• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Пузырев Грандмастер

Хэллоуин: нужны ли нам заморские праздники?

Как-то по TV, на канале общественного телевидения в программе «Правда» происходило обсуждение темы нового для России праздника Хэллоуин. Нужны ли нам такие праздники?

Фото: QuinceMedia, по лицензии pixabay.com

Популяризаторы проведения праздника Хэллоуин в России, помимо ученых званий, знаний культурологии и техники ораторского искусства, успевали квалифицированно оспорить мнение не только сидящих перед ними собеседников, но и критику зрителей, сидящих в зале.

По опыту знаю, что такие «соловьи» не поют бесплатно, и поддерживаю в этом интеллектуальном споре сторону, высказывающуюся против внедрения подобных праздников в России. И не только потому, что они чужды русской традиции и менталитету, а потому, что здесь есть еще одна внутренняя, невидимая составляющая.

Хэллоуин: нужны ли нам заморские праздники?
Фото: kellepics, по лицензии pixabay.com

В Интернете я нашел о Хэллоуине сведения, что празднование это религиозного толка и, следовательно, затрагивает сакральные центры психики человека. А согласно Оксфордскому словарю английского языка, слово «хэллоуин» впервые упоминается в XVI веке как шотландское сокращение английской фразы, переводимой как вечер всех святых. И вероятно, зародился только с появлением кельтского языческого празднества Самайн, который, согласно Оксфордскому словарю фольклора, прочно ассоциировался со смертью и сверхъестественным, не имея доказательств, что именно так и было в языческие времена.

Как и Самайн, Хэллоуин традиционно отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября, и в XVI веке сложилась традиция выпрашивания сладостей ночью, надевая разные маски. В Шотландии в качестве символа Хэллоуина выступала репа, но в Северной Америке её заменила тыква. Впервые создание тыкв-светильников в Америке было зафиксировано в 1837 году, но этот ритуал, проводившийся во время сбора урожая, не имел никакого отношения к Хэллоуину до XIX столетия. Таким образом, можно убедиться, что этот праздник — «новодел», и ничего общего с древним язычеством не имеет.

Хэллоуин: нужны ли нам заморские праздники?
Фото: Yuri_B, по лицензии pixabay.com

Упоминание о друидах вызвало у меня сомнение о целенаправленности праздника. В истории мира есть несколько срезов, имеющих собственную историческую значимость. Например, Юлий Цезарь организовал гонение на друидов, после чего они исчезли. Юлий приказал уничтожить целое племя, по разным источникам насчитывающее от полумиллиона до миллиона человек. Опорочив тем самым свою репутацию, за что сенат хотел лишить его звания консула. Ирландия до недавнего времени была местом организованного терроризма. При чем здесь Хэллоуин? Попытаемся понять, что нам предлагают.

Нам предлагают внедрять этот праздник с «символом-ориентиром» тыквы-фонарика, с помощью которого маленький Джек пытается обхитрить самого дьявола, в детских и подростковых коллективах, где формируется психика человека. Это не только религия. В 50-х годах при дружественной политике России и Индии воспитатель детского сада читала в группе Рамаяну, и с пятилетнего возраста у меня в подсознании сохранился образ самопожертвования царя обезьян Ханумана, и вся чувственная палитра с этим образом связанная. А у кого-то из детей, вполне вероятно, запечатлелся в памяти образ демонической силы.

В. В. Кандинский, «День Всех Святых І», 1911 г.
В. В. Кандинский, «День Всех Святых І», 1911 г.
Фото: общественное достояние

В культурной традиции России есть подобные языческие праздники, адаптированные к нашему населению. Например, в новогодние праздники ночью так же раньше ходили в масках по домам и творили разные шутливые пакости соседям. Это Масленица, Пасха, День всех святых и родительские субботы, когда поминают покойников. Все это есть, но обычно маленькие дети в этих мероприятиях не участвуют или участвуют опосредованно, а нужную информацию они получают в процессе жизни.

Я полагаю, что и у язычников дети так же не принимали участия в языческих инициациях. А нам предлагают начать именно с детей. Подросткам же в силу их возраста естественно нравится веселиться, пугая друзей и родственников, ломая традиции в ночь на 1 ноября, а не на 7 января, как это принято.

К. А. Трутовский, «Колядки в Малороссии», ранее 1864 г.
К. А. Трутовский, «Колядки в Малороссии», ранее 1864 г.
Фото: общественное достояние

Мы иногда удивляемся, почему европейцы, свихнувшиеся на своих правах, такие тупые (по нашему мнению)? Почему не принимают очевидного и ведут себя в иных случаях, как помешанные. Они могут всем народом участвовать в спасении какого-нибудь животного, и никто не обращает внимание, когда гибнут сотни и тысячи людей. А когда начинаешь акцентировать на этом внимание, делают стеклянными глаза и отвечают, что это пропаганда. Они все нейтрализованы подобными мероприятиями, потому что Хэллоуин призывает не бояться смерти — «там можно с бабушкой пообщаться». И когда какой-нибудь недоумок под влиянием веселого праздника Хэллоуина, не жалеющий ни своей, ни чужой жизни, начинает расстреливать своих одноклассников — говорят, что он расстроился (имеет право) по каким-то житейским обстоятельствам.

Сейчас в СМИ начали говорить о политтехнологиях, которые могут применяться в обществе для достижения каких-либо целей. Хэллоуин — такой же вирус, как и многие другие, уже внедренные. В Госдуме, например, принимается закон о праве демонстрации в обществе обнаженной женской груди…

Статья опубликована в выпуске 30.10.2015
Обновлено 30.10.2023

Комментарии (20):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: