• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Анатолий Перминов Дебютант

История езидов и курдов

История езидов и курдов.
Это совершенно разные истории. Это разные народы.

«Чем больше мы знаем,
тем больше мы понимаем,
что ничего не знаем»

Курды — народ, проживающий в настоящее время в основном на территории четырех стран — Турции, Ирана, Ирака и Сирии. О происхождении курдов много написано, но до настоящего времени нет точной и подробной хронологической истории происхождения этого народа. В связи с тем, что история происхождения курдов сложна, у курдов несколько диалектов, кроме этого у разных курдов и история разная, я бы сразу назвал курдов группой народов, имеющих разное происхождение, разную религию и различные диалекты языка.
Кроме этого нам предстоит выяснить — являются ли езиды самостоятельным народом, или как нам говорят некоторые историки, что это только неотъемлимая часть курдского народа.
Свои хронологически последовательное исследование я буду проводить по своему Атласу народов мира и своему Атласу государств мира, с привлечением дополнительных материалов и источников. Исследование будет проводиться по территориям — Междуречье, Южный Кавказ, Западный Иран.

3000 лет днэ.
Что мы видим на карте этого времени? Все междуречье населяет только один народ — шумеры (вернее назвать это шумерскими народами). Этот народ населял всю территорию Междуречья. Шумеры основали в долине рек Тигр и Евфрат множество городов государств. Был там в те времена и город Адаб, населял его шумерский адаби со своей религией (вера во Всевышнего и поклонение Солнцу — в последствии эта религия была названа езидизмом). Религия народа адаби была похожа на религии других шумерских городов-государств. Происхождение шумерских народов, согласно легенд, связано с легендарной страной Дильмун (страна к югу от Шумера, предполагается, что эта страна находилась в окрестностях Бахрейна). Верой во Всевышнего и поклонением Солнцу характеризовались многие религии стран Древнего Востока. В Древнем Египте тоже была религия с поклонением богине Езиде. Вероятно, происхождение этой религии было тоже с легендарной страной Дильмун.
Какие же еще народы проживали в это время на рассматриваемой территории? На востоке от шумеров (Западный Иран) проживали эламиты, касситы, лулубеи, гутеи. Все эти народы и племена были дравидоидами, как и племена на остальной территории Ирана. Даже в долине реки Инд тоже жили дравидоиды, которые тоже создали свою развитую цивилизацию под названием Хараппа. На территории Южного Кавказа (севернее шумеров) жили хурриты, которые позднее создали свои государства — Митанни и Урарту. На всей остальной территории Кавказа проживали кавказские племена, родственные хурритам. В Малой Азии жили тоже племена родственные хурритам. На восточном берегу Средиземного моря жили семитские народы, которые как и шумеры создали множество древних городов-государств, таких как Угарит, Библ, Сидон, Дамаск.
Еще раз напомню, в 3000 году днэ на рассматриваемой территории не было никаких индоевропейских народов и племен. Я это напоминаю потому, что некоторые историки пытаются утверждать, что в это время там уже жили древние армяне и древние курды. Их там в это время не было.
Для информации, сообщаю, что в это время предки армян, иранцев, индийцев и курдов (они тоже относятся к иранской группе языков) проживали на обширной территории степей от Иртыша до Дуная. Это были индоевропейские племена ямной (древнеямной) археологической культуры. Еще можно эти племена назвать ариями, так как они являются прямыми предками всех арийских народов — древних индийцев, древних иранцев, хеттов, лувийцев, палайцев (предки армян).

2360 г. днэ
Что же нового произошло в рассматриваемом регионе к этому времени. В Междуречье появился новый народ — аккадцы. Это семитский народ, он пришел в Междуречье с запада, по мнению некоторых исследователей, этот народ пришел с окрестностей Угарита, т. е. с местности между побережьем Средиземного моря и верховий Евфрата. В междуречье было создано Шумеро-Аккадское царство. Аккадцы поселились в основном в северной части Междуречья, при этом шумерское население сохранилось. Аккадцы в основном восприняли культуру и религию шумеров. Только некоторым шумерским богам они дали свои имена. Но в основном в жизни шумеров мало что изменилось. Религия шумеров была не тронута. Вообще все древние религии отличались тем, что они относились с уважением к другим религиям (шумеры уважали аккадских богов, аккадцы
уважали шумерских богов). Аккадцы уважали также богов, которым поклонялись жители Элама, который также был подчинен Аккаду.

2150 г. днэ.
Что же произошло в регионе к этому времени? Аккадское государство пало под натиском гутиев, пришедших в Междуречье в северо-востока (с гор Загроса). Власть в Междуречье на недолгое время перешла к вождям (правителям) этого народа. Гутии, были тоже дравидоидами, как и шумеры и на культуру и религию шумеров и аккадцев сильного влияния не оказали. Тем более, что власть их в Междуречье была недолгой.

2100 г. днэ
К этому времени власть гутиев кончилась, в Шумере была восстановлена власть шумеров (3-я династия Ура).

2000 г. днэ
На территорию Междуречья проникли амореи, семитский народ. Пришли они с запада — с территории Сирийской пустыни, они основали свое государство Ларса (на западе Шумера). На севере Междуречья они слились с аккадцами, тем более, что их языки родственны. Шумерские народы (в том числе адаби) жили прежней жизнью, религия и язык у них не изменился, конечно в их языках появились слова аккадцев и амореев, так как длительное общения с этими народами (проживающими рядом) наложило свое влияние. На северо-западе Междуречья (на территории будущего государства Митанни сложилось несколько хурритских государств — Ур-Киш и Навар, Алше, Куммийское царство, Ямхад. В этих государствах преобладали хурриты, но в то же время там и оставались и некоторое число аккадцев и шумеров и их храмы продолжали действовать.
Если посмотреть на этническую карту Междуречья тех времен, то видна сложная карта существования разных народов, но в то же время в те времена религия не была орудием политики (как в настоящее время), храмы всех народов действовали и все религии уважались, в том числе религия шумеров-адаби — езидизм. Храмы езидов (адаби) существовали по всей территории Междуречья — и в митаннийских государствах и в государстве амореев — Ларсе. К этому периоду гегемония в Междуречье перешла к шумерскому государству Исин.

1850 г. днэ.
К этому времени цари Ларсы (амореи) подчинили себе большую часть Междуречья.
В Междуречье жизнь ее народов мало изменилась. Но главным событием, проишедшем к этому времени было то, что на территорию М. Азии, где раньше проживали племена, родственные хурритам, проникли индоевропейские племена. Это были три группы племен — лувийцы, поселившиеся на юге Малой Азии, это хетты — поселившиеся в центре М. Азии и создавшие в последствии сильную Хетскую державу. Третьей группой были палайцы, поселившиеся на северо-востоке Малой Азии, которые в будущем станут основой для формирования армянского народа.

1750 г. днэ
Это время когда закончилось правление самого известного царя Вавилонии Хаммурапи. Он объединил под своей властью почти все Междуречье и создал мощную Вавилонскую державу. На севере Междуречья создано крупное государство хурритов — Митаннийская держава. Но не смотря на это в Междуречье продолжали существовать почти все народы со своими религиями. Только такой народ, как аккадцы постепенно перестал упоминаться — его заменил родственный ему народ — амореи. Аморейский язык становится языком межнационального общения, хотя в Вавилоне сохранился и язык шумеров (в том числе язык адаби). Езиды (адаби) по прежнему проживали на значительной территории Междуречья и у них было много храмов.

1500 г. днэ
К этому времени власть в Вавилонии перешла к касситам. Касситы пришли на территорию Вавилона с востока, с гор Загроса. Это родственный шумерам народ — они тоже дравидоиды и были подвержены сильному влиянию Шумера и Элама. По этой причине сильного влияния на этнографическую карту Междуречья они не повлияли. На религию народов Междуречья касситы, тоже сильного воздействия не оказали. В это время сильно усиливается Хетская держава, она совершает свои военные походы на Митанни и в Вавилонию и Сирию. Но сильного влияния на Междуречье эти походы не оказали.

1300 г. днэ
К этому времени урарты уже имеют союз племен под названием Уруатри, народ урартов в основном сформировался. К этому времени государство Митанни было разгромлено и подчинено хеттам. К этому времени начинает все больше усиливаться государство Ассирия (бывший шумерский город Ашшур). На территории Вавилонии сильных изменений не произошло.

1100 г. днэ
К этому времени Хетская держава пала под ударами «народов моря». «Народы моря» — это большая группа народов, вынужденная покинуть Древнюю Грецию и западный берег Малой Азии из-за вторжения туда новогреческих племен (дорийцев, этолийцев, ионийцев) и вторжения в М. Азию фригийцев. В эту группу включаются следующие народы — пеласги, лелеги, карийцы, ахейцы, троянцы. На побережье Средиземного моря их называли филистимлянами, в Сев. Африке — гарамантами, в М. Азии — данунитами, данайцами. На месте Хетского государства возникли другие государства — Тувана, Гургум, Табал, Хатти, Самаль. Вавилония к этому времени освободилась от власти касситов. К этому времени сформировался такой народ как финикийцы, а Палестину заселили евреи. Хананейский народ перестал упоминаться. В Сирию и Сев. Месопотамию начинают проникать племена арамеев. Они проникают с территории Сирийской пустыни (это тоже семитские племена родственные евреям и амореям). В восточную часть М. Азии проникли восточные фригийцы, они пришли туда с северо-замада М. Азии и поселились в области обитания палайцев. Примерно в это время на севере Ирана появляются первые иранские племена — племена мидийцев (пришли они с территории Средней Азии). Не смотря на эти перемены на территории Междуречья по прежнему проживали потомки шумеров, езидский народ (адаби), потомки аккадцев и амореев. Все религии разных народов по прежнему сосуществовали рядом друг с другом. В Междуречье основным разговорным языком общения был язык амореев (смешанный с языком аккадцев). Потомки шумеров в общении между собой пользовались своим языком. Службы в шумерских храмах велись на шумерском языке. Езиды тоже по прежнему пользовались при общении между собой свои языком, в храмах езидов службы проводились на языке адаби.

1000 г. днэ.
К этому времени началось массовое проникновение арамеев в Вавилонию. К этому времени урарты создали свое государство (около озера Ван, иногда это государство называли Ванское царство, а урартов называли ванами). Шумеры к этому времени все больше пользуются аморейским языком, сам шумерский язык становится все больше языком для молитв в храмах. Изиды тоже все больше пользуются аморейским языком. Противоречий между разными религиями разных народов нет.

900 г. днэ
К этому времени на северо-востоке Малой Азии на основе племен палайцев и западных фригийцев сформировался новый народ — хайаса (предки армян). Проникновение арамеев в Междуречье усилилось, даже в Ассирийском государстве стали применять в быту арамейский язык взамен аморейского (тем более, что эти языки родственны и схожи между собой). В Вавилонии арамейский язык тоже стал применяться все более массово. Шумерский язык в быту совсем не применялся, шумерский язык долго хранили жрецы храмов. Так же было у езидов, они тоже все больше стали пользоваться арамейским языком. В храмах езидов по прежнему службы проводились на языке адаби.
Между религиями разных народов противоречий не было.

800 г. днэ
К этому времени государство Урарту сильно укрепилось и расширило свои владения за счет соседних хурритских земель. Войны между Урарту и Ассирией. Вавилонское царство признало свою зависимость от Ассирии. К этому времени возникло государство Мана (Манна) и сформировался новый народ — маннейцы (это тоже бывшие хурриты). В юго-восточной части М. Азии существовало государство данунитов (данайцев) — это один из «народов моря». К этому времени на юге Ирана появились племена древних персов, они осели западнее территории Элама и первоначально были под властью эламских царей.
К этому времени язык арамеев (арамейский язык) стал господствующим языком не только на территории Сирии, но в Ассирии и в Вавилонии. Все другие языки живших там до этого народов (шумеров, аккадцев, амореев) не стали применяться в быту. Шумерский и аккадский язык иногда использовался в религиозных торжествах в храмах разных народов. Езиды тоже полностью в быту стали использовать арамейский язык. Язык адаби использовался только священнослужителями езидских храмов.

700 г. днэ
К этому времени Урарту еще больше расширило свою территорию. На северо-востоке Малой Азии поселились киммерийцы, которые делали набеги на разные страны Ближнего Востока. Ассирия завоевала значительные территории на западе (в Сирии и на побережье Средиземного моря). Вавилон тоже подчинен Ассирии. Ассирия завоевала Израиль, Иудею и Кипр. Во всем Междуречье все народы использовали арамейский язык. По прежнему действовали разнообразные храмы, принадлежащие различным религиям. Езиды тоже пользуются арамейским языком, их храмы действуют по прежнему как на территории Вавилонии, так и на территории Ассирии.

625 г. днэ
К этому времени на северо-запад Ирана (к востоку от оз. Урмия) проникли скифы, там они создали свое царство, и оттуда совершали набеги на соседние племена и государства. Временно они держали в своем подчинении даже Мидию. Киммерийцы (с территории М. Азии) тоже совершали набеги на государства Ближнего Востока. К этому времени Вавилон стал полностью независим от Ассирии. Мидия тоже стала независимым государством. Ассирийская держава стала слабеть. Мидия начала войну за подчинение Маны. По территорию запада и юга Урарту начали расселяться армяне.

590 г. днэ
К этому времени Мидия в союзе с Вавилоном уничтожили Ассирийское государство. Мидия завоевала обширную территорию от центрального Ирана до центра Малой Азии.
Вавилон завоевал обширные территории на западе (до берегов Средиземного моря. Урарту тоже уничтожено Мидией, стало одной из сатрапий Мидии. На территорию бывшего Урарту проникают мидийцы (с востока). От слияния урартов и мидийцев возможно начинают появляться предки будущих курдов (но это только моя ничем не
доказанная гипотеза). С запада территорию Урарту заселяют армяне и примерно с этого времени эту территорию вместо Урарту стали чаще называть «Армения». Элам был подчинен Вивилону. Эламитян становится все меньше (с запада туда проникают вавилоняне, с востока их теснят персы). В Западном Иране (Загросе) появляется все больше иранских племен, территории, населенные лулубеями, гутиями, касситами быстро сокращаются. Возможно в это время здесь тоже начался процесс формирования курдского языка (но это только мое не доказанное предположение). Езиды к этому времени по прежнему использовали арамейский язык, храмы езидов на всей территории Вавилонии и на территории бывшей Ассирии функционировали.

500 г. днэ
К этому времени была создана большая Персидская держава с династией Ахеменидов, которая уничтожила государство Мидия (она стала сатрапией Персии) и Вавилон (тоже стал сатрапией Персии). Территория Армении стала тоже сатрапией Персии. Государство Лидия тоже стала частью державы Ахеменидов. С появлением персов на обширной территории Ближнего Востока, на всей территории, подвластной персам, стала распространяться религия древних персов — зороастризм, сначала эта религия носила название маздаизм (вера в бога Ахура Мазду — «Мудрого Господа», «Благого Творца»), позднее религия получила название зороастризм (от имени пророка Ахура Мазды — Заратуштры). В первые годы своей власти персидские цари уважали чужих богов (богов других народов). К рассматриваемому времени, еще все храмы всех богов на территории Персии функционировали без притеснений. Храмы езидов тоже все функционировали, сами езиды по прежнему пользовались арамейским языком, так как в Персии арамейский считался одним из государственных.

340 г. днэ
К этому времени на территории современного Азербайджана было создано независимое от Персии государство Атропатена (начальное название Мидия Атропатена). В этом государстве одним из главных народов были мидийцы. Именно в Атропатене в первые упоминается такой народ, как «куртии». Я думаю, что именно в это время начала формироваться новая группа народов под именем «курды». В формировании курдского народа участвовали не только мидийцы, но и многие местные (коренные) народы — урарты, хурриты, маннейцы, лулубеи, арамеи, гутии, касситы. Мидийцы как народ все меньше упоминаются в исторических документах. В Персии мидийцы становятся персами.
В других регионах мидийцы начинают сливаться с местными народами. Цари Персии все больше поддерживают свои зороастрийские храмы. Для этого они даже переселяют народы со своей родины. Так иудеи были переселены в Вавилонию. Я думаю, в это время езиды стали все больше переселяться с территории Вавилонии на север (на территорию бывшей Ассирии), так как на юге и в центре Вавилонии все больше поселяется персов, строятся новые и новые зороастирийские храмы, даже возможно, что для этого используются бывшие шумерские, езидские и аккадские храмы. По прежнему езиды, как и ассирийцы используют арамейский язык.
Не смотря на то, что с этого времени в исторических материалах пропадают сведения о мидийцам, необходимо предполагать, что именно в этот период начинает складываться новая этническая общность — курдские народы, прямые потомки мидийцев.
С точки зрения известного ученого Н. Я. Марра, курды сохраняют элементы древней культуры Передней Азии. Хотя вопрос о происхождении курдов нуждается в дальнейшем исследовании, но и теперь, судя по шумерским и вавилонским письменным источникам, ясно, что курды являются потомки древних мидийцев. Но это только одна из версий происхождения курдского народа. Концепции мидийского происхождения курдов придерживается в своих исследованиях также и известный курдолог В. Минорский. Другие известные ученые-востоковеды Нельдеке, М. Гартманн, Вейсбах подтверждают мнение античных авторов, в частности Страбона, что кирти или курти, которые жили в Малой Мидии и Персиде, были курдами.
Важное географическое и стратегическое положение Курдистана привлекало внимание соседних государств, которые стремились покорить его. После падения мидийского государства (VI в. до н.э.) Курдистан стал ареной бесконечных войн.
Исторический Курдистан (между Армянским нагорьем и Загросом) в древнее время являлся частью таких государств как Урарту, Манней, Митанни, Ассирия. Хурритские наречия постепенно были вытеснены иранскими (в ч. мидийскими). Хурритское влияние выразилось в эргативном строе предложения современного курдского языка и топонимике Курдистана. 75% названий курдских племен (бухти, тирикан, базайни, бакран, манд), 60% названий городов, рек и озер (Мардин, Зивийа, Динавар, Барзан) имеют хурритское происхождение. Жители государства Мидия (соседа хурритов) — мидийцы состояли из конфедерации 6 разнородных племен: бузы («аборигены»), паратакени («кочевники»), струхат («хат» — общее урало-алтае-дравидское слово, обозначающее «клан»), аризанты («хурриты»), будии (название связывают с этнонимом сако-массагетского племени будинов), маги (предположительно были связаны с шумерами).
Кроме мидийцев и персов на территорию Ирана вторгались и другие ираноязычные племена. С середины 1-го тыс. днэ в горных районах Ирана и севера Передней Азии известны племена, которых античные авторы называют «номадами» или именуют «бродячими» кочевниками. Во 2-й половине 1-го тыс. днэ племена номадов были рассеяны в различных районах на Армянском нагорье, горах на севере Ирана, в Загросе. Из иранских племен-номадов наиболее часто упоминаются марды и киртии (кюртии), которые были в горах Иранского Азербайджана и Прикаспии, на Армянском нагорье, в Курдистане и юге Загроса. «Курт» на среднеперсидском языке переводится как «скотовод». Именно это и название в последствии закрепилось за новым народом — курдами. Вот эта версия происхождения курдского народа наиболее вероятна.

250 г. днэ
К этому времени на Ближнем Востоке прошло много событий. Ахеменидская держава была уничтожена Александром Македонским, он попытался создать единую греко-персидскую державу, но быстро умер и его держава распалась на государства его полководцев. В рассматриваемом регионе правили Селевкиды (потомки полководца Селевка). Хотя много было построено городов с греческим и македонским населением, сильного изменения на народонаселение региона не произошло. Эллинизации подверглась значительно только Малая Азия и Сирия. К этому времени образовались армянские государства — Армения Великая и Армения Малая, но пока эти государства сильно зависят от эллинских государств, чаще всего они подчинены Селевкидам. На севере современного Азербаджана образовалось государство Албания Кавказская. Возникло государство Иберия (Восточная Грузия и часть Западной Грузии) и государство Колхида. Стала независимым эллинизированое государство Пафлагония (на севере М. Азии). К этому времени независимым стала Каппадокия (в центре М. Азии). Каппадокийцы — потомки древних хеттов, смешанные с фригийцами. В 250 году днэ на севере современного Ирана образовалось Парфянское государство. За период с 340 по
250 г. днэ большая часть храмов древних шумерских и аккадских богов действовало, в том числе храмы езидов, но число их значительно сократилось, так как персидские власти стремились на всей територии Ахеменидской державы распространить свою религию — зороастризм. Александр Македонский и Селевкиды в деятельность храмов не вмешивались. В Междупечье главным языком общения между народами продолжал оставаться арамейский язык.

70 г. днэ
К этому времени прошла эпоха эллинизма, пришло время господства Римского государства и Парфянской державы. К этому времени и государство Великая Армения достигло пика своего могущества (но это ненадолго, уже в 65 г. днэ после войны с Римом Армения потеряла часть своих владений). В связи с расширением армянского государства, поселения армян появились на берегах Каспийского (Албания Кавказская) и Средиземного моря (Сирия, Киликия). В связи с захватом Месопотамии Парфянским государством, в Междуречье продолжилась политика поддержки своей религии — зороастризма, при одновременном урезания прав всех других религий. Число храмов, не принадлежащих к зороастрийской религии снижается. Снижается и число храмов у езидов. Пока в Месопотамии разговорным языком остается арамейский, хотя все сильнее внедряется персидский язык. В связи с подчинением Малой Азии Римскому государству, там все сильнее распространяется греческий язык, латинским языком пользуются только римляне в крупных городах М. Азии, Сирии и Палестины.

225 год нашей эры
К этому времени кончилась эра господства Парфянского царства (власть в регионе перешла к персидскому государству Сасанидов). За прошедший период были частые войны Рима и Парфии за обладание Армении. Армения окончательно была подчинена Парфии. Больших этнических процессов в Междуречье не происходило, но все шире в Междуречье применялся персидский язык. Все сильнее храмы других богов (в том числе храмы езидов) притеснялись. Строились новые зрамы для зороастрийцев. Езиды по прежнему пользовались арамейским языком, но уже некоторые езиды стали переходить на свой диалект персидского языка (корманджи). Корманджи все больше становится языком езидов. Сами езиды все больше переселяются на север Междуречья, где и сейчас проживает основная часть езидов. Айсоры (предки ассирийцев) по прежнему сохраняют арамейский язык и тоже сохраняют свою религию. С переселением значительной части езидов на север (на бывшие земли Ассирии), там становится больше езидских храмов. В восточной части Римской империи все шире распространяется греческий язык (особенно в Малой Азии и Сирии). На месте Колхидского государства появилось Лазское царство.

630 год
К этому времени завершается эпоха Сасанидов. В Аравии появляется Арабское государство (Арабский Халифат). Римская империя исчезла с карты мира, на ее месте на Ближнем Востоке существует Византия. К этому времени во многих странах распространяется христианская религия (в Армении, Византии, Грузии). Даже айсоры (ассирийцы) приняли христианство (отвернувшись от веры своих предков). На территории всей Малой Азии разговорным стал греческий (византийский) язык. Езиды по прежнему верны своей вере, но большая часть езидов уже живет на севере современного Ирака и пользуется своим языком, похожим на язык курдов-курманджи.

850 год
К этому времени по территории Ближнего Востока (и Междуречья) пронеслись арабские завоевания, на всю эту территорию арабы принесли свою религию — илам, который насильственным путем стали навязывать всем покоренным народам. В исламских религиозных книгах говорится: «Нет никаких богов выше Аллаха». То есть эламская религия не признает никаких богов кроме Аллаха. И уничтожение неверных (не признающих ислам) считается главной политикой исламских государств. В этих условиях в Междуречье стали быстро исчезать (уничтожаться) все немусульманские храмы. Большая часть храмов езидов в Среднем и Южном Междуречье было уничтожено. Остатки езидов полностью ушли на север Ирака. Там они сохранили свою этническую общность и свою религию. Именно с тех времен началось (сначала небольших групп) переселение езидов в другие регионы мира (в Византию, в Армению, в Грузию). Оставшиеся в южной и средней части Междуречья народы, в основном знающие арамейский язык (он похож на арабский) стали быстро переходить на арабский язык и принимать ислам (отказываясь от богов своих предков). Арабы установили свою власть в Армении и Албании Кавказской. Но в этих подчиненных землях больших поселений арабов не появилось, в Иране тоже больших поселений арабов не было, но персы быстро стали принимать ислам, отказавшись от своей религии — зороастризма.

1071 год
К этому времени большая часть территории Ближнего Востока (в т.ч.Малой Азии) была завоевана сельджуками (огузскими племенами из Средней Азии). Сильного влияния на этническую карту региона эти завоевания не оказали, но в Малой Азии сильно сократилась численность греческого (византийского населения), а выросла численность тюркских племен В этот период сложилось единое грузинское государство и сложился грузинский народ, именно в это время на основе вторгшихся в Албанию Кавказскую огузских племен, начал формироваться азербайджанский народ.
В это время религия езидов (шараф-ад-дин). была частично реформирована, но основа религии осталась. Это произошло потому, что некоторые езиды стали менять свою веру (веру отцов) на ислам. И при этом вероотступники по прежнему считали себя езидами. После реформы езиды перестали считать вероотступников своим народом. Мусульмане (бывшие езиды) превратились в обычных курдов, тем более, что язык езидов в те времена (и сейчас тоже) похож на курдский язык на 60−70%.

1258 год
К этому времени монгольское государство Хулагудидов завоевало большую часть исследуемого региона. Вторжение монголов не привело к значительным изменениям народонаселения исследуемой территории. В течении исследуемого периода на территории юго-востока Малой Азии существовало Киликийское армянское царство. Все Закавказье, включая Армению, Грузию, Азербайджан было подчинено монголам. К этому времени на территории Азербайджана сформировался азербайджанский народ. В этот период произошел распад Византийской империи и новое ее восстановление. На территориях, подвластных монголам, гонений и притеснений других религий не было, так как сами монголы еще не принимали ислам и уважительно относились ко всем религиям. По этой причине на севере Ирака сохранилось значительное число езидских храмов. И жило там значительное число езидского народа.
В 11−13 веках на территорию Курдистана из Средней Азии вторглись племена кочевников — тюрок и монголов. Независимые курдские княжества Шахрезур и Мерванидов были разгромлены монголами и турками-сельджуками
В 13 в. Курдистан стал частью Империи Сельджуков. В Малой Азии и районе Каспия происходили тесные курдо-тюркские контакты, в результате которых некоторые курдские кланы тюркизировались, и, наоборот, отдельные тюркские племена пополнили ряды курдских кланов.

1400 год
К этому времени в Малой Азии появилось новое сильное государство — Османская империя, и появился новый народ — турки-османы, он появился на основе тюркских племен, пришедших в Малую Азию вместе с сельджуками. К этому времени почти вся Малая Азия была уже под властью турок. Византия как государство доживала последние дни. К этому же времени власть в Междуречье и Закавказье была подчинена новой империи — империи Тимура.
В средние века историки делили курдов на 4 таифе (группы), обычаи и языки которых различались: курманджи, лур, кальхор и бани арделан, горани. Кальхор называли себя «курд», а своих соседей — племя баба — называли «курманджи». В научной литературе диалект баба относится к группе сорани, как и диалект арделанских курдов. Сорани противостоят курманджи. В истории курдов известны случаи, когда племена переходили с одного диалекта на другой. В 18 веке в Зап. Иране в Сененджене, где жили горани, поселились носители диалекта курманджи (горге, шейх-исмаили, байлаванд, джафы) и часть горани перешла на диалект курманджи. В районе Биваниш в центре Загроса произошел переход племени биваниш на диалект сорани. Мукри называют себя «курманджи», но их диалект относится к сорани. Таким образом этнонимы курманджи, курд, сорани и др. весьма относительны.
Историки часто относят езидов к курдам диалекта курманджи, но на самом деле езиды только пользуются этим языком, на самом деле считают себя самостоятельным народом. Сами езиды к курдам курманджи относят тех бывших езидов, которые перешли в исламскую веру, порвав полностью с верой своих отцов, а таких было много. Я подозреваю, что значительная часть современных курдов-курманджи были когда-то езидами, потомками древнего народа шумеров-адаби.
В 14-м веке сложилась литературная форма языка курманджи.

1550 год
К этому времени Турция подчинила себе весь Ближний Восток, включая все Междуречье, Грузию, Армению и даже Йемен (в Аравии). В Иране существоовало государство Сефевидов. На территории южного Ирака уже совсем не живут езиды, все они к этому времени переселились на север Ирака (в горные районы), там сохраняются мелкие езидские храмы и главный центр езидов — Лалеш. Там же проживают многие другие народы — айсоры, курды разного происхождения. Язык езидов к этому времени на 60% похож на курдский, езиды стали этим языком пользоваться, потому, что окружающее население в основном говорило на курдских языках и длительное время эти территории были частью персидских государств (в т.ч.государства Сефевидов).
В 1514 году после Чалдыранской битвы Курдистан был разделен между Турцией и Ираном. С этого времени начинается новый этап борьбы курдского народа за независимость — против Турции и Ирана.

1799 год
За прошедший период территориально ничего не изменилось — западная часть Ближнего Востока оставалась под властью Турции (включая Ирак и западный Кавказ), а восточнее находились владения Ирана. Значительных этнических изменений на рассматриваемой территории не происходило.
В 16 в. началась борьба между Сефевидским Ираном и Османской Империей за право обладать Курдистаном. По Зохабскому миру 1639 года, северный Курдистан отошёл к Османии, а южный — к Ирану. Такое деление положило начало формированию двух крупных курдских диалектных групп: курманджи (север) и сорани (юг).
В 18 в. сложилась литературная форма языка сорани.

1900 год
За прошедший период произошли следующие изменения — территория современной Армении, Грузии и Азербайджана стали частью Российской империи. Междуречье и западная часть Ближнего Востока оставалась под властью Турции, а современная территория Ирана — под властью Ирана.
В 1827 году в результате мощного восстания курдов под руководством Махмед паши Ревандузи была провозглашена независимость страны. Это восстание намного облегчало победу русских войск над турками. Это восстание было подавлено.
В конце 19 в. Курдистан был разделён между Сирией, Турцией, Ираном и Ираком. Тогда же впервые и прозвучал этноним «курд» (от перс. «Гурджистан» — «Страна волков»), которым на Ближнем Востоке стали обозначать племена, говорящие на сев.-зап. иранских языках, производных от мидийского (по другой версии этноним «кур-мандж» переводится как «сын Мидии».). Эти племена были разнородны в антропологическом и религиозном плане. Среди них были представители переднеазиатского, хорасанского и каспийского типов. Их объединяло только относительно единое самосознание, а т. же то, что они проживали во враждебном иноязычном окружении.

1939 год
За прошедший период Ирак стал независимым государством (стал независим от Турции), Сирия тоже стала независима от Турции и перешла под управление Франции. Больше территориальных изменений не было.
Во время турецкой резни 1915 года произошёл первый случай, когда стало заметно деление курдов на йезидов и иных курдов. Курды-унниты вместе с турками проводили «зачистки» йезидов и армян, а в последствие сами подверглись репрессиям.

1970 год
К этому времени Сирия, Ливан, Израиль, Иордания стали независимыми государствами. К этому времени много курдов покинуло Турцию и Ирак из-за притеснений властей. Так поступили и многие езиды. Многих курдов и езидов приютили в странах бывшего Советского Союза (Армении, Грузии, России).
На карте 1970 года указаны диалекты курдского языка.

2012 год
К этому времени Грузия, Армения, Азербайджан стали независимыми государствами.
Езиды в основном проживают в провинции Мосул (Южный Курдистан) в районе Шейхан, где находится центр языческой веры Лалеш. Но значительная часть езидов вынуждена проживать за пределами Курдистана (в других странах) из-за притеснений со стороны как арабов Ирака, властей Турции, так и от курдов. Тем более, что в Иракском Курдистане курды стали полновластными хозяевами.
Курдистан отличается разнообразием существующих религий. Подавляющее большинство курдов — 75% - исповедуют ислам суннитского толка, значительна часть — мусульмане-шииты и алавиты, есть также христиане. Но, независимо от вероисповедания, курды своей исконной религией своих предков считают зороастризм (религия мидийцев и древних персов).
А езиды, живущие в Курдистане и говорящие на языке езиди, сильно похожем на язык курдов-курманджи, по прежнему имеют свою древнюю религию — езидизм (религию своих предков — шумеров-адаби). Хотя многие историки всячески пытаются этот народ признать частью курдского народа — их попытки беспочвенны — история езидов и история курдов — это совершенно разные истории, и это совершенно разные народы. Несомненно одно — оба этих народа имеют много общего в своем развитии. У обоих народов одна цель — независимость от Турции и Ирака, сохранение своей культуры.

Статья опубликована 15.06.2013

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Спасибо за статью - очень увлекательно, кратко и наглядно! Вот бы найти подобное про ислам, а именно то, как он со временем дробился на конфессии, такой краткий курс - только с политическим уклоном, например: кто-то, что-то не поделил бабах - новая конфессия.)))))