Полная продолжительность «жизни» этноса, не прерванной ассимиляцией, уничтожением или новым пассионарным толчком, по Гумилёву, составляет 1200−1500 лет.
Если брать во внимание возникновение этносов на территории современной России и ее предшественника Российской империи, то под такое определение попадают два таких всплеска. Это образование и движение хуннов, докатившееся до Европы, и возникновение империи Чингисхана, распад которой дал миру несколько отдельных этнических групп. Наиболее ярко выраженная этническая общность, которую хорошо можно проследить — это татары. Другая этническая группа — казахи, и третья этническая группа — буряты.
Лев Гумилев, посвятивший много лет своей жизни изучению истории народов, говорил о наличии генетической памяти, объединяющей антропосферу и представленной как мозаика этносов. Разбирая этнонимы «тюрк», татар" и «монгол», историк указывает, что Европейские ученые XVIII века присвоили название тюрок определенной группе языков, в которую попали многие народы, которые в древности в их состав не входили, например — угры, мадьяры, якуты, чуваши
Модификация же этнонима «татар» по Гумилеву является примером прямого камуфляжа, где до XII века это было этническое название группы из 30 крупных родов, обитавших на берегах Керулена в Монголии. В XII веке китайские географы стали называть татарами всех тюркоязычных, монголоязычных и тунгусоязычных кочевников, в том числе монголов. В таком виде слово «татар», как синоним слова «монгол», попало в Восточную Европу и привилось в Поволжье.
Так потомки первоначальных носителей имени «татар» стали именовать себя монголами. И с этого времени возникла современная научная терминология, когда татарский антропологический тип стали называть «монголоидным», а язык поволжских тюрок-кипчаков — татарским языком. Далее Гумилев определяет татар казанских — как потомков древних болгар на Каме, где лес граничит со степью, а крымскими — татар, обитающих на границе степного Крыма.
История образования народов часто имеет смешанное этническое происхождение, состоящее из коренного населения, ассимилирующего в себе новые этнические включения и преобразующегося в новую этнокультурную общность. Подобная «трансформация» происходила в средние века при переселении кочевых народов вследствие военных действий и завоевательных походов наследников Чингисхана и их борьбы между собой, приведшей к распаду империи.
Когда же крупный этнос по каким-то причинам распадается на несколько более мелких, это называется «дифференциация», обусловленная тем, что от крупного этноса откладывается его окраинная или территориально изолированная часть. Например, когда из Золотой Орды на рубеже 14−15 вв. выделилась Ногайская Орда, в которую входили тюркоязычные племена. Простиралась она от Северного Прикаспия и Приаралья до Камы и от Волги до Иртыша.
Московское государство успешно отражало набеги Ногайской Орды при помощи «касимовского ханства» (1445−1681), которое с сыном казанского хана царевичем Касимом присоединились к Москве. Ногайская Орда распалась на две Орды — Большую (большие ногаи) и Малую (малые ногаи). В начале 17 в. Большая Ногайская Орда, под натиском калмыков и внутренних усобиц, была вынуждена обратиться за помощью к Москве, большие ногаи стали подданными русского царя. Малые ногаи в русское подданство перешли в 1770 г.
В основу изучения истории казахского народа легла книга «Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей», написанная в 1832 г. Левшиным, который, однако, не раскрывает вопроса о происхождении термина «казах». Изучением вопроса о происхождении наименования казахов занимались многие историки, однако они до сих пор не пришли к единому мнению, их взгляды не только разноречивы, но и опровергаются одни другими.
Не участвуя в споре академиков от истории можно только указать одну из версий, что казахи — это «люди, отколовшиеся от своего племени», и где проводят аналогию со словом «казак». Ученые, изучающие древнюю историю Казахстана, предполагают существование культа волка у древних племен Южного Казахстана и Семиречья, основывая свои предположения на найденных наскальных изображениях волков и человека с волчьей маской.
Однако это вызывает сомнения, так как ряд сюжетов и стилистических признаков найденных рисунков оказался близок к петроглифам Сибири и Монголии и может принадлежать хуннам или более ранним жителям Казахстана. Сами казахи более склонны считать свою историю со времен нашествия монголов в начале XIII в. и создания на территории великой степи монгольских улусов. О временах становления казахского народа писал в своих произведениях историк Ильяс Есенберлин.
В основу этого утверждения берется сообщение моголистанского историка Мухаммед Хайдара о том, что в 1456—1457 гг., «когда Абульхаир-хан владычествовал в Дашт-и-Кипчаке, султанам джучидским приходилось от него очень плохо, и двое из них, Джаныбек-хан и Гирей-хан, бежали в Моголистан. Иса-Буга хан принял беглецов хорошо и отвел им… землю. Там они зажили спокойно».
И. Есенберлин связывает образование казахского народа с бегством из Узбекского ханства в пределы Моголистана султанов Джанибека и Керея, где казахский народ окреп и набрал силу. Вернувшись после смерти Абулхаира в Узбекский улус, Джанибек и Керей утвердились на огромной территории Узбекского улуса, завершив, таким образом, образование казахского ханства.
Сергей Дмитриев, совершенно с Вами согласен, но комфортное окружение в любом возрасте полезно и надо отрабатывать приёмы его создания....