• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир Прокофьев Фотопутешественник

Что интересного в Узбекистане? Про орнаменты и декор

Коль скоро природа наградила человека таким прибором, как глаз, и таким инструментом, как рука, грех было ими не воспользоваться.

Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

Рождение орнамента

Научаясь различать линии кривые и прямые, человек использовал их при создании первых стилизованных рисунков, кои и поныне можно найти в любой точке земного шара.

Будучи многократно повторены и соединены, подобного рода линии и простейшие геометрические фигуры легли в основу геометрического орнамента. Его мы видим и по сей день — на одежде, на посуде и других бытовых предметах.

Что интересного в Узбекистане? Про орнаменты и декор
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

Происхождение другого типа орнамента — растительного, также легко объяснить. Это подражание окружающей природе — будь то листья, стебли или цветы. Таким образом, нет ничего удивительного в том многообразии узоров, которые мы видим не только на предметах быта, но и на стенах архитектурных сооружений, особенно культового назначения. И это уже архитектурный декор. Вот о нём-то и пойдёт речь.

Что интересного в Узбекистане? Про орнаменты и декор
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

Буквально ещё совсем недавно Россия была сплошь деревянной. Первые каменные дома стали появляться незадолго до Петра I. Кто-то может даже вспомнить знаменитый его указ о запрещении каменного строительства где бы то ни было, в связи с постройкой Петербурга.

И даже сейчас, если пройти по улицам старых русских городов, можно найти целые деревянные улицы. Смотрятся они зачастую очень фотогенично, ибо дерево само по себе имеет и цвет, и фактуру, и тем более легко поддаётся художественной обработке.

К чему я это говорю? Да к тому, что в Средней Азии, и не только в ней, дерево всегда было в дефиците, и основным строительным материалом была глина. Она, может, и не плоха как строительный материал, но вот с эстетической точки зрения проигрывает и камню, и дереву, и даже кирпичу.

Вот потому-то в Средней Азии архитектурный декор получил широкое распространение и во все века играл основную роль при возведении особо значимых сооружений. К ним, в первую очередь, можно отнести храмы и дворцы.

Куринишхана - это комплекс для приёма важных гостей в крепости Куня-Арк. Здесь мы видим его центральный двор и айван
Куринишхана — это комплекс для приёма важных гостей в крепости Куня-Арк. Здесь его центральный двор и айван
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

Процесс шёл от простого к сложному. То есть сначала использовали в качестве элементов декора те же самые глиняные кирпичи. Им придавали определённую форму, шлифовали, обжигали, а потом ещё и выкладывали их самым разным способом — тычком, ложком и так далее.

Потом появилась терракота, то есть та же обожжённая глина, но с особыми свойствами. Из неё делали скульптурные украшения и декоративные плитки разных цветов. А в Китае сделали даже целую терракотовую армию и зарыли её в землю.

Дальше — больше. Помимо глины стали использовать и другие пластичные материалы — гипс, алебастр и так далее. В Азии большое распространение получили изделия из ганча — так называли местные сорта гипса. Его используют до сих пор. При этом различают ганч под резьбу и ганч под литьё.

Что интересного в Узбекистане? Про орнаменты и декор
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

А потом произошла маленькая революция — научились делать поливную керамику. При этом глина ушла в тень, а на солнце выступили блестящие гладкие поверхности самых разных цветов.

Эта стекловидная блестящая масса называется глазурь. Цвет глазури определялся тем или иным составом, который использовали для поливы. И на смену однообразной невзрачной коричневой глиняной поверхности пришли глазурованные плитки, которые часто называют майоликой, а на Руси — просто изразцами.

Майолика стены, переходящая в расписной потолок
Майолика стены, переходящая в расписной потолок
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

И с тех пор архитектура Средней Азии стала неотделима от изразцового декора. Она заиграла на солнце всеми цветами радуги, не уступая лучшим образцам византийской мозаики.

Расцвет поливной керамики пришёлся в Средней Азии на XIV—XV века, когда великий Тамерлан собрал у себя под рукой лучших учёных и ремесленников. Но об этом мы поговорим в другом месте.

А сейчас хотелось бы отметить, что корни архитектурного орнаментального декора уходят в глубь тысячелетий, ибо орнамент — он и в Африке орнамент, и не важно, на какой поверхности его наносить. И геометрический, и растительный, и даже зооморфный орнамент существовал всегда. Ну, разве что эпиграфический появился в Азии с развитием арабской письменности.

Джума мечеть. Снаружи она представляет собой большой квадратный глиняный сарай без каких-либо украшений. Зато внутренние его пространства могут укрыть от палящего солнца сотни людей
Джума мечеть. Снаружи она представляет собой большой квадратный глиняный сарай без каких-либо украшений. Зато внутренние его пространства могут укрыть от палящего солнца сотни людей
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

И вот этот самый орнамент в искусстве Азии заявляет о себе и при резьбе на дереве, и в ковроделии, и в резьбе по камню, и в росписи потолков и тканей, одним словом — везде.

Орнамент на коврах
Орнамент на коврах
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

Чисто архитектурный декор мы уже видели на фасадах медресе и минаретов, поэтому здесь я покажу в основном интерьерный орнамент.

Приемная дворца Уруллабая. Сам дворец расположен отдельно, а это только дом для приёмов (XX в). Здесь уже смесь русско-немецко-восточного декора
Приемная дворца Уруллабая. Сам дворец расположен отдельно, а это только дом для приёмов (XX в). Здесь уже смесь русско-немецко-восточного декора
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

И, кстати, о Хорезме. Во времена древнего Хорезма, когда Восток весь был во власти зороастризма, никто не запрещал изображать ни животных, ни человека.

Поэтому в древних крепостях и городищах Хорезма была найдена великолепная настенная живопись, изображающая людей. Но, когда пришли арабы и принесли ислам — всё закончилось. Люди и животные практически исчезли из скульптуры и живописи — остался один только орнамент.

В доме для приёмов дворца Нуруллабая несколько пышно украшенных комнат с эклектичным декором
В доме для приёмов дворца Нуруллабая несколько пышно украшенных комнат с эклектичным декором
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

Да и сами эти искусства исчезли. Как ни странно, но ислам для Средней Азии принёс упадок и регресс, хотя виной тому, может быть, был не столько сам ислам, сколько упадок древних царств, наплыв кочевников и потрясение социальных основ.

На смену устоявшимся нравам и быту больших, рабовладельческих в своей основе, государств с их оседлым населением и развитой бюрократической иерархией пришла родо-племенная стихия кочевых племён. И «всё смешалось в домах Востока». Надолго, но не навсегда.

Еще несколько фотографий.

Двор ханского гарема в Таш-Хоули. Слева - большие айваны ханских жён, а справа - балкончики-лоджии наложниц
Двор ханского гарема в Таш-Хоули. Слева — большие айваны ханских жён, а справа — балкончики-лоджии наложниц
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Расписной потолок
Расписной потолок
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Айван покоев 1-й жены хана
Айван покоев 1-й жены хана
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Айван поколев 2-й жены хана
Айван поколев 2-й жены хана
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Айван покоев 3-й жены хана
Айван покоев 3-й жены хана
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Айван покоев 4-й жены хана (со счету сбиться можно)
Айван покоев 4-й жены хана (со счету сбиться можно)
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Айван покоев самого хана
Айван покоев самого хана
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Наружная майолика портала мавзолея Пахлаван Махмуда
Наружная майолика портала мавзолея Пахлаван Махмуда
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив
Надгробие Мухаммад Рахим-хана Первого (1775—1825) в мавзолее Пахлаван Махмуда
Надгробие Мухаммад Рахим-хана Первого (1775—1825) в мавзолее Пахлаван Махмуда
Фото: Владимир Прокофьев, личный архив

Так и закончилось мое путешествие по Узбекистану. Но не закончился интерес к ее истории, архитектуре, людям. Я еще вернусь к этой теме.

Чем интересен Узбекистан?

Впечатления одного путешествия. Бухара
Бухарские арабески
Бухара, туристы и сувениры
Самарканд
Хива

Статья опубликована в выпуске 26.05.2018
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Всё-таки чувство меры при использовании орнаментов кажется нарушенным. Такие площадЯ орнаментов просто утомляют глаз, заточенный на изменения, а их бесконечно много.
    Один заводской художник-оформитель вводил меня в дизайн вещей. "Вот смотри,- чашка с позолоченной каёмочкой. Если всё чашку позолотить, она уже будет не такой красивой."
    Такое же впечатление и от стен, потолков, покрытых сплошными орнаментами. Сорри, сугубо имхо. Оценка:5