• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Андрей Рябоконь Грандмастер

Хлеб – всему голова? Ломоть четвёртый. Овёс: история и...

«И поле сизое холодного овса…»

Даже в стихах и песнях можно встретить хорошие добрые слова об этом растении. Недаром самая полезная каша называется геркулесовой — словно богатырскую силу древнегреческого героя дарит она! Кстати, интересно — ел ли Геркулес на самом деле овсяную кашу? Перед глазами появляется картина — к сидящему за столом герою подходит бородатый дворецкий и говорит: «Овсянка, сэр!..»

Перейти к предыдущей части статьи…

Даже если Геркулесу и не довелось полакомиться «геркулесовой кашей» — не беда. Мы с вами запросто можем наверстать упущенное древними греками.

Овёс посевной (Avena sativa L.), семейство Злаки (Poaceae) — травянистый однолетник 60−100 см высотой, с голыми листьями, обладающими синеватым отливом в зелёной окраске. Цветёт на протяжении всего лета. Все цветки (их два или три) в крупном колоске, сжатом с боков, не сочленены с осью и при созревании не осыпаются. Впрочем, ость присутствует лишь на чешуях нижних цветков; встречаются и совершенно безостые формы. Колосковые чешуи по краям перепончатые и без киля. В цветке (мелком и невзрачном, потому что ветроопыляемом) три тычинки. Нижняя цветочная чешуя ланцетная, на верхушке двузубчатая, около 20 мм длиной. Количество цветков с остями может варьировать в зависимости от агротехники и степени влажности. Колоски собраны в раскидистую, до 25 см, метёлку. Плод — зерновка, покрытая по всей своей поверхности мягкими прижатыми волосками.

Культура овса настолько древняя, что однозначно ответить на вопрос о его родине однозначно очень трудно. Например, учёный-биолог Декандоль считал, что овёс не был известен ни древним египтянам, ни древним евреям. Но в остатках озёрных построек Швейцарии — правда, лишь в позднем, бронзовом их периоде — археологами овёс был найден. В древности овёс был известен и в северных районах Греции, и на севере Италии. Плиний Старший сообщал, что древние германцы возделывали овёс и варили из него кашу. Гален упоминал, что овёс сеяли в Индии. Диоскорид не только упоминал о нём, но и применял овёс в своей медицинской практике — овсяную слизь против кашля, зерно овса для разнообразных компрессов, а кашицу из зерна от расстройства кишечника. Так что и древние греки, и древние римляне, как говорится, были в курсе дела.

Даже филологический сравнительный анализ позволяет признать и, более того, утверждать — очень раннюю, давнюю, культуру овса. У древних кельтов (происхождение современных грузин, по всей видимости, подобно ирландцам, а также баскам в Испании, именно кельтское), у славян и в германских племенах англов и саксов это растение имело сходные названия: ирландское «корка» и грузинское «кари», баскское «ольба» и «олоа», славянское «овизу» или «овесу», английское oats.

Тот же Декандоль доказывал, что, поскольку овёс дичает легче других злаков (так что иногда кажется дикорастущим, хотя настоящий дикий овёс посевной не известен), и особенно в Австрии, а также на территориях к востоку от неё, наиболее вероятным центром его происхождения следует считать область умеренного климата восточной Европы.

Угадать родину овсяной культуры и родоначальника культурного овса совсем не просто. Овёс выращивают в северных странах, но и в южном направлении эта культура тоже продвинулась. Есть овёс и в Аргентине, стране почти субтропической, и в США, Венгрии, а в Корее и Туркменистане его возделывают в горах на такой высоте, где уже плохо вызревают иные культурные злаки.

Некоторые учёные склоняются к мнению, что овёс следует считать растением западной Азии. Г. Танфильев считал, что овёс «был впервые взят в культуру, вероятно, там, где овсюг (сноска внизу страницы, ред. — *сорняк, близкородственный овсу вид) особенно обилен, а именно — в степях южной или юго-восточной России». Надо отметить, что многие западноевропейские биологи разделяют мнение, близкое к мнению Танфильева, о европейском происхождении культурного овса.

Последнее слово в этом вопросе принадлежит, похоже, Н. И. Вавилову, который в книге «Центры происхождения культурных растений» достаточно чётко «разложил всё по полочкам»: «Европейские овсы представляют собою в настоящее время группу весьма разнообразных рас, отличающихся по окраске цветочных чешуй, форме зерна, форме листьев… отношению к паразитным грибкам; многие из этих рас свойственны только северной и средней Европе. Однако наряду с европейскими расами мы имеем ещё и группы средиземноморских рас, резко обособленных от европейских… В северной Африке своя большая группа культурных овсов, характеризующихся в общем иммунитетом к европейским формам головни и ржавчины * /сноска внизу страницы — *грибковые заболевания растений/. Группа эта примыкает, по-видимому, к диким видам… растущим в северной Африке… Как североафриканские, так и западные овсы не скрещиваются с формами обыкновенного овса Avena sativa или же дают при этом большой процент бесплодия».

Вавилов также указывал на своеобразие особой группы китайских овсов, а именно овсов с голыми крупными зёрнами — Avena nuda L., что говорит о существовании особого китайского или китайско-монгольского центра возникновения овсяных культур.

Генезис культурных овсов, считал Вавилов, связан с дикими и сорными видами Avena fatua L., A. Ludoviciana Dur., A. sterilis L., A. barbata Pott — причём ближе всего стоят к культурному овсу первые два, дающие с ним плодовитые гибриды, а первый из них распространён на огромном протяжении от северной Европы до Гиндукуша.

Конечно, связывать историю формирования культурного овса только с Европой было бы крайне ошибочно. Кстати, совершенно оригинальной группой овсов обладает Эфиопия — они очень сильно отличаются и от азиатских, и от европейских.

На основании всех этих фактов следует признать, что культурные овсы не имеют единого географического центра — их происхождение, как принято говорить, полифилетично. Вавилов определил пять центров происхождения культурного овса: Средиземноморье, Эфиопия, северная и северо-западная Европа, обширные просторы Азии от Закавказья до Китая и, наконец, сам Китай. Впрочем, для группы сортов овса посевного (Avena sativa) Вавилов определил четвёртый, закавказско-китайский, центр.

Завершая «исторический поиск», следует упомянуть о том, что происхождение овса оставалось бы и сегодня неясным, если бы в 1916 году во время путешествия по Ирану Н. И. Вавилов не наткнулся на поля полбы (Triticum dicoccum) около Хамадана. Посевы эти оказались сильно засорены обыкновенным овсом, Avena sativa, ведь его совершенно не культивируют ни в Иране, ни в сопредельных странах, и найти его можно только среди полбы. При этом овёс, засоряющий полбу, принадлежит к нескольким самостоятельным расам, входящим в видовой цикл Avena sativa и вне полбяных посевов нигде не повторяющимся.

Исследования полбяных полей на Пиренеях у басков и в Болгарии, в Поволжье и Прикамье, в Закавказье и Малой Азии, в Крыму и, наконец, в Эфиопии — словом, всюду, где разводилась полба — убедительно показали, что овёс является её непременным спутником, выявляясь при этом в оригинальных расах, которых Вавилов насчитал два десятка.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 9.06.2011
Обновлено 30.01.2018

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: