Основным способом изображения аллегории выступает обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, в неживых предметах, которые получают переносное значение. (Википедия)
В правом нижнем углу — коленопреклоненный юноша, почти мальчик. Он аккуратно одет, длинные волнистые волосы спадают на плечи. Его глаза с мольбой обращены на сидящую напротив женщину. Под его левой рукой — кисти, палитра. Рукава подвернуты, за поясом — большая тряпка. За его спиной — стол с книгами и глобусом.
Перед главным героем (надо полагать, что он — сирота, ему предстоит выход в самостоятельную жизнь) на ступеньках какого-то громадного сооружения сидят мужчина и женщина. Скорее всего, это сооружение — католический собор, а мужчина и женщина — святые, покровители сирот.
Поскольку художник воспитывался в сиротском приюте, можно предположить, что юноша — сам художник, а лица святых, к которым он обращается, сходны с лицами его опекунов.
Смысл картины, видимо, подразумевает выбор жизненного пути. Жест юноши говорит о его предпочтениях, но святая как бы показывает на полный рог изобилия. Вероятно, она предлагает избрать другой род занятий, который сулит достаток (художники далеко не всегда могли хорошо заработать).
Пожилой мужчина погружен в раздумье, перед ним раскрытый фолиант, на столе рукопись. Глобус и книги говорят о том, что юноша получил хорошее образование, и святой, по-видимому, полагает, что надо продолжить учебу.
Еще один фрагмент картины — подлокотник кресла, в котором сидит женщина. Под кистью женщины — голова малыша. Лицо ребенка — безрадостное, недовольное, может быть, даже сердитое.
Символично, что голова — под рукой властной женщины, это как бы намек на то, что сиротский приют не дает свободы выражению чувств. В сочетании с рогом изобилия под той же рукой этот фрагмент может быть истолкован так: «Строгое воспитание приведет к благоденствию». С другой стороны, лицо ребенка — как бы воспоминание юноши о не очень приятных годах жизни.
Естественно, что аллегория предполагает совмещение того, что в реальности не происходило. Но можно предположить, что юноша приготовился к своим ежедневным занятиям: надел чистую рубашку, чистые нарукавники, подвязал к поясу полотенце (вытирать кисти) — тут ему явились святые покровители приюта.
Он смотрит на них с мольбой: еще какое-то время он проведет в приюте, а потом? Он как бы просит совета и благословения, он не очень уверен в правильности своего выбора. Но рог изобилия видится как обещание безбедной жизни…
Автор этой картины — воспитанник сиротского приюта в Лейдене, Нидерланды, несколько его картин до сих пор находятся в приюте.
Как Вы здорово разобрали эту картину, Борис! Читала - и ловила себя на мысли, что давно ни с чем подобным не встречалась.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Магдалина Гросс, Спасибо за комментарий! Я стараюсь.
1 Ответить
Кстати - а как в Средние Века/Новое Время дети выходили из приютов?
Про наше время есть куча книг и фильмов.
А в давние времена - я только "Джен Эйр" помню.
Писал ли кто-то еще - как тогда дети выходили из приютов и с каким результатом?
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Игорь Вадимов, Спасибо за отзыв. Что касается литературы - ничего не могу сказать. Может быть, это никак не было отражено в литературе того времени. А художники довольно часто писали групповые портреты регентов сиротских приютов.
1 Ответить
Борис Рохленко, я в "Брюхе Петербурга" читал про приюты и пригляд за новорожденными в СПб в XIX веке - там было сказано, что из подброшенных младенцев лет до 13 дорастали... не помню точно, но кажется 5 из 100.
И, кстати, в той же "Джен Эйр" про регентов приютов она очень круто высказалась, про их жадность, снобизм и... возможно даже намекнула про их воровство у сирот
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Игорь Вадимов, Это уже другая история. Добавить ничего не могу.
1 Ответить
Ну ладно, Борис Рохленко, раз не хотите написать Вы - я сам напишу.
Оценка статьи: 5
2 Ответить