• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Ткачев Грандмастер

Что такое «эффект Дидро», или Почему богатые плачут горче бедных?

Лучше быть бедным умником, чем богатым глупцом

Большинство людей искреннее убеждено, что деньги и богатство решат все или многие их проблемы. Что быть богатым всегда лучше, чем бедным. А между тем они не знают, что жизнь обеспеченного человека труднее и сложнее их жизни.

Фото: Depositphotos

«Эффект Дидро», названный в честь французского философа Дени Дидро, — это социальный феномен, связанный с потребительским поведением, когда при приобретении одной вещи у потребителя возникает непреодолимое желание приобрести вторую, третью и т. д., которые соответствовали бы первой, вследствие чего он вынужден тратить больше денег, чем планировалось, и приобретать больше вещей, чем необходимо.

Плач по старому халату

Л. М. ван Лоо,
Л. М. ван Лоо, «Портрет Дени Дидро», 1767 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Эссе Дидро «Печали над моей старой одеждой», как оно известно в русском переводе, или в оригинале «Regrets sur ma vieille robe de chamber» («Сожаления по моему старому халату») — произведение, в котором он описывает следующее…

Однажды царица Катаржина пожаловала ему крупную сумму, на которую он решил «оторваться». Будучи не очень обеспеченным человеком, Дидро поддался соблазну удовлетворить несколько своих дорогостоящих прихотей, среди которых был дорогой халат, о котором он давно мечтал. Но когда он начал его носить, то понял, что теперь остальной гардероб и интерьер его комнаты не соответствуют его новому приобретению. И тогда он заменил себе старый стул новым — марокканским кожаным стулом, старый стол — новым, старую одежду — новой, и т. д.

Как можно догадаться, каждая последующая покупка была дороже предыдущей, что привело их хозяина к скорым финансовым трудностям. Будучи философом и думающим человеком, Дидро «просек», что отправной точкой его финансового бедствия стал один предмет — халат. Это и привело Дидро к таким крамольным мыслям, мало понятным нашим малообеспеченным современникам, что жизнь бедного человека часто намного легче, потому что богатые, как правило, все время находятся в напряжении и погоне за новыми и все более дорогими вещами.

Порой просто покупка халата может повлечь за собой неожиданные последствия
Порой просто покупка халата может повлечь за собой неожиданные последствия
Фото: Depositphotos

«Эффект Дидро» был впервые применен антропологом Грантом МакКракеном. Среди прочего он занимался исследованием проблем потребления. МакКракен также ввел термин «единство Дидро». Им он обозначал потребность человека в добавлении товаров к ранее уже приобретенным, которые сочетаются друг с другом.

«Эффект Дидро» в нашей жизни

Думаю, здесь не надо быть глубокомысленным философом и чрезвычайно наблюдательным чтецом человеческого поведения, чтобы увидеть, что данный феномен широко представлен в нашем потребительском обществе и какой пир на нем устраивают наши маркетологи, рекламщики и производители разного, так нам необходимого барахла.

Особо тяжелой формой данного «заболевания» страдают наши женщины. Например, купив новое красное платье, к нему они торопятся купить пару подходящих туфель, сумочку, нижнее белье и пару новых занавесок в спальню. «Чтобы гармонировало»…

Дамы, будьте осторожны, покупая новое красное платье
Дамы, будьте осторожны, покупая новое красное платье
Фото: Depositphotos

Или, например, сами того не зная, применяя в действии «эффект Дидро», часто в магазине ушлые продавцы в нагрузку предлагают нам к новому компьютеру купить новые колонки, мышку и клавиатуру, хотя и старые еще прекрасно послужат; к шампуню — бальзам и ополаскиватель, к новому гарнитуру на кухню — набор новой кухонной посуды и бытовой техники под цвет и стать «кухне». И, как правило, все новые и новые «дополнения» дороже и дороже предыдущих, т.к. требовательность во вкусе и к качеству имеет тенденцию расти, а не падать.

«Эффект Дидро» и инфляция стоимости жизни

Инфляция стоимости жизни, напрямую коррелирующая с «эффектом Дидро» — это все время растущие расходы.

Например, когда большинство получает повышение по службе, оно в обязательном порядке повышает свой уровень расходов, начинает радостно тратить денег больше, чем раньше. И каждое новое приобретение, покупка влечет за собой новое приобретение, после чего эффект насыщения не наступает или длится непродолжительное время.

Читайте философов!
Читайте философов!
Портрет Дени Дидро, фото: ru.wikipedia.org

Здесь стоит вспомнить так называемые «шопоманию» или «шопотерапию», имеющие прямое отношение к вышесказанному, когда потребитель имеет зависимость от все новых и лучших вещей, которую лечит путем их непрестанного приобретения.

Зная такое социальное явление, как «эффект Дидро» и его механизмы, можно принять «противоядие» или научиться его контролировать, по крайней мере: научиться предотвращать в себе такую болезнь, как сверхпотребление и ненужные траты.

Вывод: читайте не романы и гламурные журналы, мои дорогие, а философов. Они помогут вам постичь себя и научат, как управлять своей жизнью. И будьте умными и счастливыми!

Статья опубликована в выпуске 19.08.2019
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 19 августа 2019 в 06:56 отредактирован 19 августа 2019 в 06:56 Сообщить модератору

    Обида от того, что жемчуг мелок -- гораздо сильнее обиды от того, что щи пусты.

    Оценка статьи: 5

  • «Презрение философов к богатству было вызвано их сокровенным желанием отомстить несправедливой судьбе за то, что она не наградила их по достоинствам жизненными благами; оно было тайным средством, спасающим от унижений бедности, и окольным путем к почету, обычно доставляемому богатством» (Франсуа де Ларошфуко, знаменитый французский писатель и философ-моралист)

    Оценка статьи: 3

    • Илья Сысоев, думаю, дело не в презрении к богатству, а в понимании его недостатков и опасностей на фоне чрезвычайного стремления простого большинства к нему, как к счастливому абсолюту.
      Многие философы были не совсем бедными людьми.

      Всякий, кто познал богатство, безбедную обеспеченность или просто резкий переход от скромной жизни к жизни "жирной", имея некоторые мозги и честность перед собой и другими, прекрасно осознает, что в богатстве дурного и опасного. И чем замечательна жизнь скромная, по средствам и без ненужных излишеств.

  • "Однажды царица Катаржина"...

    Неожиданно

  • Дидро был товарищ лукавый. Он жил безбедно у пригласившей его «царицы Катаржины» (думается, что у Екатерины II) и изящно выпрашивал денежки и на то, и на другое. Так что басню сию, вполне вероятно, он тоже сочинил, чтобы блеснуть в присутствии императрицы и еще немного денег попросить.

  • Это и в другую сторону работает. Выбросишь половину одежды, которую не носишь — сразу хочется и с бумагами разобраться, потом с кухонными полками, и так далее. Механизм он на то и механизм, что может и навредить, и помочь. Если к нему осознанно относиться.
    А подтягивать качество жизни к комфортному для себя уровню это хорошо и правильно. Куда правильнее, чем питаться дошираками, зарабатывая на нормальную еду. Вопрос только в определении своих границ достаточного комфорта, но это уже другая тема.

    П.С. Философы романов не заменят, а про тот же эффект можно легко прочитать у Тэффи в рассказе "Жизнь и воротник" )

    • Наталья Осокина, наш человек любит крайности: белое - черное, олигарх - "питаться дошираками"...
      или не потакает во всем родителям - значит плохой сын-)))

      Комфорт ослабляет жизненную мышцу и размягчает мозг.
      Хорошо, когда нет нужды от вещей и зависимости от других. Без излишеств. Не надо ежедневно думать о хлебе насущном.
      Aurea mediocritas, "золотая середина", здоровая мера представляется мне лучшим решением.

      • Игорь Ткачев, заметьте, про олигарха у меня не было. "Зарабатывать на еду" — это ещё не олигарх)

        Комфорт понятие относительное, кому-то он и есть золотая середина.
        Вот для меня было бы дискомфортом жить в трёхэтажном особняке: ненужные площади лишают ощущения домашнего уюта, уборка становится непосильной задачей, а обслуживающий персонал в своём доме это ещё и дополнительный напряг.
        У каждого свой комфорт.

        • Наталья Осокина, примерно то же и у меня: комфорт и счастье в естественной простоте и наличие чувства необходимой меры.
          Но тема статьи немного о другом: о потребительской "цепной реакции".

          Впрочем, спорить мне с Вами не о чем, так как мы говорим о схожих вещах.

  • всё это фигня! есть идиот который хочет кучеряво жить и ни чего не делать. вот и весь дидро.