В 1960-х годах в Европе становятся популярными автомобили с кузовами хэтчбек и лифтбэк. В 1965 году народу была представлена новинка — Renault 16, а в 1966 году она получила титул «Европейский автомобиль года». И в это же время советские мастера Ижевского автомобильного завода приступили к работе над «ответом» заграничным коллегам.
Автомобиль получился чем-то средним между седаном «Москвич-408/412» и универсалом «Москвич-426/427». В то же время он был максимально унифицирован с базовой моделью: салон такой же, как на ижевском «Москвиче-412». Приборную панель и тонкий пластиковый руль с сигнальной кнопкой в центре «ИЖ-2125» получил от «Москвича-408». Кроме этого, у всех «Москвичей» от 402 до 2140SL горловина топливного бака пряталась за задним номерным знаком. На «ИЖ-2125» — в этом же месте.
Но есть у автомобиля и особенности: прямоугольные фары, которые на ижевские автомобили почти не ставили, оригинальная решётка радиатора. Поворотники и подфарники были объединены в один блок на переднем крыле (что для советских автомобилей было нетипично). Задние фонари были по тем временам настолько огромными, что повторяли форму фар головного освещения. А вот изюминкой данной модели считается покатая задняя часть кузова, из-за чего получился седан и универсал в одном флаконе.
Следует обратить внимание и на багажный проём. Он был настолько вместительным, что даже превышал багажный проём универсалов «Москвич». На уровне заднего сиденья располагалась полка для 10, а то и 15 кг багажа. Кроме этого, запасное колесо не валялось в багажнике среди другой поклажи, а лежало в специальном отсеке под полом.
Слово «комби» на немецком языке дословно означало «любой автомобиль с дверью в задней стенке кузова». Но полноценным хэтчбеком этот автомобиль не был, поскольку данное слово подразумевает укороченный относительно седана и универсала задний свес, а у «ИЖ-2125» он практически такой же, как и на «Москвичах».
Автомобильный конструктор Юрий Долматовский в книге «Беседы об автомобиле» писал:
Кузов типа «комби» подобен универсалу, но отличается от него «более наклонной задней стенкой».
Ижевские мастера использовали иностранное слово, чтобы подчеркнуть некую «комбинированность» качеств автомобиля, в котором сочетались плюсы и универсала, и седана. В итоге решили «комбинированность» оставить в названии, о чём свидетельствуют шильдики на поздних автомобилях (на первых ставили шильдики с надписью «ИЖ 1500»).
Серийное производство началось в 1973 году, и автомобиль тут же завоевал любовь советских автолюбителей. Но после рестайлинга «Комби» стал не таким уж и «красивым», однако его продолжали собирать вплоть до 1990-х годов.
Даже сегодня среди новых отечественных и заграничных машин где-то (хотя бы в небольшой деревеньке) встретишь легенды советского автопрома, среди которых «ИЖ-2125». Кто-то просто хранит его, а кому-то «Комби» до сих пор служит верой и правдой. Ведь советские автомобили — часть истории России.





Не знаю, как на вершинах новозеландских хребтов, а у меня на даче, в Новгородской области, бетонные плиты пешеходной дорожки, залитые...