• Мнения
  • |
  • Обсуждения

Сергей Литовкин

14 ноября 2009 в 18:36 отредактирован 23 мая 2018 в 11:03 Сообщить модератору

Документ представляет собой лист белой плотной бархатистой бумаги (формат близкий к А-4) с остатками сургучной печати в нижнем правом углу, покрытыми рельефным бумажным оттиском ее с изображением двуглавого орла. Начинается он весьма значительно:
БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ МЫ ИОАНН ТРЕТИЙ, ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ и прочия, и прочия, и прочия.
Известно и ведомо да будет каждому….

Короче, документ выдан 19 января 1741 года от имени императора ИОАННА ТРЕТЬЕГО и является "патентом на чин полкового аудитора" на имя Ивана ГЕНДАУРОВА (Ендаурова, Эндаурова). Вспомним, что еще в петровские времена все испанское числилось «гишпанским». Документ подписан лично фельдмаршалом МИНИХОМ и семью членами Военной коллегии. Как известно, на момент составления данного документа, императору было около полугода от роду, а регент Бирон был еще осенью 1740 года смещен Минихом и отправлен в ссылку. В конце же 1741 года произошел захват власти Елизаветой Петровной, а Иоанн и его мать Анна Леопольдовна были арестованы. Иоанн всю молодость провел в заключении и был убит охраной в двадцатитрехлетнем возрасте при попытке его освобождения.
Известно так же, что в правление Елизаветы Петровны самое имя Иоанна Антоновича (ИОАННА ТРЕТЬЕГО) подвергалось гонению: печати переделывались, монеты переливались, а бумаги с его именем уничтожались. Этот документ просто чудом уцелел.
К потомкам владельца патента с высокой степенью вероятности можно отнести известную художницу конца 19 - начала 20 века - Елизавету Меркурьевну Бём - в девичестве - Эндаурову (1843 — 1914). "Если хотите знать мою родословную, - сообщала сама художница, - то знайте, что во мне течет татарская кровь; т.к. мои предки были татары по фамилии Индогур, - что значит "индейский петух"; а грамотой, дарованной Ионанном III, эта фамилия и переименована была в мою девичью фамилию Эндауровы" Именно об этом патенте, как представляется, и сообщает художница. Сама она его не видела, но опиралась в своих записках на семейную легенду.
Работы Елизаветы Меркурьевны в начале 20 века можно было встретить почти в каждой, более или менее, зажиточной российской семье. Это альбомы, книги, Азбука и, прежде всего, разумеется, - открытки. Их и сейчас находят в прабабушкиных шкатулках, в сундуках, на чердаках и закладками в старинных книгах….
Сергей ЛИТОВКИН www.litovkin.ru
P.S. Статья же Владимира о художнице просто отличная.