Игорь Вадимов Грандмастер

Как на Земле появились алмазы?

Алмаз — самый прочный кристалл на планете. Как же на Земле появились алмазы?

Алмаз «Шах» на советской марке 1971 г. Фото: Общественное достояние, ru.wikipedia.org

Источником алмазов на поверхности Земли служили мощнейшие взрывы.

• Чудовищные по силе мантийные взрывы, когда магма с огромной силой прорывалась через многие десятки километров земной коры, выбрасывая в воздух тысячи кубических километров земных пород. При этом в земле образовывались киберлитовые или лампроитовые трубки, внутри которых в наше время находят алмазы
  • Чудовищные удары о поверхность Земли огромных метеоритов. На поверхности Земли при этом появлялись огромные метеоритные кратеры, в которых сегодня находят мелкие алмазы — это остатки какой-то органики: растений, животных, попавших под страшный удар, мгновенно испепеленных, распавшихся на атомы, которые под действием сверхвысоких температур и давления превратились в мелкие блестящие кристаллики алмазов — самого прочного кристалла на Земле.
Аризонский метеоритный кратер
Фото: ru.wikipedia.org

Теория «импактов» появилась в середине прошлого века. Она объяснила происхождение многих найденных на Земле кратеров или круглых котловин падением огромных метеоритов. Эта теория не сразу была признана учеными, еще в начале XX века даже Аризонский кратер пытались объяснить какими-то особенными взрывами в земной коре.

Астроблемы (звездные раны, от древнегреч. αστρον — «звезда» и βλημα — «рана») — гигантские метеоритные кратеры, имеющие многие десятки километров в диаметре, следы падений больших метеоритов. Всего на Земле в наше время найдено примерно 150 астроблем. Этот термин ввел в терминологию американский ученый Роберт Диц (Robert S. Dietz) в 1960 году.

Роберт С. Дитц
Фото: ru.wikipedia.org

Первый ударный кратер ученые начали изучать еще в XIX веке, все слышали про Аризонский кратер Бэрринджера.

Дэниел Бэрринджер, первым в конце XIX века исследовавший этот кратер, высказал предположение о его возникновении в результате столкновения с Землей очень крупного метеорита. Он назвал такое происхождение кратера импактным (от impact — «столкновение»), однако теория импактного происхождения кратеров в истории планеты оставалась только одной из теорий вплоть до 60-х годов, когда в кратерах обнаружили минералы, которые называют импактитами. Это вещества, которые могут появиться только в результате сверхвысоких температур и давлений, вызванных ударом метеорита.

На самом севере Сибири у Северного Ледовитого океана, в бассейне реки Попигай, есть котловина. Открыта она была в 1946 году геологом Кожевиным. Уже в 70-е годы было произведено тщательное геологическое исследование котловины и оказалось, что котловина диаметром около 110 км имеет импактное происхождение. Огромный метеорит упал в этом месте материковой плиты примерно 36 млн. лет назад, создав огромный кратер.

Спутниковая фотография кратера Попигай, сделанная НАСА
Фото: ru.wikipedia.org

Геологи обнаружили в кратере два месторождения алмазов, имеющих импактное происхождение. Месторождения назвали Скальное (ориентировочный объем — 140 млрд. карат) и Ударное (7 млрд. карат). В 70-е годы это открытие было засекречено. Потом пошла перестройка и прочее, о месторождениях забыли на долгие годы.

Снова к этим месторождениям алмазов обратились после 2010 года, тут планируется разработка месторождений с добычей алмазов. Но необходимо учитывать полное отсутствие каких-либо поселений в тех местах, в данном регионе севера Сибири полностью отсутствует инфраструктура, необходимая для обеспечения существования людей в этих суровых местах, из-за чего добыча алмазов заранее нуждается в больших вложениях.

Если вспомнить, что ученые оценивают запас знаменитой лампроитовой трубки Аргайл примерно в 442 млн. карат и считается, что это обеспечит работающую там алмазодобывающую компанию делом и прибылью на многие годы, то за сотни миллиардов карат импактных алмазов, наверное, все же стоит побороться?

И ведь потенциально каждая астроблема, каждая «звездная рана» на теле Земли вполне может оказаться столь же богатой алмазами, как и Попигайский кратер. А ведь ударных кратеров диаметром свыше 20 км на Земле уже найдены многие десятки, и все они ждут своих исследователей. И все они, потенциально, алмазоносны.

Если окажется, что другие астроблемы столь же алмазоносны, как Попигай, не упадут ли в цене алмазы?

Статья опубликована в выпуске 13.11.2018