Фактически средний человек может повторить лишь 5% информации, которую он усвоил за прошедшую жизнь, и ещё около 35% можно вспомнить с помощью наводящих вопросов. В то же время память нужна многим людям для их профессиональной и повседневной деятельности, и они хотели бы её улучшить. Идя навстречу таким пожеланиям, учёные и психологи-практики разработали много методик и тренингов для улучшения человеческой памяти (спрос рождает предложение, не так ли?), но большинство из них малоэффективны. Самый лучший результат, полученный с применением таких приёмов — повышение объёма памяти не более чем на 20%.
Люди старшего поколения помнят школьное правило: «Повторение — мать учения». В просторечии это именуется «зубрёжка», а тех, кто этим занимается, называют «зубрилками». На самом деле люди мало что надолго запоминают при зубрёжке. В лучшем случае удаётся запомнить то, что нужно для ответа на ближайшем уроке. Дело в том, что наш мозг — это самостоятельно действующий «компьютер». И устроен он так, что при продолжительном зазубривании информации он воспринимает такие действия как насильственные и старается их нейтрализовать, а мы получаем неприятные симптомы (сигналы) в виде усталости, головной боли, сонливости
Кроме того, из практики своей научной деятельности я знаю, что очень трудно запомнить информацию, если она человеку не интересна. Зато интересная информация запоминается легко и быстро. И ещё. Мне не удаётся запомнить то, что я не понимаю, хоть ты зубри 1000 раз.
И всё же приёмы и методы улучшения человеческой памяти существуют, и не такие уж они сложные и трудные.
При выборе этих приёмов и методов надо действовать осмысленно. Важно понимать, для чего человеку вообще нужна память. Информация, заложенная в памяти, в первую очередь нужна для принятия верных решений, а также для практической деятельности. Новая информация запоминается лучше и быстрее, если она взаимосвязана с уже имеющимися знаниями. Кроме того, новая информация запоминается легче, если она не превышает 20−30% уже имеющихся у человека знаний. Отсюда следует вывод, что объём усвоенных новых знаний тем больше, чем больше объём предшествующих знаний, а это означает, что возможности нашей памяти безграничны.
Не всё запоминается одинаково. Что-то — легче, что-то — труднее. Короткое стихотворение запомнить легче, чем длинное. Интересный рассказ вспомнить легче, чем скучный. Если новый материал хорошо связан с известным ранее и только дополняет его, запомнить и применить новое легче. Непонятное или плохо понятое запоминается труднее, чем связанное с уже известным и понятным.
Специалисты, занимающиеся проблемами человеческой памяти, знают, что наша память способна творить чудеса, если правильно ею пользоваться. Ведь далеко не всегда причиной того, что мы забываем какую-то важную для себя информацию, является именно плохая память. Иногда причина — обычная лень («забыл вынести мусор»), страх («забыл о приёме у стоматолога»), не очень приятное предстоящее событие («встреча с неприятным лично тебе человеком»)
Специалисты различают два основных механизма работы памяти.
Первый из них — это образная, или логическая память. Действие этого механизма заключается в том, что наш мозг хорошо запоминает связи между определёнными образами — маршрут движения, сюжет книги или рассказа, последовательность математических действий
Второй способ запоминания — механический, во время которого создаются связи между нервными клетками (нейронами) головного мозга. Это происходит при заучивании текстов или иностранных слов, изучении танцевальных па, спортивных движений и вообще действий, при выполнении которых нужно достичь автоматизма. Для использования второго способа особенно важен рацион питания — пища должна содержать больше белка.
Говорят, что знаменитый оратор древности Цицерон, готовясь к выступлению, ходил по дому и мысленно размещал части выступления на предметах обстановки, привычно стоящих на одних и тех же местах, а во время выступления вспоминал обстановку дома, и в его мозгу сами собой «всплывали» нужные ассоциации.
Известный Дейл Карнеги называл повторение «вторым законом памяти». При этом надо тратить на повторение не более 15 мин подряд 3−4 раза в день, иначе мозг начнёт отторгать заучиваемую информацию. И важно повторять материал исключительно по памяти.
Помогает запоминанию определённый рацион питания — рыба, оливковое масло, томаты, цветная капуста, яблоки, черника. Для улучшения памяти используются также специальные фитопрепараты.
В общем, как поётся в известной песне, «тренируйся, бабка, тренируйся, Любка…». И при этом правильно питайтесь, не перетрудитесь, и всё будет хорошо. Один мой знакомый, однофамилец космонавта узбекского происхождения, часто повторял: «Есть время работать, и есть время отдыхать». Как он был прав! И я вам это от всей души желаю!
Максим Константинов, реклама в блогах запрещена, запись удалена.
0 Ответить
Автор применил очень узкие приемы улучшения памяти.
Не упомянут сон с обязательно открытой форточкой, а это больше 50% улучшения, не упомянуты питание и спиртное, движение, связь с ароматом (для индейцев- главное), и многое другое.
0 Ответить
Великий русский психолог Ананьев считал, что объем памяти обратно пропорционален уровню интеллекта. То есть умный человек может позволить себе роскошь иметь плохую память. Как меня греет его теория!
0 Ответить
Галина Резапкина, умному необходимо многое забывать, чтобы не засорять память.
0 Ответить
Почерпнул пару полезных советов. Спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
хорошая статья.
Я чтоб запомнить редкие туристические маршруты (по которым вожу не больше раза-двух в год) каждый раз проматываю их в голове как кино - куда идем, что видим, что рассказываю.
5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Статья про улучшение памяти, но конкретные советы в питании и занятиям с привязыванием запоминаемого к посторонним объектам. Простой практический совет.- При ухудшении памяти с годами, хорошо помогает просто много читать. Выбрать какие-нибудь легкие книги, детективы например, и читать каждый день после работы.
0 Ответить
Резюме статьи: Память улучшить можно.
Мне более близко понятие "вытеснение", предполагающее, что запоминается всё, но далеко не всё запомненное осознаётся и, следовательно, воспроизводится.
Впечатление о статье как о дайджесте - без уточнений.
Я, кстати, и своим детям всегда повторял правило о том, что повторение - мать учения, но никогда повторение не приравнивалось к зубрёжке.
"Ведь далеко не всегда причиной того, что мы забываем какую-то важную для себя информацию, является именно плохая память. Иногда причина – обычная лень («забыл вынести мусор»), страх («забыл о приёме у стоматолога»), не очень приятное предстоящее событие («встреча с неприятным лично тебе человеком») и т.д."
С мусором ещё туда-сюда, а вот со стоматологом или неприятным человеком... Здесь я с автором ни как не согласен. Страх ни за что не даст забыть о стоматологе равно как и неприятные ассоциации от предстоящей встречи. Другое дело, что иной человек постарается максимально оттянуть эти события или даже избежать их совсем. Но при этом найти приемлемые и для себя и для других объяснения - типа, ну забыл... или не смог.
0 Ответить
"Что человек,когда он занят только сном и едой?Животное,не больше...Тот,кто нас создал с мыслею обширной,Гладящий и вперед и вспять,вложил в нас Не для того богоподобный разум,чтоб праздно плесневел он."(Шекспир."Гамлет").Я бы порекомендовала интересующимся статью Тони Бьюзен "Научите себя думать" о "карте памяти".Статья интересная,спасибо!
Оценка статьи: 4
0 Ответить