• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Вадимов Грандмастер

Руаль Амундсен. Знаете, каким он парнем был?

…Под осень, накануне ледостава
Рыбачий бот, уйдя на промысла,
Нашёл кусок его бессмертной славы —
Обломок обгоревшего крыла…
К.Симонов.

Руаль Амундсен (Roald Engelbregt Gravning Amundsen) родился 16 июля 1872 года в Борге, ныне Норвегия, а тогда Швеция. Учился, много читал, мечтал о карьере полярного исследователя. Таковым он и стал…

Амундсен в своём рабочем кабинете в усадьбе «Ураниенборг». 7 марта 1910 года Фото: National Library of Norway, ru.wikipedia.org

В августе 1896 года Руаль нанялся матросом в бельгийскую антарктическую экспедицию под командованием Адриена де Жерлаша. Это был первый и последний раз, когда он был в подчинении, а не руководителем полярной экспедиции.

План экспедиции был такой: подойти к Антарктиде, оставить четверых зимовщиков с нужными припасами и приборами и уйти в Рио-де-Жанейро, где переждать антарктическую зиму, потом вернуться и забрать зимовщиков.

Корабль «Бельжика», вмёрзший во льды, 1898 год
Корабль «Бельжика», вмёрзший во льды, 1898 год
Фото: Фредерик Кук, ru.wikipedia.org

Увы, планам было не суждено сбыться — судно оказалось затерто льдами в море Беллинсгаузена прямо вместе со всеми зимовщиками, и всему экипажу пришлось дрейфовать во льдах в течение 13 месяцев, пока не удалось освободиться из ледового плена.

При этом на судне было всего 4 комплекта полярной одежды — для зимовщиков. Остальные недостающие костюмы для зимующего экипажа судна, по предложению Амундсена, пошили из красных шерстяных одеял. Получилось и броско, и достаточно тепло — для зимовки на корабле вне пределов Антарктиды.

Во время зимовки появилась проблема цинги. Однако экипаж начал охоту на пингвинов — и свежее мясо в рационе решило проблему недостатка витаминов.

В этой экспедиции Амундсен узнал, какое разлагающее влияние на зимовщиков оказывает безделье и к каким последствиям может привести разложение экипажа. Все дальнейшие высокоширотные экспедиции он всегда возглавляет сам, не желая быть подчиненным.

Амундсен в полярной экипировке, на ногах у него снегоступы. Постановочная фотография 1899 года
Амундсен в полярной экипировке, на ногах у него снегоступы. Постановочная фотография 1899 года
Фото: ru.wikipedia.org

Далее Амундсен начал готовиться к экспедиции для исследования Северо-Западного прохода. Задачей при этом было — пройти вдоль севера Северо-Американского континента, арктическим побережьем Канады и США.

Для того чтобы покорить Северо-Западный проход, он купил в 1901 году подержанную зверобойную яхту «Йоа», переоборудовал ее, поставив небольшой двигатель, и механизировал парусные лебедки. После этого он выходил на ней для проверки ее возможностей в Баренцево море.

Яхта «Йоа» прибывает в Ном 31 августа 1906 года
Яхта «Йоа» прибывает в Ном 31 августа 1906 года
Фото: ru.wikipedia.org

Все работы совершались за счет Амундсена. Он влез в огромные долги. Сам писал, что выход яхты в море был совершен ночью в дождь, дабы кредиторы, которым Амундсены к тому времени уже были должны свыше 150.000 крон, не конфисковали корабль в качестве залога.

Со временем эта история несколько изменилась: и не гонялись за Амундсенами кредиторы, требуя вернуть кредиты, и не грозили конфисковать яхту… Амундсен стал героем Норвегии, последним викингом — и оказалось, что в числе добровольных пожертвователей был не только аптекарь Фриц Цапфе, который в начале походов Амундсена действительно ему помогал. Нет, его в списке пожертвователей оттеснили на последнюю страницу списка, а первым в списке добровольных спонсоров экспедиции Амундсена был сам король Норвегии Хокон VII.

Король Норвегии Хокон VII
Король Норвегии Хокон VII
Фото: ru.wikipedia.org

Примечание. В то время Норвегии еще и короля никакого не было. Был союз Швеции и Норвегии, будущая столица Норвегии Осло была шведским городом Кристианией.

Экипаж яхты был минимален — всего 7 человек. Яхта прошла Северную Атлантику и часть маршрута Северо-Западного прохода и 9 сентября 1903 года встала на зимовку у острова Короля Уильяма. Как оказалось, на два года. В 1903 году море не вскрылось, а ледокола у Амундсена не было. Зимовка была очень сложной, хотя недостатка в продуктах у экипажа не было.

Была произведена попытка дойти до Северного Полюса, но температура упала до -57 градусов, и после двух с половиной дней похода было принято решение вернуться. Причем если туда собаки, купленные у местных эскимосов, бежали два с половиной дня, то обратно они дотянули сани и путешественников за 4 часа…

В августе 1905 года яхта двинулась дальше, и вскоре в заливе Маккензи на острове Хершел они встретили китобоев, которые там собрались зимовать. Китобои оказались в курсе их экспедиции — один из братьев Амундсенов организовал в США удачную рекламную компанию. Их экспедиция уже стала знаменитой — первое судно, которое, наконец, пройдет Северо-Западным проходом!

В 1906 году они дошли до открытого моря. К этому времени Норвегия стала независимой от Швеции, у нее появился король Хокон VII. Амундсен послал ему рапорт о выполнении цели экспедиции, что в дальнейшем очень помогало ему найти деньги для новых экспедиций.

Экипаж «Йоа» в порту Ном после преодоления Северо-Западного прохода. В первом ряду слева направо: Амундсен, Педер Ристведт, Адольф Линдстрём, Хельмер Хансен. В верхнем ряду Годфрид Хансен и Антон Лунд. Густав Вик к тому времени уже скончался
Экипаж «Йоа» в порту Ном после преодоления Северо-Западного прохода. В первом ряду слева направо: Амундсен, Педер Ристведт, Адольф Линдстрём, Хельмер Хансен. В верхнем ряду Годфрид Хансен и Антон Лунд. Густав Вик к тому времени уже скончался
Фото: ru.wikipedia.org

Так Амундсен стал всемирно известным норвежским полярником-исследователем. Теперь его наперебой приглашали читать лекции и выступать в различных местах, платя за это неплохие деньги, Норвежское Королевское Географическое общество было готово по мере своих скромных возможностей финансировать его новые экспедиции. На очереди была Антарктида…

Несколько лет шла подготовка. И опять, несмотря на некоторую помощь от правительства Норвегии, Амундсен тратил свои деньги. Он задолжал свыше 150.000 крон. Опять. Хотя в этот раз заложил даже свой дом. В качестве посильной помощи сам Фритьоф Нансен дал экспедиции свой знаменитый корабль «Фрам».

Экспедиция ушла в Антарктиду. Амундсен был на грани банкротства, но полон решимости. Он провел пробные походы, зная, что экспедиция Роберта Скотта тоже хочет дойти до полюса. Амундсен через газеты бросил Скотту вызов.

Корабль «Фрам» под парусами
Корабль «Фрам» под парусами
Фото: A. B. Wilse, ru.wikipedia.org

В январе 1911 года «Фрам» подошел к Антарктиде. Был намечен маршрут похода до полюса и сделан пробный поход по Антарктиде. В самой дальней точке выхода был оставлен склад — для будущего похода. К этому времени антарктическое лето закончилось. Норвежская экспедиция зазимовала на месте высадки.

В следующий сезон был еще один поход к полюсу. Его называют неудачным, но экспедиция оставила еще один склад намного ближе к полюсу. А затем был победный поход. Амундсен успел первым. Пусть к Северному полюсу он не успел, американец Роберт Пири опередил, но уж тут он точно оказался первым!

В следующей экспедиции Амундсен не знал проблем с деньгами. Специально для нее — Амундсен хотел пройти «Северо-восточный проход», как тогда называли Севморпуть — ему было построено судно «Мод», улучшенная версия «Фрама», сделанная с учетом проблем эксплуатации корабля Нансена. Амундсен прошел здесь в две навигации, зазимовав у мыса Челюскина, почти дойдя до конца маршрута — Берингова пролива. Экспедиция прошла в 1918—1919 годах.

Корабль «Мод» в море 7 марта 1918 года
Корабль «Мод» в море 7 марта 1918 года
Фото: A. B. Wilse, ru.wikipedia.org

И опять — турне по США, поездка в Лондон, выступления. И новая любовь — авиация. Увлечение авиацией довело Амундсена до банкротства, было описано все его имущество, в том числе и дом. От окончательного краха всей жизни великого полярного исследователя спас американский миллионер, пожертвовавший ему сумму денег, достаточную и для покрытия долгов, и для покупки самолетов для планируемой воздушной экспедиции, а также для их переделки и последующей эксплуатации.

В 1925 году под руководством Амундсена была осуществлена воздушная экспедиция на Северный полюс. До Шпицбергена два самолета доплыли на корабле, а оттуда, с экипажем в 3 человека на каждом, вылетели на Северный полюс.

Им удалось долететь и сесть примерно там — насколько позволяли исчислить их положение тогдашние приборы. При посадке оба самолета были повреждены, но один — фатально, а второй мог бы взлететь, если для него будет подготовлена полоса для взлета, но не хватало бензина для возвращения. С огромными трудностями самолеты садились порознь и с трудом нашли один другого, их разделяло несколько километров торосистого льда.

Участники экспедиции сумели переправить бензин на исправный самолет и смогли взлететь и долететь за 8,5 часов почти до самого Шпицбергена. Они сели в группе Семи островов.

Норвегия встречала их как победителей.

Дирижабль «Норвегия» в Ню-Олесунне
Дирижабль «Норвегия» в Ню-Олесунне
Фото: ru.wikipedia.org

В 1926 году Амундсен на дирижабле «Норвегия» с экспедицией Умберто Нобиле совершил трансполярный перелет. От Шпицбергена до Америки. Они пролетели даже над Северным полюсом. Быстро и вроде бы просто.

Характер у Амундсена и в самом начале его путешествий был очень сложным. Не сахар характер был. В каждой экспедиции он ссорился с кем-то из ее состава. Вплоть до того, что иногда выгонял кого-то из экспедиции.

В конце жизни он стал совершенно невыносим, наделал ужасную массу долгов, пытаясь обеспечить новые высокотехнологические экспедиции, и поссорился не только со своими сподвижниками, но даже со своими братьями.

В 1939 году молодой и не знаменитый тогда еще поэт К. Симонов написал в его честь пронзительное стихотворение «Старик. Памяти Амундсена», в котором как-то угадал его настроения «под старость», его протест против того, что он больше не мог делать то, что он любил делать больше всего — открывать новые земли в полярных областях планеты, бороться с морозами и туманами, с холодными ветрами и преодолевать себя и сопротивление полярной природы.

В 1928 году на дирижабле «Италия», однотипном с «Норвегией», Умберто Нобиле пытался повторить свой трансполярный перелет. Дирижабль вдруг пропал. Стало ясно, что произошло несчастье. Амундсен кинулся на помощь. Он попытался найти место падения дирижабля на гидросамолете Латам-47. Самолет тоже пропал. Но его обгоревшие обломки были найдены рыбаками в море.

«Латам-47» — последний самолёт Амундсена. Тромсё, 18 июня 1928 года
«Латам-47» — последний самолёт Амундсена. Тромсё, 18 июня 1928 года
Фото: ru.wikipedia.org

Обломки идентифицировали — это был кусок крыла того самолета, на котором Амундсен вылетел на помощь итальянской экспедиции.

…Нашел кусок его бессмертной славы
Обломок обгоревшего крыла…

Вся жизнь — как одна большая полярная экспедиция. И даже умер во время спасательной экспедиции.

Памятник Амундсену в Ню-Олесунне
Памятник Амундсену в Ню-Олесунне
Фото: ru.wikipedia.org

В Антарктиде в честь Амундсена названы море, гора и ледник. Работает там и полярная станция Амундсен-Скотт. В Северном Ледовитом океане есть залив Амундсена, а на дне его — котловина Амундсена. На Луне есть море Амундсена, а одну из малых планет назвали в его честь еще в 1926 году.

Статья опубликована в выпуске 9.06.2018
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 9 июня 2018 в 00:23 отредактирован 9 июня 2018 в 00:24 Сообщить модератору

    Какое замечательное ессэ об АмудсЕне ! Это называется "кОротко и подробно"
    Каких знаний о Земле не хватало бы сейчас без таких экстремных экспедиций? Почему сейчас нет рейсов в США и КАнаду через Северный полюс? А сколько было восторгов и надежд после такого перелёта экипажа В. Чкалова ?
    Оценка: 5+ !

    • Сергей Дмитриев, мне казалось, что ВСЕ самолеты, которые летают из США-Канады до Европы - летают именно этим маршрутом.
      Экономика правит бал.
      Был как-то скандал еще во времена СССР - самолет не то отклонился куда-то к югу, тратя лишнее топливо - лишь бы случайно пролететь над базой советских ракет.
      Но отклонялся они именно к югу с трассы над Северным Ледовитым океаном

      Оценка статьи: 5

      • Игорь Вадимов, насколько именно, хорошо бы посмотреть по карте. В дискуссии о "плоской" Земле приводились примеры парадоксальных маршрутов, вопреки экономике по длине трасс.
        Я не пригород Копенгагена в таких замысловатых вещах. Всегда ли "над Северным Ледовитым океаном" означает и над Северным полюсом ? Вот У чём вопрос.