• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Курий Грандмастер

Советские свадебные хиты. Какова история песен «Свадьба» и «Обручальное кольцо»?

Как ни странно, советская эстрада не могла похвастаться обилием хитов, посвящённых свадебной тематике. Почему работники искусства планово не окучивали столь благодарную тему — даже не знаю. Но факт остаётся фактом — мне удалось вспомнить лишь два свадебных хита, обретших всесоюзную популярность.

Фото: Depositphotos

Перейти ко второй части статьи

Муслим Магомаев — «Свадьба» (1971)

Первым, безусловно, является заводная песня про сельскую свадьбу, которая

…пела и плясала,
И крылья эту свадьбу вдаль несли.
Широкой этой свадьбе было места мало,
И неба было мало, и земли!

Сочинил её один из выдающихся советских «хитмейкеров» Арно Бабаджанян специально для своего любимчика — певца Муслима Магомаева, с которым они уже выпустили немало популярных песен, в том числе всенародно любимые твисты «Королева красоты» и «Лучший город Земли». Интересно, что Магомаев не только замечательно исполнил «Свадьбу», но и, как бы сейчас сказали, задал её концепцию.

Арно Бабаджанян:
«Как известно, песня состоит из трёх компонентов — композитора, поэта и исполнителя. Но Муслима смело и по праву можно назвать соавтором композитора и поэта. Приведу простой пример с песней „Свадьба“. Она была мною написана для нового спектакля мюзик-холла в сатирическом плане и называлась „Понедельник — день тяжёлый“. Мы с Робертом Рождественским показали её Муслиму. Услышав её, он сказал, что эта песня должна быть решена в ином ключе, она должна быть звонкой и лихой, в общем, праздничной. Мысль Муслима нам понравилась, мы её переделали, сделали такой, какой её знают сегодня. Муслим — это певец, который своим мастерством превращает песни в праздник».

Советские свадебные хиты. Какова история песен «Свадьба» и «Обручальное кольцо»?
Скрин с видео

Надо сказать, что для «Свадьбы» Бабаджанян не стал изобретать велосипеда и практически повторил структуру своего предыдущего музыкального хита — «Чёртово колесо». Нетрудно заметить, что в обеих песнях задумчивые неспешные куплеты резко сменяются залихватскими припевами с поистине цыганским размахом.

Контрастов добавляли и стихи Роберта Рождественского. Песня исполнялась от лица постороннего наблюдателя — одинокого мужчины, который случайно встречает свадебную процессию и жалеет, что сам до сих пор не женат. В общем, всё, как у нас положено — грусть и веселье в одном флаконе!

Разумеется, в тексте не было упоминаний о злоупотреблении спиртными напитками и пьяных драках. Да и зачем это нужно? Желающие увидеть неприглядную изнанку подобных мероприятий могли послушать сатирическую песню Владимира Высоцкого «Смотрины»:

…Потом у них была уха
И заливные потроха,
Потом поймали жениха
И долго били,
Потом пошли плясать в избе,
Потом дрались не по злобе —
И все хорошее в себе
Доистребили…

Первое публичное исполнение «Свадьбы» Магомаевым состоялось на телеконкурсе «Песня года-71», и жюри присудило ей приз «за лучшую песню».

Единственное, о чём жалел Магомаев, так это о том, что Бабаджанян слишком частил с песнями, порой не давая им толком раскрутиться.

Муслим Магомаев:
«Недостатки — это продолжение наших достоинств. Темперамент Арно, его спешка в самовыражении граничили с тем, что можно назвать сочинительской жадностью. И при этом он словно обкрадывал себя, опережая события. Поэтому он „утопил“ немало хороших своих песен: едва родившись, они оставались за бортом популярности.
… Даже „Чёртову колесу“ Арно не дал раскрутиться в полную меру: не дождался, когда она достигнет пика своей популярности, и тут же „выдал“ „Свадьбу“.
Нетерпеливый талант Бабаджаняна как бы сам себе наступал на пятки. Мелодии „поджимали“ его, рождаясь одна за другой. Арно смотрел на меня из-под кустистых бровей „домиком“ и с наивностью гения-подростка объяснял:
— Понимаешь, старик, я взял и написал другую мелодию. И она — лучше! Ведь лучше?..
Всякий раз он считал, что именно она-то и есть его бессмертная мелодия. А старую тему, которая и молодой-то не успевала побыть, он оставлял без присмотра».

Поговаривают, что сам Магомаев не слишком любил «Свадьбу», но неизменно исполнял её на бис по настойчивым просьбам из зала.

Песню исполняли и другие советские певцы — вроде Иосифа Кобзона и Льва Лещенко. Последний даже исполнил её вместе с Магомаевым на своём дне рождения.

Из более современных исполнений «Свадьбы» можно вспомнить версию Валерия Меладзе (в «Старых песнях о главном») и совсем уж неожиданный кавер от рок-группы КУКРЫНИКСЫ.

ВИА «ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ» — «Обручальное кольцо» (1980)

Второй свадебный хит — «Обручальное кольцо» — появился уже на излёте брежневской эпохи. Сразу признаюсь — мне эта свадебная песня никогда не нравилась. Раздражало и её умильное исполнение, и текст Михаила Рябинина, не блещущий поэтическими достоинствами.

Бpодить доpогами кpутыми
Пpидётся в жизни молодым,
Пусть будут pуки золотыми,
Хаpактеp тоже золотым…

Доходило до того, что пацаны сочиняли на мотив песни всякие скабрезные вещи — например, где обручальное кольцо не налезало на рифмующуюся часть мужского тела.

Тем не менее эта песня гораздо лучше подходила по настроению к свадебным мероприятиям, чем «Свадьба» Магомаева, и непрестанно сопровождала их все 1980-е и даже 1990-е годы. «Обручальное кольцо» можно услышать и в фильмах того времени — «4:0 в пользу Танечки» и «Грачи». В последнем песня прозвучала аж два раза, причём в гораздо более энергичном темпе…

Задняя сторона конверта пластинки ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ «Сегодня и вчера», 1982 г.

Первыми и каноническими исполнителями песни стали участники вокально-инструментального ансамбля «ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ». Вряд ли этот ВИА, записавший в 1970-е годы такие популярные песни, как «Качается вагон», «Прощай», «Где же ты была», «Вот увидишь», «По волне моей памяти», «Песня сапожника», «Родная земля», догадывался, что «Обручальное кольцо» станет последним хитом в их карьере.

Хотя раньше песни для «ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ» в основном писали Вячеслав Добрынин и Давид Тухманов, «Обручальное кольцо» сочинил другой советский «хитмейкер» — Владимир Шаинский.

Как это часто бывало в советских ансамблях, состав «ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ» был очень текучим. В 1980 году художественным руководителем ВИА (вместо Михаила Шуфутинского) стал Виталий Кретов, который, собственно, и сделал аранжировку «Обручального кольца». А исполнили её два разнополых вокалиста — Владимир Ефименко и Марина Школьник (что вполне логично для песни о «двух сердцах»).

По воспоминаниям Марины, песня должна была стать заставкой к какой-то телевизионной передаче. Поэтому записывали её в студии «Останкино» на Королёва, 12. В тот момент ансамбль гастролировал по СССР, поэтому запись «Обручального кольца» музыканты сделали на скорую руку (буквально за один дубль), после чего укатили выступать в Киев. Никто из них тогда не подозревал, что песня так выстрелит.

Выстрелила она, правда, не сразу. По словам той же Школьник, около полугода «Обручальное кольцо» не пускали в эфир, что породило довольно странные мифы.

Марина Школьник:
«Нам — то ли в шутку, то ли всерьёз — говорили о том, что в стране подорожало золото, и поэтому в течение полугода записанную песню никто не мог ни услышать, ни увидеть».

При этом в том же 1980 году песня была выпущена на пластинке-гиганте «Для вас, женщины», которая разошлась по СССР миллионными тиражами. А в 1981 году «Обручальное кольцо» действительно стало заставкой программы «Клуб молодожёнов»…

Советские свадебные хиты. Какова история песен «Свадьба» и «Обручальное кольцо»?
Скан обложки диска

После падения советской системы, поп-песен на свадебную тематику вроде бы стало куда больше. Но многие ли из них крутят на свадьбах? Ну, разве что кроме «Свадебных цветов» Ирины Аллегровой…

Статья опубликована в выпуске 11.07.2019
Обновлено 17.04.2022

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: