Анатолий Пастухов Грандмастер

Какие вулканы есть в Солнечной системе?

Современная наука по многим направлениям ориентирована на изучение явлений, которые не требуют больших финансовых затрат на приобретение специальной аппаратуры. Отчасти это связано с недостаточным финансированием. Кроме того, иные исследования не дают практической пользы. В итоге сложилась странная ситуация, когда тем или иным космическим явлениям дают чисто земные названия. Для примера возьмем тему вулканизма на нашей планете и в космосе.

Фото: Depositphotos

Вулканов на Земле много. Они очень разные по видам. Но суть у них одна — извергаются с выделением огненной лавы или выбрасывают из недр грязь. Считалось длительное время, что иных вулканов в Солнечной системе не может быть. Споры приобрели более яростный характер после полетов космических аппаратов к Марсу и Венере.

На Красной планете были обнаружены гигантские вулканы. Скажем, вулкан Олимп в высоту превышает 21 км. В Книге рекордов Гиннесса он был отнесен к разряду самых больших вулканов Солнечной системы. И это при том, что Марс гораздо меньше Земли по размерам и вулканические процессы там, казалось бы, давно остались в прошлом. Однако иногда над вершинами марсианских вулканов появляются странные «облака». Поскольку атмосфера у планеты очень тонкая, удивительно то, что «облака» не оседают и долго держатся в стратосфере, вызывая глобальные по масштабам бури.

Вулкан Олимп на Марсе — самая высокая гора Солнечной системы. Фото межпланетного зонда «Марс Экспресс»
Вулкан Олимп на Марсе — самая высокая гора Солнечной системы. Фото межпланетного зонда «Марс Экспресс»
Фото: НАСА — Журнал «Вселенная», 2004 год, ru.wikipedia.org

Можно предположить, что якобы мертвые марсианские вулканы на самом деле еще действуют и извергают из недр нечто непонятное. Но тогда какого типа это вулканы? С земными аналогами их не сравнить.

Еще более загадочным оказался вулканизм на Венере. Плотные облака на ней не позволяют увидеть детали даже в очень мощные телескопы. Зондирование Венеры с помощью радиоволн дало возможность обнаружить на ней горы.

На поверхности планеты много вулканов. Сама поверхность по составу похожа на горячую лаву с россыпями камней. Самый крупный вулкан имеет диаметр около 600 км. В высоту он превышает 11 км. Но слишком плотная атмосфера и сильнейший постоянный разогрев недр привели к образованию вулканов, которые больше нигде в Солнечной системе не встречаются. Фактически это огромные вспученные площади с несколькими кольцами гор внутри. Ученым пришлось придумать особые названия для таких вулканов.

Гора Маат — высочайший вулкан Венеры. Трёхмерная модель, растянутая по вертикали в 22,5 раза. На самом деле сам вулкан тёмно-серый, а небо — зеленовато-жёлтое
Гора Маат — высочайший вулкан Венеры. Трёхмерная модель, растянутая по вертикали в 22,5 раза. На самом деле сам вулкан тёмно-серый, а небо — зеленовато-жёлтое
Фото: NASA — Jet Propulsion Laboratory, ru.wikipedia.org

Но самое удивительное произошло дальше. Вулканы были обнаружены и на ряде спутников планет Солнечной системы. Первую загадку задал Ио — спутник планеты Юпитер. Во время фотографирования на Ио насчитали 12 действующих вулканов. Газовые выбросы от них поднимались на высоту более 300 км. Вся поверхность спутника покрыта толстым слоем серы, цвет которой постоянно меняется от белого до желтого и коричневого. Невероятная вулканическая активность объясняется близостью Ио к Юпитеру и мощным действием приливных сил. Газовый гигант буквально «раздирает» спутник, и в будущем он исчезнет. К какому типу отнести вулканы Ио, извергающие диоксид серы? Если есть ад, то, похоже, он находится там.

Извержение вулкана на Ио (снимок Галилео)
Фото: NASA’s Galileo spacecraft, ru.wikipedia.org

На Энцеладе (спутник Сатурна) были обнаружены еще более фантастические вулканы. Впервые ученые предположили бурную геологическую активность Энцелада в 2005 году во время полета космического аппарата «Cassini». В 2014 году были получены убедительные свидетельства о том, что на Энцеладе есть океан, накрытый льдом. На его поверхности удалось заметить подледную вулканическую активность. Но поскольку спутник очень холодный, вулканы извергают не огненную лаву, а воду в смеси со льдом и газами. Все это тут же замерзает, создавая над вулканами огромные купола.

Спектрозональный снимок «Кассини» — водяной пар в южном полушарии Энцелада
Спектрозональный снимок «Кассини» — водяной пар в южном полушарии Энцелада
Фото: NASA/JPL/Space Science Institute, ru.wikipedia.org

Явление получило название криовулканизма, то есть извержения в условиях очень низких температур. Вулканы Энцелада можно условно сравнить с гейзерами на Земле. Но при этом надо уточнить, что земные термальные гейзеры извергают перегретую воду и пар, а на Энцеладе из недр извергается переохлажденная вода в смеси со льдом и газами.

Криовулканизм обнаружен и на Титане — другом спутнике Сатурна. На Титане вулканы извергают жидкий метан, который в атмосфере спутника тут же становится метановым льдом.

Криовулканизм есть и на Тритоне — спутнике Нептуна. При извержениях на поверхность спутника выбрасывается азотистый лед с примесью метана.

Снимок Тритона, сделанный «Вояджером-2» в 1989 году. Тёмные струи — следы извержений криовулканов
Снимок Тритона, сделанный «Вояджером-2» в 1989 году. Тёмные струи — следы извержений криовулканов
Фото: NASA, ru.wikipedia.org

Вулканизм обнаружен и на спутниках Урана — Ариэле, Обероне, Титании и Умбриэле.

Не исключено, что вулканы имеются на других планетах и их спутниках и за пределами Солнечной системы. При этом они могут быть тоже фантастическими по своим извержениям.

Статья опубликована в выпуске 19.11.2019