• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Подкаст
Дебютант

Что такое «золотой треугольник»?

Ловушки для покупателей

У продавцов существуют уловки, с помощью которых они опустошают наши кошельки по максимуму, навязывая нам вместе с нужным товаром массу ненужного. Эта практика имеет место быть в крупных магазинах. Именно сюда часто приезжают сельские жители. Денег у них, может, и меньше, но эмоций от обилия товаров больше.

Хитростей у продавцов много, и угнаться за ними вряд ли возможно Фото: Zoom Team Shutterstock.com

Есть такая профессия мерчендайзер. Это человек, который продвигает товар и расставляет его на полках так, чтобы мы «захотели» купить как можно больше. Такие специалисты очень хорошо знакомы с психологией покупателей. И они знают, что их можно разделить на три категории.

  1. Первые перед походом в магазин составляют точный список необходимого и строго его придерживаются.
  2. Вторые, составив список покупок, покупают что-нибудь еще на ходу.
  3. И последние — это импульсивные покупатели.

Большие супермаркеты специально организованы так, чтобы человек обошел как можно большую торговую площадь. Для этого востребованные товары (молоко, хлеб, полуфабрикаты и т. д.) ставятся подальше.

Кроме того, специалисты знают, что магазин должен быть устроен по правилу «золотого треугольника». Это тоже относится к психологии человека и означает, что он начинает движение, в том числе и движение глаз, по часовой стрелке. Поэтому и вход в зал делают зачастую слева. Это является первой вершиной треугольника. Затем идет особо востребованный товар, который расположен как можно дальше. И третья вершина — это уже касса. А пока покупатель пройдется — может, и купит то, что даже и не планировал.

Что такое «золотой треугольник»? Ловушки для покупателей
Фото: Depositphotos

Следующая уловка заключается в том, что большинство людей смотрят на полки, находящиеся справа. И «золотой» становится полка, которая является первой в поле зрения покупателя — та, что находится на уровне глаз. Известно, что лучшее место на этой полке, куда большинство и смотрит, — это верхний левый угол.

Но это не значит, что сюда выкладывается залежалый товар. Это место отдается популярной продукции. Так как прибыль магазины имеют с оборотов, им выгодно, чтобы и доход от таких «точек» был максимально большой. Поэтому дешевые макароны, если и есть в супермаркетах, будут лежать где-нибудь на задворках, а на виду вы найдете дорогие, в стоимость которых включены затраты на рекламу.

Что такое «золотой треугольник»? Ловушки для покупателей
Фото: Depositphotos

Таких же принципов придерживаются в магазинах одежды и бытовой техники. Правда, в магазинах бытовой техники реже приходится рассчитывать на импульсивные покупки, и в основном — непрофильного товара. Можно, например, заметить рядом с газовыми плитами моющее средство, около микроволновки — посуду и т. п. Такой прием, когда рядом стоят сопутствующие друг другу товары, называется «паровоз».

Следующая уловка называется «эффект кариеса». Это когда на полках держат мало одного вида товара, и покупатель думает, что он хорошо раскупается — значит, самый качественный. Еще рядом с товаром подороже ставят товар дешевле в два раза. Тут уж, как говорится, выбор определен заранее.

Также всем продавцам известно, что рядом с кассой совершается большинство импульсивных покупок. Это, как правило, мелочь. Купишь и не заметишь. То жевательную резинку, то шоколадку, если не себе, то ребенку. Особенно если перед кассой очередь.

Кстати, для детей существуют «специальные» полки. Они расположены так, чтобы в зону видимости детей попадали различные вкусности, игрушки. Возьмет в руки, и родитель уже не сможет отказать ему.

Что такое «золотой треугольник»? Ловушки для покупателей
Фото: Depositphotos

Для увеличения продаж используют и «музыкальный» метод. В час пик включается энергичная музыка, под нее люди двигаются быстрее. Но музыка выбирается без слов или на иностранном языке, чтобы покупатель на ней не заострял внимание.

Но и это еще не все. Для мерчендайзера выгоднее, когда покупатель ходит по магазину с тележкой, а не с корзиной. Так как тяжесть в руках отвлекает от покупок, корзина быстрее наполняется, а в тележку положишь несколько покупок, места еще много — и хочется еще что-нибудь купить.

Также специально на дорогих продуктах указывается десятая часть стоимости товара, а внизу мелкими буквами дописано: «за 100 граммов». Это чтобы реальная цена не отпугивала покупателя.

Что такое «золотой треугольник»? Ловушки для покупателей
Фото: Depositphotos

Цветом ценников на покупателя тоже ухитряются воздействовать. Желтый цвет, как известно, означает скидку. Привыкнув к этому, в другой раз покупатель может купить товар с желтым ценником, но уже без скидки. А еще иногда дарят подарки, но их стоимость уже включена в цену продаваемого товара.

В общем, хитростей у продавцов много, и угнаться за ними вряд ли возможно. Поэтому самый универсальный и простой способ экономии денег — это составить список необходимого перед походом в магазин, и не брать с собой в кошельке большие суммы.

Статья опубликована в выпуске 16.07.2009
Обновлено 23.12.2025

Комментарии (22):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Полезная инфа!

    Оценка статьи: 5

  • Еще одно "свойство" тележки - громоздкость. Если зашел с тележкой в проход, развернуться и пройти назад невозможно, надо дойти до конца.
    Лично я покупаю только в тех магазинах, где можно найти корзинку. Если корзинки нет - по нахалке срываю пачку пакетов (они в Америке пока что бесплатные). На реплику кассира - "ОНИ (администрация) этого не любят" - отвечаю просто: "а я не люблю этих мамонтов" (это я о тележках).
    Кстати, еще один "секрет" крупных супермаркетов: дискаунтные карточки. Постоянным покупателям предлагают такие карточки: зарегистрируйся (не только имя, но и адрес) и получи карточку, по которой некоторые товары продаются со скидкой. В результате магазин составляет "профиль" покупателя, который используется в таргетированной рекламе и даже продается другим рекламным агентствам.

    И еще один пример из собственного опыта.
    Как и большинство покупателей, я постоянно покупал все в одних и тех же привычных магазинах. А однажды в день праздника один из таких "привычных" оказался закрыт. Почесал в затылке, вспомнил где еще продается тот же товар... и оказалось, что в другом месте (в WalMart'е) дешевле. Теперь в других магазинах покупаю только то, чего в WalMart'е нет.
    Мораль сей басни проста: даже если покупаете все в одном месте - СМОТРИТЕ ПО СТОРОНАМ!

  • В таких "уловках" не всегда запрятан злой умысел меркантильных людей. Многие детали делаются просто для удобства. Хорошие управляющие иногда заботятся о лёгкости покупателей в магазине и стараются работать на постоянных клиентов. Как говорят, "иногда банан - это просто банан".

  • Бобен Рандомный Читатель 20 апреля 2014 в 07:33 отредактирован 26 мая 2018 в 22:08 Сообщить модератору

    Поели.
    Пишем списочек для закупки.
    Ставим бюджет.
    Идем в магазин с калькулятором(телефон, смартфон итд) и списочком.

    Фиг обманешь.

    • Бобен Рандомный, обманешь, да еще как!
      У нас в Америке цена на ценниках указывается без налога. На одни товары налог есть, на другие - нет, это выясняется уже на кассе. Иногда бывают разные ставки налога на разные категории товаров. Замучаешься считать...
      А бывают и местные налоги: один и тот же товар "за речкой" может быть дешевле или дороже в зависимости от ставки местного налога.

  • Надо не забывать еще про один прием, который часто используется в больших супермаркетах. Речь идет о перекладывании товара с одного места на другое. Покупатель, регулярно посещающий магазин, обычно уже не ходит предписанными кругами, а сразу же направляется к нужным полкам и прилавкам. вот тут и срабатывает эта хитрость, ты подошел за сахарным песком, а там моющие средства лежат. Приходится обходить опять весь магазин. только привыкнешь, а тут уже новая перестановка.
    Оценка статьи 4

    • Владимир Жестков, а я поступаю просто: если в каком-то магазине практикуют такое, я меняю магазин. Покупаю там, где администрация думает о моем удобстве. А если администрация считает себя "самой хитрой" - будет терять постоянных покупателей...

  • Да верно, иногда хлеба обыщешься в большом магазине, запихнут куда-нибудь в дальний конец.
    А я где-то читала, что ещё запахи вкусные распыляют в торговых залах для пробуждения чувства голода.
    На полках обычно впереди выставляют товар с оканчивающимся сроком годности, а поновее - задвигают поглубже. Я эту уловку давно знаю и достаю кефир-сметану-творожок из глубины полки. Просрочку пусть сами едят.

    Оценка статьи: 5

  • Мария Мельникова Мария Мельникова Читатель 22 июля 2009 в 22:29 отредактирован 22 июля 2009 в 22:32 Сообщить модератору

    Спасибо, прочитала с удовольствием. Люблю узнавать о разных профессиональных "хитростях".
    Так же читала о том, что в супермаркетах ставят запись "особой" музыки, которая должна сподвигнуть покупателя на совершение дополнительных приобретений. Или просто, сподвигнуть

  • Галина Ещенко,
    а и означает, что он начинает движение, в том числе и движение глаз, по часовой стрелке. Поэтому и вход в зал делают зачастую слева.

    Читается неплохо, но такие досадные ошибки, чувствуется, что материал автору чужой.
    Даже покупатель, чуть внимательный, заметит по ближайшим магазинам, что вход, обычно, конечно, справа..

    Оценка статьи: 5

  • Жульё! А всё равно в случае со мной и Ми-ко эти уловки не прокатят. Лишних денег у нас нет, и мы свои копеечки десять раз пересчитаем, прежде чем расстанемся с ними.

  • Еще уловки которые замечал:
    1) Куча однородного товара, с похожими названиями. Ценники отдельной группой, так что сопоставить товар с ценником часто невозможно. Естественно, на виду самые заманчивые ценники, и самый дорогой товар.
    2) разновидность первого, но уже больше смахивает на жульничество. Товары на полке лежат как-бы отдельными кучками, и ценник прикреплен напротив кучки. Но слишком систематически чтобы быть случайностью, кучки либо смещаются относительно ценников, либо дорогой товар закрывает кучку с дешевым (якобы не хватило места и перевалился туда ). Выбрав товар по ценнику, покупатель на кассе обнаруживает что взял другой товар. Идут обратно менять не часто.
    3) Маршрут покупателя к товару, за которым он пришел в магазин, удлиняется не только тем что, востребованный товар находится далеко. Если он постоянный покупатель - быстро заучит и будет идти напрямую к цели не глядя по сторонам. Поэтому местонахождение товаров стараются регулярно менять, чтобы нужный товар приходилось искать.

    Оценка статьи: 5

  • Галина Ещенко, полезная статья.
    Про трюк с тележками вместо корзин не знал раньше.
    То что сладости располагаются на уровне детских глаз и возле кассы, наверное все замечали. Раздражает сильно. Практически всегда приходится стоять там. Видимо это тоже продумано. Если в часы пик работают все кассы, то в другое время кассир уходит на подтоварку или еще по каким делам, но очередь почти всегда есть. И если стоишь с детьми, ничего не добавить в корзину возле кассы очень трудно. Дети часто поднимают шум и многие родители чтобы не скандалить среди толпы уступают им. На их лицах в это время видны досада и раздражение. Поэтому, я не склонен мириться с мнением что на то они и маркетологи чтобы заставлять нас покупать больше. Считаю что с этим нужно бороться.
    Бывает, когда, мерчендайзеры, явно перестарались, просто ухожу из магазина без покупки. Например, хлебный отдел запрятали так далеко, что сразу и не найдешь.

    Оценка статьи: 5

  • Это еще что! Сейчас популярны "говорящие" продукты. Скажем, пробка на водке, призывающая выпить, или припясывающая при "виде" покупателя пачка маргарина, напевающая "Купи меня!". Я уж не говорю об игрушках. Небольшой чип, зато сколько новизны!

    Оценка статьи: 5

    • Влад Владимиров Влад Владимиров Профессионал 21 июля 2009 в 07:26 отредактирован 21 июля 2009 в 07:26 Сообщить модератору

      Сергей Денисевич, Да уж, детей в такие магазины лучше не водить! Я так и стараюсь делать.
      По детям как раз хорошо заметны результаты трудов продавцов. Они (дети) там просто теряют душевное равновесие.

      Оценка статьи: 5

  • Сергей Семёнов Читатель 17 июля 2009 в 11:44 отредактирован 23 мая 2018 в 06:05 Сообщить модератору

    Согласен с автором в некоторых деталях. На самом деле не всё так проблематично, данная схема "Золотого треугольника", скорее всего исключение, чем правило торговли, встречается крайне редко. К примеру, вот список крупных продовольственных магазинов, где вход располагается с права, а не с лева, и люди идут не по часовой стрелки, а против часовой:
    Сеть супермаркетов: Копейка, Пятёрочка, 7 континент, Паттерсон, Квартал, МЖК… Гипермаркеты: Ашан, Карусель, Виктория… С левосторонним входом мне встретился только один "универсам" площадью 50 метров… Система продажи товаров с помощью мерчендайзера в перечисленных мной магазинах видна только в одном. В ряде магазинов хлеб и другие востребованные товары вообще находиться недалеко от входа. Вот с жёлтыми и красными ценниками практикуются практически все. А у 3 магазинов из моего списка, явно плохо с арифметикой, товары в чеке становятся дороже чем на ценнике, я неоднократно ругался с руководством этих вороватых магазинов и писал в проверяющие инстанции, но ситуация не изменилась. Так что у нас лучше своруют, чем будут продавать по мудрёной схеме.

  • Галина Ещенко,а у нас вход слева и все так как автор описал в статье. особенно в магазинах "метро" пишет цена дешевая но всегда нужна всматриваться что за одну вещь а не две или несколько как в упаковке или за 100 грамм. уловок много я давно их разучила для себя. мы покупатели тоже не пасем траву. они хитрые а мы умные.

  • Насчет движения по часовой стрелке. Тут как раз всё наоборот - вход делают СПРАВА и двигаемся мы против часовой стрелки. По крайней мере, в Липецке все супермаркеты так построены - Metro, Real, Spar ,все Перекрестки, ну и мелкие тоже...

  • Забавная статья. С точки зрения обывателя.

    Мерчендайзинг - часть маркетинга и такая же наука, как и все остальные. А вы словно Америку открываете - оказывается, меркетологи ЗНАЮТ психологию клиента!

    Маркетинг для того и существует, чтобы заставить покупателя совершить покупку. Реклама, мерчендайзинг и должны быть грамотными, профессиональными. Беда, коль сапоги начнет тачать пирожник...

  • Спасибо за информацию, Галина. Весьма полезна, только с акцентами не совсем согласен.

    Поправка: в названии очепятка. Потом для читабельности хорошо бы поделить текст на абзацы, как того требуют правила.

    Оценка статьи: 5