• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир Рогоза Грандмастер

Была ли хоть одна женщина Римским папой?

Уже многие века бытует легенда, что под именем Иоанна VIII в середине IX века папский престол несколько лет занимала женщина — папесса Иоанна. Любопытно, что в средние века в существовании папессы не сомневалось даже католическое духовенство, а в кафедральном соборе Сиены среди резных бюстов Римских пап было и её изображение. Серьезные сомнения в существовании папессы католическая церковь стала высказывать только в XVI веке. В наши дни мнение Ватикана однозначно — папесса Иоанна всего лишь древняя выдумка с целью скомпрометировать Римских пап. Так ли это, теперь уже разобраться крайне сложно. Если это и легенда, то она столь необычна, что о ней стоит рассказать.

Существует несколько версий легенды, созданных в разные века. В некоторых из них даже не указывается имя женщины, ставшей папой. Единственное, что чаще всего совпадает в различных вариантах, это то, что папесса была разоблачена после рождения ею ребенка. Любопытно, что самая распространенная версия была создана в самом Ватикане. Папский капеллан и пенитенциарий (исповедник) Мартин Поляк, живший в середине XIII века, написал «Хронику пап и императоров», в которую поместил пространный рассказ и об папессе Иоанне. «Хроника» имела широкое распространение, в большинстве её вариантов (в самых древних — во всех) существует описание судьбы папессы, различающееся только концовкой.

В обобщенном виде судьба этой удивительной женщины выглядит так. В середине IX века в Афинах появилось двое молодых людей, старательно занимавшихся теологией и философией. Они вели праведный образ жизни, и все время посвящали только учебе и молитвам. Один из них, наиболее преуспевающий в учебе, был женщиной, но об этом не знал никто, кроме её друга. После окончания учебы их пути разошлись. Переодетая мужчиной женщина отправилась в Рим, где вскоре стала преподавать теологию и другие науки и прославилась ученостью, эрудицией и праведностью жизни. После смерти в 855 году папы Льва IV эта женщина под именем Иоанна из Майнца была избрана папой и занимала святой престол 2 года, 5 месяцев и 3 дня. Возможно, она бы руководила церковью и дальше, но, забеременев от одного из своих приближенных, она родила ребенка прямо во время шествия к Латерану от собора святого Петра. Во время родов она умерла и была похоронена на том месте, где все это произошло. Впоследствии римляне на месте её смерти поставили часовню в память о папессе, славившийся мудростью и добротой. После этого папы стали избегать этой дороги. С того времени при проведении процессий с участием пап выбирают такой путь, чтобы не пересечь место смерти легендарной папессы.

В нескольких вариантах «Хроники» Мартина Поляка судьба папессы описывается менее трагично. После рождения сына она была низложена и отбывала епитимью в одном из монастырей, где продолжала пользоваться большим почетом. Её сын, унаследовав от матери религиозность и тягу к знаниям, со временем стал епископом. После смерти от старости Иоанна была похоронена сыном, но место нахождения могилы осталось неизвестным или было специально утаено.

Сюжет жизни и смерти папессы оказался столь интригующим, что его стали широко использовать и светские, и религиозные писатели. Появились новые подробности жизни легендарной женщины. Оказалось, что в девичестве папессу звали Агнессой или Гильбертой. Её отец был миссионером, отправившимся из Англии, чтобы обращать в христианство языческие племена германцев. В Майнце он и прижил девочку, чья мать вскоре умерла. Девочка сопровождала отца в миссионерских поездках. Её с детства отличала прекрасная память и красноречие, она могла наизусть цитировать большие фрагменты Библии, а её проповеди перед простыми людьми, хоть и были в чем-то по-детски наивными, пользовались большой популярностью. Когда девочка начала превращаться в девушку, она стала носить мужскую одежду, чтобы не подвергаться домогательствам мужчин. После смерти отца она так и продолжила играть роль юноши, изучающего теологию. Дальнейшее описание её судьбы у различных авторов примерно совпадает с классическим вариантом Мартина Поляка.

В последующем судьба папессы вызывала интерес и у серьезных писателей. Не избежал этой темы и А. С. Пушкин, который за два года до трагической гибели написал черновой сюжет к трехактной пьесе «Папесса Иоанна». Поэт предполагал изобразить Иоанну дочерью простого ремесленника, которая убегает из дома, чтобы учиться в университете. Затем она защищает диссертацию и становится доктором теологии, а впоследствии и настоятелем монастыря. Судьба приводит её в Рим, где она становится кардиналом, а затем и папой. В последний акт пьесы Пушкин собирался ввести испанского посланника, прибывшего в Ватикан и оказавшегося старым товарищем папессы по учёбе в университете. Естественно, что дальше должна была последовать любовная история, а затем смерть Иоанны во время родов, как и в старинной легенде. Роковая дуэль помешала Пушкину воплотить этот любопытный замысел.

Существовала ли на самом деле папесса Иоанна, не так уж теперь и важно. Эта легенда уже давно живет своей собственной жизнью.

Статья опубликована в выпуске 27.08.2008
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Лара ларина Читатель 10 марта 2013 в 02:12 отредактирован 27 мая 2018 в 20:36 Сообщить модератору

    Плутарх объясняет происхождение римского слова "овация" тем, что при большом триумфе приносили в жертву быка, а при малом — овцу (лат. ovis), отсюда: ovatio1.

  • "Существовала ли на самом деле папесса Иоанна, не так уж теперь и важно. "

    А Лео Таксиль в своей книге "Священный вертеп" в этом вроде бы не слишком сомневался. И вроде бы факты приводил ;) ;)

  • Спасибо за статью, Владимир

    Оценка статьи: 5

  • Известно, что карты таро содержат в себе символику и Египта, и иудейскую, и даже католическую. Так вот, среди них есть такая карта - Папесса или Жрица. Ее происхождение связывают как раз с легендой, описанной автором, а так же с той самой фараоншей, о которой упоминала Лаура Ли.
    А происхождение слова "овация" потрясло меня очень и очень)))

  • Ето получается римская мама =)

  • Была же еще такая легенда: "После этого был введен обычай, просуществовавший до конца XV века: вновь избранного Папу сажали в особое мраморное кресло с отверстием внизу, и специальный человек обследовал его гениталии. Получив подтверждение его принадлежности к мужскому полу, участники конклава устраивали Папе «овацию» - от латинского слова «ovum» (яйцо). Сейчас это кресло хранится в Ватиканском музее."
    Интересно, насколько это является правдой?

    • Правда, есть в Ватикане такое кресло. Но не сральник ли это? Стоит в зале с дыркой в голове, где когда папу выбирали, запускали костер, ДЫМ ШЕЛ В ТРУБУ - И ВЕСЬ РИМ УЖЕ ЗНАЛ - ПАПА ИЗБРАН ! Насчет слова "овации, я еще поработаю. Одна из версий. там еще есть след - одобряем - овакулируем. Но с яйцами ли папы это связано? Посмотрю.

      Оценка статьи: 5

    • Это правда. Такие проверки проводились. Но они были связаны с тем, что папой не мог стать кастрат (евнух). Но для многих кандидатов в папы эта проверка была пустой формальностью и вызывала смех кардиналов, так как претенденты славились разгульной жизнью и имели официально признаваемых ими детей. Кстати, нередки были случаи, когда дети пап занимали папский престол вслед за своими отцами.

      Оценка статьи: 5

  • Владимир, меня это тоже интересовало. Отличная статья. 5!

    Оценка статьи: 5

  • Легенде этой легенды тысычи лет. Из Египта еще - фараонша там одна была мужо-женщиной и так и писалась на камнях: то так, то так. Это в Луксоре - смотрела я на ее портреты. И до опереточного сюжета советского фильма о даме-кавалеристке с Касаткиной, что-ли в роли? Давным-давно, фильм - дерьмом дерьмо. Но смысл-зерно: всегда женщины (опять же - де Ион) вторгались в мужские сферы деятельности. Думаю, репу чешу: не проще лди открыть свободный доступ и пустить козлиц в огород - ведь сами уйдут, натура пересилит. Ну на кой бабе быть Папой? Если она - мама. Культ богородицы у католиков посильней культа ее сына. Зачем переться, когда есть прекрасная ниша у бога - богородическая. Осваивать что-ли не умеют?

    Оценка статьи: 5

    • В ряде религий (у христиан в отдельных протестантских вероисповеданиях) женщины становятся священниками и имеют право совершать все таинства.
      В православии игуменья монастыря при назначении получает наперсный крест (как символ должности и духовной власти), но священиком не является.

      Оценка статьи: 5

  • Я в шоке!

    Оценка статьи: 5