• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Максим Мищенко Грандмастер

Малые города России. Что мы знаем о Павловске? Часть 4

После окончания гражданской войны в Павловске произошли значительные перемены. Известно, что в 1910—1912 гг. в городе были спущены на воду первые пароходы. Восстановили судостроительные мастерские в 1920 году, и они вновь стали заниматься ремонтом и постройкой новых кораблей.

Пляж в Павловске Максим Мищенко, личный архив

В 1925 году в городе числится 4545 жителей. Видно, что последствия революции и войн стали для города тяжёлым испытанием.

Те, кто бывал на юге Воронежской области, отлично знают, что там проживает множество этнических украинцев. Интересно и то, что с 1 июля 1928 года до конца 1932 года обучение в школах и делопроизводство в этих южных районах велось на украинском языке. А в октябре 1929 года в Павловске открылся украинский рабфак Центрально-Чернозёмного института имени Сталина. Было на факультете 98 слушателей.

В 1933 году в Павловске открылся промышленный комбинат по выпуску перламутровых пуговиц из речной ракушки. В лучшие годы он умудрялся выпускать до 25 миллионов пуговиц в год! Для этого в Битюге и Дону приходилось заготавливать до 500 тонн ракушки! Павловский промкомбинат работал 40 лет, а в 1974 году вошёл в Георгиу-Дежское швейное объединение «Дон» на правах филиала.

В 1936 году в Павловске проживает 10500 человек. Существует местная телефонная сеть на 100 номеров.

В годы Великой Отечественной Войны Павловск становится прифронтовым городом. Вражеские части не смогли в этом месте перейти Дон, но обстреливали районный центр регулярно. Известно, что для того, чтобы воспрепятствовать форсированию Дона на судах, наши части затопили в глубоких местах реки пароходы, катера и баржи.

После победы над гитлеровцами жизнь в районе вновь пошла своим чередом. В 1950 году ввели в строй мельницу, мясокомбинат, маслозавод, рыбозавод. Город становится привлекательнее для жизни, и в 1951 году здесь числилось 11400 обитателей. В этом же году Павловск дождался начала строительства городского водопровода.

В 1958 году была открыта воздушная линия сообщения Воронеж-Богучар с промежуточными посадками в Лосево, Павловске и Верхнем Мамоне. Это случилось по причине возросшего потока пассажиров в южном направлении. Катера и пароходы не справлялись, а трасса от Воронежа до Павловска (часть известной ныне дороги М4) вступила в строй окончательно лишь в 1965 году.

В 1969 году начинают строить плодосовхоз «Придонской» и микрорайон «Гранитный». Буквально через год в «Гранитном» первые пятиэтажки принимают своих счастливых обитателей.

Павловские судостроительные мастерские, которые уже давно трансформировались в завод, продолжали производить необходимую для народного хозяйства продукцию. Известно, что в период с 1947 по 1979 гг. судостроительный завод изготовил:

 — барж грузоподъёмностью от 60 до 400 тонн — 435 единиц;
 — буксиров — 30;
 — бензовозов для Вьетнама — 20;
 — пассажирских катеров — 25;
 — дебаркадеров — 19;
 — буксиров для малых рек — 7;
 — барж-площадок — 4;
 — катеров переправочных — 3.

В конце 70-х годов ХХ столетия, после того как заработал на полную мощность горно-обогатительный комбинат, Павловск получил ещё один импульс для поступательного развития. В городе построили средние школы № 2 и № 3, а также сдали в эксплуатацию учебные корпуса сельского средне-профессионального технического училища.

Затем, уже в 80-х годах, городская инфраструктура пополняется центральной районной больницей, кинотеатром «Родина», районным узлом связи, стоматологической поликлиникой.

Последние годы также оставили свой след в городском облике. В частности, состоялось открытие госпиталя для ветеранов войны, реконструкция центральной части города и стадиона «Юность», расширение Павловского областного детского санатория. Так что в данном случае можно смело утверждать, что Павловск развивается и уверенно смотрит в будущее…

Статья опубликована в выпуске 14.04.2014
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: