Я предлагаю три главных качества, характеризующих тренера как личность:
1. Любовь и уважение к людям. Возможно, для кого-то прозвучит наивно, но если тренер (учитель) не любит людей или они ему безразличны, он не чувствует их и не будет уважать как личности. Максимум, что он сможет в этом случае для них сделать — это натренировать навык — как дрессировщик с обезьянками
2. Готовность постоянно учиться и развиваться В технологических профессиях информация устаревает раз в 5 лет и нужно обновлять знания. В психологии и тренерстве без постоянного развития тренер устаревает сам, останавливаясь в своем развитии, а потом начиная деградировать. Любой тренер, даже проведший 1000 тренингов, без роста умирает как профессионал и в итоге выгорает.
3. Способность к саморефлексии и личная проработанность.
К сожалению, только у терапевтов встроена в систему работы супервизия и терапия для терапевтов. У тренеров и учителей такое встречается нечасто. Тренер — живой человек. Он может злиться, раздражаться, обижаться
Эти качества кажутся очевидными и естественными для всех тренеров и учителей, но к сожалению, реальность показывает обратно.
С каждым годом работы в профессии тренера и учителя нарабатывают опыт и знания, но при этом многие из них стагнируют или деградируют как Личности
Что можно с этим сделать?
1. Постоянное саморазвитие. На занятиях Мастерской Тренера в Москве постоянно убеждаемся, что очень хорошо помогает просто участие в чужом тренинге — в роли участника. Часто очень полезным бывает посещение тренингов не в той области, в которой вы в основном работаете. Это открывает новые горизонты и позволяет вспомнить, что бывают еще какие то другие направления, кроме Вашего.
2. Посещение терапевтических групп, индивидуальная работа с консультантом, постоянная супервизия своей работы позволяет не превратиться в статую, а остаться Живым чувствующим человеком.
В процессе написания этой статьи разгорелась оживленная дискуссия на тему
«Как можно развить в себе любовь?»
Ноги тут растут из мировоззрения тренера, из его отношения к людям — как к субьектам (равным по уровню, просто которым надо помочь в какой то сфере) или объектам (неразвитым созданиям, которых надо твердой рукой привести к счастью).
Для того, чтобы транслировать отношения субьект-субьект и работать в этой модели, нужно определенное мировоззрение, которое вполне реально выработать.
А вот с любовью вопрос посложнее. Часто встречал у других и замечал по себе, что неготовность входить в эмоциональный контакт с участниками, открываться в каком то смысле и проявлять эмоции связана со своими личностными моментами и ограничениями, то есть вполне прорабатывается через терапию и супервизию работы.
Так что все реально проработать, даже такое, казалось бы, сложно прорабатываемое качество.
Продолжаем Движение!
Александр Ярго Давыдов

Услышал однажды зимний разговор: нет плохой погоды, есть плохо одетые люди.