• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Дебютант

Винченцо Беллини. Как же звучит сердце и душа Катании?

Италия — страна мелодий. Сколько удивительных композиторов и музыкантов родилось именно в этом лучезарном уголке мира! И порой кажется, что итальянский язык создан именно для того, чтобы на нем были написаны изящные либретто, воплощенные в бессмертные оперные произведения.

На «Острове солнца», так, если вы помните, называл Сицилию Гомер в «Одиссее», родился гений и «творец итальянской мелодии» — маэстро Винченцо Беллини.

Беллини пришел в мир в 1801 году в неповторимом городе, где кафедральный собор в честь святой Агаты поражает своим великолепием, а символ города — слон-фонтан, созданный из вулканической лавы, украшает главную площадь, привлекая туристов со всего мира. Именно солнечная Катания стала Родиной выдающегося композитора. И, бесспорно, легкость и самобытность родного города оказали на композитора большое влияние, ведь интонации музыки Беллини наполнены сокровенным лиризмом, но, в тоже время, так понятны и близки любому слушателю.

В содружестве с поэтом Ф. Ромни, ставшим его постоянным, так называемым «либреттистом», композитор добивался естественности воплощения речевых интонаций. Многие оперные исполнители отмечают, что Беллини великолепно знал специфику человеческого голоса, а его вокальные партии естественны и удобны для пения. Своей главной задачей композитор ставил передачу с помощью музыки живых человеческих эмоций и чувств, а не пустых музыкальных эффектов, пусть и виртуозно написанных.

Композитором было создано одиннадцать музыкально-сценических произведений. По количеству опер Беллини уступает Россини и Доницетти, но это не делает его менее значимым в мире оперы. Ведь он обладал уникальным методом работы, который и описал в одном из своих писем: «…вчитывание в либретто, проникновение в психологию персонажей, актерское перевоплощение в характер, поиск речевого, а затем и музыкального выражения чувств» — вот какой путь выбрал для себя композитор. За десятилетний творческий путь им были написаны такие оперы, как «Адельсон и Сальвини» (1825), «Бьянка и Джернандо» (1826), «Пират» (1827), «Чужестранка» (1829), «Заира» (1829),"Эрнани"(1830), «Капулетти и Монтекки» (1830), «Сомнамбула» (1831), «Беатриче ди Тенда» (1833), «Пуритане» (1835).

Но из всех музыкальных произведений, созданных Винченцо Беллини, есть одна опера, которая на протяжении вот уже более 180 лет (первое исполнение — Милан, театр «Ла Скала») ставится и проходит на разных оперных сценах по всему миру с непревзойденным успехом — опера «Норма», которая считается истинным шедевром музыки. Один музыкальный критик XIX века написал: «Из всех творений Беллини, — именно в этой опере соединились глубокая реалистичность, мелодическое богатство и наиболее сокровенные чувства». По иронии судьбы этим критиком был не кто иной, как Рихард Вагнер. Сам автор бессмертного произведения говорил, что, случись кораблекрушение, единственная из его опер, которую надо было бы спасти, это «Норма».

Действие оперы происходит в Галлии около 50 лет до н.э. и повествует о противостоянии римлян и друидов. Но опера не столько захватывает зрителей сюжетом, сколько возможностью насладиться изумительной красотой арий и искусством великих сопрано. Ведь в наше время эта опера ставится специально для таких выдающихся исполнительниц, как Роза Раиса, Роза Понселле и Зинка Миланова. Но ни один из музыкальных сборников непревзойденной Марии Калласс, которые издаются и по сей день, не обходится без арии Нормы. И, как говорила сама оперная дива: «Норма — ее истинный триумф».

Путь Беллини подобен стремительному полету кометы, ведь за свою столь короткую жизнь (композитор прожил всего З4 года) «творец итальянской мелодии» смог поднять итальянскую лирико-драматическую оперу на новый уровень и поистине являет собой особую страницу во всей мировой опере. Композитор умер в Париже и погребен на кладбище Пер-Лашез. Удивительно, что спустя четырнадцать лет рядом с Беллини похоронили Шопена — это была последняя воля польского композитора, который являлся большим поклонником его творчества.

Но прах Беллини перевезли из Парижа в Катанию спустя более сорока лет, так как композитор является не просто сыном Сицилийского города и его гордостью, а самое главное — музыкальной душой. С образом и музыкой Винченцо Беллини здесь связан почти каждый дом: вот вы проходите около собора, где был крещен автор «Нормы» и «Сомнамбулы», затем попадаете в дом, где родился маэстро, а вот и оперный театр, который носит имя Беллини и ничуть не уступает по красоте более знаменитым театрам Италии.

Почитателями композиторского дара Беллини были такие гении, как Чайковский, Глинка, Лист, Шопен и Вагнер. Но, наверное, самое главное, что каждый житель Катании ощущает гордость за то, что именно на этой выжженной от солнца земле родился удивительный композитор, автор, чьи музыкальные произведения не сходят со сцен знаменитых театров мира.

Маэстро Винченцо Беллини — сердце и душа Катании маленького городка на острове Сицилии…

Статья опубликована в выпуске 20.03.2011
Обновлено 10.05.2021

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: