался 18 июля 1943 г. Очень хорошо об этом перегоне написано в газете "Вечерний Новосибирск" от 15.07.2008 -
          http://vn.ru/index.php?id=93273
          Но есть и другие источники по которым можно, если захочется, узнать об этом, не побоюсь сказать, героическом переходе.
          Так что наши, рыбокомбинатовские мужики сделали то, что до них уже делали. Хотя, это не умаляет их профессиональных качеств и человеческого мужества.

          Ну, и если о ББК, то его глубина, обеспечивающая судоходство (см. статью в Вики) - 4 м.
          Осадка груженого рыболовного траулера проекта B-17 - 3,20 м, рыболовного сейнера проекта 388М (тоже груженого) - 2,86. А наши по каналу шли порожними. Это уже потом, на Балтике, они заливали топливо под самую завязку. И куда можно, и куда нельзя.
          Конечно, по справедливости, надо отметить, что перед теми людьми, которые в 40-х перегоняли речные суда по Северному морскому пути, задача была сложнее.
          Все суда, которые были у рыбокомбината изначально были морскими, пусть и с ограниченным районом плавания. Просто они работали в Онежском озере и проходили по речному регистру, но я сам как-то оформлял судно для промысла сельди в Белом море, и с переоформлением этого судна из речного в морской регистр не было никаких проблем. Надо было согласовать иные частоты работы радиостанции, обеспечить её дополнительным питанием, обеспечить судно спасательным плотиком, фальш-феерами и НЗ. Может, что-то и упустил, но вроде все отличия в требованиях к судну речного и морского регистра.
          Хотя, опять же, сравнивая перегоны речных судов по СМП и переход наших рыбаков, то от устья одной реки до устья другой речные суда шли не удаляясь от океанического побережья. А наши прошли через ОТКРЫТУЮ Атлантику.
          Ну, а если кому-то хочется верить в гималайских тигров... Мы не пряпятствуем. У нас - своя свадьба.

          • Константин, не надо демонстрировать фотографии "того самого дуба"!
            Более того - я слышал, что в ту войну через Алантику прошли сколько-то катеров, кажется, торпедных, переданных американцами нам по ленд-лизу. И - даже - кажется, дошли все!
            Это покруче, чем недлинный каботажный рейс хотя и по океану, но Северному Ледовитому. Атлантика - совсем другое.
            Еще раз, Ваша травля мне ОЧЕНЬ понравилась. Даже почти поверил, что по Онеге ходят не речные, а зачем-то морские траулеры.
            В Вы, оказывается еще и не только морской волк, а и специалист по траулеростроению. Воистину, количество граней Вашего таланта превышает сотню. Желаю не останавливаться на достигнутом! И две сотни специальностей - вовсе не предел!

            Оценка статьи: 5

            • Игорь, я уже писал, что вера (или неверие) в отношении гималайских медведей или бенгальских тигров - личное дело каждого. И в этом я не могу, да и не хочу, препятствовать кому бы то ни было.
              Но говорить - "травля", в отношении конкретных людей, сделавших конкретное дело, как на мой взгляд, некрасиво как-то. Но "красиво" - критерий чисто оценочный. А потому и субъективный. То, что кто-то считает некрасивым, кого-то умиляет и восторгает. А посему, каждый остается при своем.

  • Интересная статья.

  • Константин, привет!
    Не буду сию минуту писать отзыв о статье. Я лечу в Чили провожать Федора Конюхова, который 12 декабря отправляется из порта Вальпараисо в одиночку через Тихий океан до Австралии. Вот это я понимаю приманка для посещающих Чили! Но в том же Вальпараисо есть не менее крутая цель для поездки сюда. Здесь в Морском музее хранятся реликвии русского фрегата ПАТРИКИЙ, (ДЕДУШКА ЧИЛИЙСКОГО ФЛОТА!)который в 1818 году стал флагманским кораблем Чилийского флота. В каюте Патрикия , переименнованного в "O'HIGGINS" обретался командующий чилийским ВМФ вице-адмирал лорд Томас Кокрейн (Ему памятник на главной площади Вальпараисо)

    Обо всем этом я писал в ШКОЛЕ ЖИЗНИ 30 октября2011 года и Ваш комментарий на мою публикацию - выше всяких похвал. Почему же О ГЛАВНОМ ДЛЯ ТУРИСТОВ Вы не упомянули САМОГО ГЛАВНОГО РУССКОГО В ЧИЛИ: ПРОВОДЫ КОНЮХОВА И ПАТРИКИЙ. А выборы 15 декабря я тоже отмечц\у, поскольку мой самолет в Париж-Москву улетает 16 декабря. ВАШ очерк о рыбаках интересен и я не намерен ставить вам ниже пятерки, но все-иаки жаль, что не вспомнили о русскости Чили в главном. С уважением Василий Галенко

    • Вот!! А о чем я писал?!! Лучшие сыны и дочери Земли русской... И Вы, Василий, в их числе.
      По "Патрикию" - виноват. Упустил из виду. Но тем и хороша "Школа". Если автор о чем-то забывает упомянуть в своем материале, то об этом в своих комментах рассказывают читатели. Вот, как сейчас это сделали Вы.
      Что касается Конюхова, то он практически постоянно у нас, в Петрозаводске. То открывает выставку своих картин, то устанапвливает памятный знак на месте будущего памятника всем ездовым собакам мира, то... В общем, мы так часто встречаем и провожаем Федора, что давно перестали видеть в этом что-то необычное.
      Большое спасибо за Ваш комментарий и своевременное напоминание об очень важном фрагменте в совместной, российско-чилийской истории.
      Удачи Вам в Вашей поездке. Незабываемых впечатлений, интересных встреч, хорошей дороги, достойных и приятных спутников. Со взаимным уважением, Константин

  • Молодцы мужики.

    Оценка статьи: 5

  • Заковыристо, однако. А продолжения не будет.

    А еще на чилийских виноградниках, протянувшихся вместе со страной длиной-длиной полосой на тысячу километров, можно отыскать героев-виноградарей из Молдавии.

    Оценка статьи: 5

    • Да-аа... Где только нет наших. Даже в Южной Америке. И там. И там- есть наши! Правда, думаю, не от хорошей жизни. Плохо, когда нет возможности пригодиться там, где родился.
      Если второе предложение Вашего, Марк, коммента - вопросительное, то в оригинале этой статьи был хвостик. Который редактор обрезал. А я в этом, последнем абзаце, писал вот о чем:
      Ну, а я на этом… Увы, но вынужден закругляться. Правила – они для всех. И нарушать их нельзя. Но если вдруг… То я расскажу вам об этой Чили. Постараюсь рассказать. Так, что вы будете плакать, смеяться и плеваться на все четыре стороны света. Я расскажу. Только вы скажите… А надо оно вам?

      Я на "Школе" привык рассказывать о том, что знаю. Что видел. Особенно, когда есть возможность показать увиденное на фотографиях. Чтобы человек не просто прочитал, но и тоже - увидел. Поэтому большое спасибо оформителям "Школы", что помогли с иллюстрациями. У меня же самого нет ничего. Ни одной фотографии. Ни по Чили, ни по Перу, ни по Эквадору А как рассказать о той же самой Атакаме, если у тебя даже пейзажных снимков, не говоря уже о какой-то конкретике, нет?
      Поэтому почитайте. Подумайте. А потом скажите. Надо ли оно вам? И если надо, то как? Для начала топчем пыльными босыми ногами Чили? Или идем дальше? Например, в Перу. Посмотрел, они там с мая окучивают наш Т-90С. И Главком их сухопутных войск - Рикардо Монкада Новоа тихо, чисто по-перуански, тащится от изделий практически забытого у себя на родине Уралвагонзавода и говорит о том, что готов вывалить из бюджета своих войск почти четыре сотни млн. долларов США на закупку 110-и Т-90С. А то, мол, позорище. Те же самые чилийцы смотрят на главный танк сухопутных войск Перу - Т-55 и тоже тихо, но уже по-чилийски, посмеиваются в свои генеральские усы.... У них-то, у самих - Leopard 2A4!