• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Ткачев Грандмастер

Что хотели сказать выдающиеся люди, или Почему государство – это зло?

Государство — гарант мирной жизни, оплот добродетели, лучшее из когда-либо придуманных человеческих устройств сосуществования… Государство защищает, помогает, лечит и заботится… Примерно так, на протяжении тысячелетий государство убеждало гражданина. Однако не все так думали и думают сегодня.

А. П. Рябушкин, «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате», 1893 г. Источник: artchive.ru

1. «Тоталитарное государство устанавливает неопровержимые догмы и меняет их со дня на день». Дж. Оруэлл.

Сколько раз мы были свидетелями того, как вчера нам говорили одно, а сегодня уже другое, ровно наоборот? Как-то, за что сажали вчера в тюрьму, сегодня становилось добродетелью и нормой жизни? Как изменялись и отменялись законы, переписывались история и конституции? И часто это мог сделать один человек на свое усмотрение. Сказанное когда-то l’etat c’est moi («государство — это я») никто не отменял.

2. «Дайте мне контролировать выпуск денег в государстве и мне нет дела до того, кто пишет его законы». Майер Амшель Бауэр (Ротшильд).

Можете ли вы себе представить, что во главе управления государством станет такой же, как вы, бедный и простой гражданин? Умный, многоопытный, честный… но со среднестатистической зарплатой, из рабочих низов? Тот, за кем не стоят магнаты и олигархи, Ротшильды и Рокфеллеры

Завтра выберут хоть рыжую обезьяну, если у нее будет золотой миллиард и это понадобится Ротшильдам и Рокфеллерам. Впрочем, некоторые говорят, что это уже случилось.

3. «Все империи построены на крови и пламени». Пабло Эскобар.
«Никогда ещё в истории ни одно государство не было создано мирной хозяйственной деятельностью». К. Маркс.

Римская империя, Великая Британская, Российская империяСША с землей, отобранной у коренных жителей, с индейскими резервациями. Австралийская Федерация с уничтоженными по разным оценкам 90−95% аборигенов. СССР, по которому многие сегодня ностальгируют, с его раскулачиванием, коллективизацией, стройками века, также был щедро полит кровью позже уже «братьев и сестер». Это потом была «счастливая жизнь». А вначале — «кровь и пламень». По-другому эти люди создавать свою в будущем счастливую жизнь не научились.

4. «В каждой стране пропаганда контролируется государством и представляет собой то, что нравится государству. А что нравится государству, так это ваша готовность совершить убийство, когда вам прикажут». Бертран Рассел.

«Служба в армии — почетный долг гражданина». «Воинская повинность», «интернациональный долг», «помощь братским народам»… Или как в просторечии: «Кто не служил — тот не мужик», и т. п. Неплохо придумано, а? «Долг», «повинность», «обязанность». За тебя государство решило, сколько, где и кому ты должен. Жить тебе или умереть.

Н. Н. Лохов, «Пирамида», 1901 г.
Н. Н. Лохов, «Пирамида», 1901 г.
Источник: artchive.ru

Или как еще писал Э. М. Ремарк в «На Западном фронте без перемен»:

«Чей-то приказ превратил эти безмолвные фигуры в наших врагов; другой приказ мог бы превратить их в наших друзей. Какие-то люди, которых никто из нас не знает, сели где-то за стол и подписали документ, и вот в течение нескольких лет мы видим нашу высшую цель в том, что род человеческий обычно клеймит презрением и за что он карает самой тяжкой карой».

5. «Чем раньше начинаешь думать о себе как о солдате, тем лучше для государства». И. Бродский.

А еще лучше, как солдату геройски сложить свою голову там, где государство посчитало на данный момент нужным (выгодным) вести войну. Конечно же, войну в мирных целях — какая война затевается не ради мира?

К. С. Петров-Водкин, «Смерть комиссара», 1928 г.
К. С. Петров-Водкин, «Смерть комиссара», 1928 г.
Источник: artchive.ru

Поэты и писатели вовсю постарались с лозунгами и возвышенной чепухой, школа и институт — с тем, чтобы из тебя воспитать «правильного гражданина» с «правильными понятиями», кинематографисты сняли правдивое и честное кино, отслужившие ранее друзья и товарищи, мамы и папы оказались теми еще зомбированными «добросовестными гражданами» и мягко подтолкнули тебя в нужном направлении. Быть солдатом и гражданином, иногда мертвым, для государства явно лучше, чем быть просто гражданином.

6. «Государственная система заинтересована в ином мировоззрении и много сделала для того, чтобы укрепить человека в перевёрнутой системе ценностей, где на первых позициях страна, работа, дети… а сам человек где-то на окраине». А. Некрасов.

Ну да, «Германия превыше всего», «государство превыше всего», «победа или смерть», «семья — наша первоочередная ценность», «умри, но работу выполни» и т. д. О самом человеке вспоминать стали совсем недавно.

7. «Как повезло властям, что люди никогда не думают». У. Черчилль.

На самом деле, конечно, некоторые думают. То есть думают, что думают. А на самом деле, выбирают из трех предложенных, нужных вариантов. Предложенных властями. А большинству даже так думать некогда. Так как большинство озабочено проблемами живота и унитаза. Да и стоит задуматься, начать понимать, как тебя государство использует, как тебя тут же подправят: власти и добропорядочные бюргеры.

8. «Чем меньше граждане, тем больше кажется империя». Е. Лец.

В СССР мы были мелкими винтиками, из которых складывались сложные механизмы ракет, которые летали в космос, атомные ледоколы, грандиозная махина военно-промышленного комплекса. Невидными и часто ненужными, как только они выходили из строя. Наша империя была одной из величайших. Но мы в ней были лилипутами.

Сегодня КНР — самая быстрорастущая экономика. С 1 млрд. невидимых, угнетенных работяг. И это положение снова кого-то весьма радует.

Что еще почитать по теме?

Нужно ли думать своей головой? Некоторые признаки наличия человеческой глупости
Экзотические государства. В чем их особенности?
Как устроено демократическое государство?

Статья опубликована в выпуске 7.03.2018
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (46):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Как страшно жить... автору)

  • Михаил Ошкин Михаил Ошкин Читатель 7 марта 2018 в 09:41 отредактирован 21 мая 2018 в 03:55 Сообщить модератору

    Статья очень отдает анархизмом. Автору ничего не нравится, ни капитализм, ни социализм, лишь бы его не трогали.

  • Государство - не зло, но суровая необходимость. Вот только не следует давать ему разрастаться и пускать метастазы. Главное - защита, суд и соблюдение единых правил.

    Оценка статьи: 4

  • Олег Лаврентьев Читатель 10 марта 2018 в 17:11 отредактирован 20 мая 2018 в 18:28 Сообщить модератору

    А вот если отправить автора и иже с ним куда-нибудь в Сомали или подобное тёплое местечко, да просто гопники прижмут в тихом месте, то как быстро и громко эти ребята завизжат:"Где консул, армия, полиция, когда моё государство меня спасать будет?"
    Выживать - это не всякие благо глупости копипастить.

    Оценка статьи: 1

  • Интересная форма подачи темы. Большой диапазон для комментариев по любому абзацу.Кому что, а мне нравится армейский юмор. Например, "Кто в армии служил, тот в цирке не смеётся." Или команда. "Стой там, иди сюда". Есть целые брошюры такого юмора. За Союз обидно, как за державу. Ведь были лучшие намерения, но оттуда, отсюда, мало-помалу накапливались ошибки и вот нА тебе ! Тихо, мирно случилась "геополитическая катастрофа" века. Оценка:5

    Оценка статьи: 5

  • Татьяна Пучкова Модератор 7 марта 2018 в 17:30 отредактирован 7 марта 2018 в 18:31 Сообщить модератору

    Сергей Дмитриев, а меня позабавил пункт 8
    С учетом повторяющихся амбиций родины поэта на империю "от можа до можа", цитата звучит смешно.

    • Татьяна Пучкова, автор имеет сумроваточное мнение, но многие и его превзошли. Пора уже и привыкать к толерантности и не исходить визгом, как некоторые тут залётные птахи.

      Оценка статьи: 5

      • Татьяна Пучкова Модератор 7 марта 2018 в 23:20 отредактирован 8 марта 2018 в 07:34 Сообщить модератору

        Сергей Дмитриев, в последнее время нам усиленно навязывают толерантность.
        Толерантность это терпимость. Издавна на Руси терпение считалось добродетелью. А терпимость носила негативный смысл. Бордель называли домом терпимости.
        Вот и нам предлагают быть толерантными. Отказаться от всего, что складывалась веками и превратить страну в бордель?
        Дескать, учитесь граждане толерантности и не возмущайтесь, когда вас грязью поливают и навязывают комплекс вины и неполноценности, когда в качестве нормы преподносят чуждые нам моральные, нравственные ценности...
        Зачем нам такая толерантность с подменой смыслов и ценностей. Есть хорошие русские слова "уважение", "терпение", "доброжелательность".

        • Татьяна Пучкова, вы применяете классические приёмы демагогии: если бордель называли домом терпимости, значит проявлять терпимость равнозначно борделю. Это откровенный передёрг, и модератора он не красит. А вот у нас в Татарстане мусульмане и христиане проявляют друг к другу терпимость. Не устраивают погромы и не режут друг друга. По вашему это плохо, да? В бордель республику превратили?
          Издавна на Руси. Издавна на Руси писали на бересте и никаких интернетов не знали. Что же вы так выборочно следуете обычаям предков?

          • Татьяна Пучкова Модератор 11 марта 2018 в 17:47 отредактирован 11 марта 2018 в 22:15 Сообщить модератору

            Наталья Осокина, ну примером классической демагогии является как раз ваш ответ. Выхватили фразу из контекста, и сразу штамп: демагогия. Потому что в Татарстане мусульмане и христиане дружно живут. Но ведь эти отношения не вчера сложились.

            Возможно, вы не обратили внимания, что я писала про толерантность, которую усиленно пропагандируют в последнее время. И уже не модно и даже неприлично быть нетолерантным. До этой толерантности Татарстану еще шагать и шагать.

            Но зато есть к чему стремиться. Например, к легализации однополых браков и венчания гейпар в церкви. Ну или в мечети. Чем мы хуже американцев, которые гордятся продвижением по военной службе трансгендера? А чтоб поводов для гордости было больше, в одном из штатов США приняли закон, по которому дети в школе с пяти лет, то есть задолго до полового созревания, могут выбирать свой пол. И родителям сообщать об этом школа не обязана.

            А если нетолерантные родители не хотят, чтобы тх дети участвовали в обучающих программах раннего сексуального образования или тренингах, как быстро расстегнуть бюстгальтер на девочке... То работает ювенальная юстиция -государственная система изъятия детей из семьи и передачи их в приемные семьи или однополым парам, где зачастую процветает педофилия. Но и к педофилам надо относится толерантно. В Норвегии создана партия педофилов, которая защищает их права. Вам в Татарстане лучше и не знать, о каких правах речь.
            Вам ничего из этого дом терпимости не напоминает?

            А апофеоз толерантности - мультикультурализм в европейских странах? Немцы, французы, жители скандинавских стран вынуждены терпимо относится к преступлениям беженцев, которые их грабят, избивают, убивают, насилуют женщин и детей...

            Можно много еще говорить о толерантности... Но какой смысл? В Татарстане все хорошо.

            • Татьяна Пучкова, вы берёте крайности (и где только таких страшилок накопали) и делаете вид, что термин только эти крайности и означает. Кстати, это тоже приём демагогии. Между тем, мирное существование разных религий в одном обществе именно что называется терпимостью/толерантностью, хотите вы того или нет. Вы говорите, что терпимость — это плохо ("терпимость издавна носила негативный смысл"). Так вы за погромы? Или признаете, что этот термин не носит исключительно негативного смысла?

              • Татьяна Пучкова Модератор 12 марта 2018 в 10:59 отредактирован 12 марта 2018 в 11:00 Сообщить модератору

                Наталья Осокина,
                Понимаю, зацепились за термин. Из всего того, что я написала, выдернули его и сейчас во что бы то ни стало хотите доказать свою правоту, потому что у Вас в Татарстане...

                Ладно, пойдем Вашим путем. Где я писала про погромы? Или говорила об исключительно негативном смысле "терпимости"? Где, вы увидели "терпимость плохо"? Это ваша трактовка.
                У меня написано так: "Издавна на Руси терпение считалось добродетелью. ( точка, если вы не заметили) А терпимость носила негативный смысл. Бордель называли домом терпимости. "

                Вы отрицаете, что бордель называли домом терпимости? И даже сейчас, услышав это словосочетание, все понимают, о чем речь?
                Утверждаете, что мирное сосуществование людей разных вероисповеданий построено исключительно на терпимости? Терпят скрипя зубами? И уважение к другим людями, их взглядам здесь ни при чем?
                Считаете, что терпимость носит исключительно положительный смысл, потому что в Татарстане...

                Это для Вас сейчас то, о чем я писала, кажется страшилками и крайностями. Но постепенно, step by step, эти крайности вполне могут стать реальной жизнью. Такой же реальной, как для многих, живущих в странах с развитой толерантностью. Не для Вас, так для Ваших детей или внуков.
                Жаль, что Вы этого не видите и не понимаете.
                Ну что ж, пишите о демагогии и терпимости дальше

        • Татьяна Пучкова, во-во! Я иногда посматриваю русское ТВ. Ну, пряМ не отличишь от родного
          американского: всё как под копирку - рЭзко, броско,решительно и ...приторно от рЫкламы.
          Надо бы затеять кампанию за возвращение русского ТВ в старое, доброе советское, но без полит переборов помпезности награждений ЛИБа.
          ...Здесь на одном т/канале выступают вдохновенные религиозные (во Христе) пасторы перед тысячной аудиторией. Особенно преуспевает молодой и кучерявый. Остап Бендер ему бы позавидовал.
          Гремучая смесь таких лекций и рекламы "обеспечивает" регулярный отстрел школьников и просто гуляющих на фестивалях искусства. Неужели книга Гиннеса не занесла ещё в свои скрижали этот феномен возрождающих своё величие, "приятных во всех отношениях" США?

          Оценка статьи: 5

  • Олег Лаврентьев Читатель 7 марта 2018 в 18:20 отредактирован 17 мая 2018 в 14:29 Сообщить модератору

    Автор этого опуса или дурак, или провокатор. Трусом же он является по сути своей. Отсюда и органическая ненависть к армии.

    Оценка статьи: 1

    • Олег Лаврентьев, "Вы в приличном шалмане или где?" (С) ВыражайтесЯ в рамочках допустимого. "Бред-дурак-дебил" неуместны в исторических спорах.

      Оценка статьи: 5

      • Олег Лаврентьев Читатель 7 марта 2018 в 20:23 отредактирован 21 мая 2018 в 03:55 Сообщить модератору

        Сергей Дмитриев, это моя констатация интеллектуального уровня автора. В упор не видеть регулирующей, организующей и защитной функции государства может только нечто одноклеточное - это если довести до логического конца идею оценкигосударства как абсолютного зла. Можете занести меня в кондуит, но бред этого анархиста-самоучки таковым и останется.

        Оценка статьи: 1

  • коя катан Читатель 7 марта 2018 в 21:43 отредактирован 21 мая 2018 в 03:55 Сообщить модератору

    Автор прав.

  • Вообще то как сказал один из великих, да наверное вы знаете кто это, государство - это мы. Я не во всем согласна с этим великим, но это это все же приближено к правде. Без нас и государства бы не было, так чего нам пенять на кого-то, давайте все же спросим с себя, кто формирует наше государство. И тогда кто разрешает, чтобы это государство было наше, кто соглашается с тем что вокруг происходит, разве не мы этому причина. Обсуждать эту тему без полемики автора считаю недопустимой, вопросы есть, а вот ответов не услышу, посему тихо удаляюсь. Не буду устраивать здесь бардак, подливать масло в огонь, потому что, а в ответ - тишина....

    • Татьяна Пучкова Модератор 9 марта 2018 в 10:33 отредактирован 10 марта 2018 в 09:55 Сообщить модератору

      Лидия Богданова, уважаю Вашу точку зрения. Но...
      Что ж Вы об авторе, как о покойнике? Допустимо только хорошее, потому что в ответ тишина... ттт Дай Бог Юрию здоровья и долгих лет жизни. (Дописано: и Игорю тоже всех благ).

      Мы не в личном блоге автора, не на страничке его ЖЖ.
      Он написал статью, отправил в познавательный журнал (оба слова ключевые). Редакция статью рассмотрела и опубликовала, то есть взяла на себя определенные ответственность и права. Присутствие автора возможно, но не обязательно. Свою точку зрения он уже высказал в статье.

      Читатели обсуждают написанное. Но Вы считаете, что "им не должно сметь свое суждение иметь". А если имеют, то пусть засунут его куда-нибудь подальше. Почему? Да потому, что автор не может ответить. Но ведь ответить то он не может как раз потому, что слишко "громко" отвечал в предыдущем обсуждении своей статьи. Вам этого, как Вы говорите, "бардака" не хватает? Тишина давит?

      • Татьяна Пучкова, я как Наталья Осокина считаю не этично обсуждать за спиной. Да, статья есть, но не всегда написанное правильно воспринимается разными людьми, каждый смотрит со своей колокольни, а у некоторых эта колокольня такая высокая, что они ничего с нее не видят. Я люблю аргументированный спор и без автора это сделать невозможно, выйдет только высказывание различных видений из своего угла. Про "бардак" у вас его хватает и без Игоря. Тишины не вижу. Но вам как модератору наверное виднее, удачи, но без меня.

        • Татьяна Пучкова Модератор 9 марта 2018 в 16:25 отредактирован 9 марта 2018 в 21:08 Сообщить модератору

          Лидия Богданова, Вы правы, у каждого своя колокольня. И никто не заставляет Вас высказываться. Не хотите, не пишите, ждите автора Просто уже не первый раз встречаю здесь высказывание, не надо ничего обсуждать, потому что автора нет.
          Не стоит поджимать губы, дескать, ах, как это неэтично, за спиной...
          Не за спиной, а публично и в открытом доступе. Обсуждают не автора, а написанную им статью. Любой, в том числе и автор, может участвовать в обсуждениях, соблюдая правила сайта и не забывая об этике в общении.