Честно говоря, о Борисе Михайловиче я до сих пор почти ничего не знал, кроме его известного зимнего портрета Шаляпина и всем известных купчих.
К счастью, почти любая выставка встречает нас основной информацией об авторе. Да и каждый раздел сопровождается небольшой справкой-описанием. И совершенно правильно, поскольку время, место, личность и прочий контекст принципиально важны для понимания творчества любого автора. Соотношение этих факторов может меняться, но их важность сомнению не подлежит.
Начинается все подборкой семейных портретов.
Что сказать? Это не купчихи, конечно…
С особой нежностью изображены жена и дети.
И характеры чувствуются… характеры, впрочем, даже у тех самых купчих видны. И настроение.
Вторая часть экспозиции, кстати, тоже в основном о портретах. Один зал отдан объединению «Мир искусства», в котором состоял Борис Михайлович.
Групповой портретсообщества и этюды с портретами отдельных участников.
Здесь же представлена и графика.
Большой раздел посвящён театральной деятельности мастера: афиши, эскизы декораций и костюмов. Даже не костюмы — образы персонажей с ярко выписанными характерами, отраженными не только чертами лиц и мимикой, но и замечательной, как мне кажется, пластикой.
Здесь можно увидеть небольшую, но очень классную видеопрезентацию о спектакле «Блоха» 1925 года, который Кустодиев оформлял, будучи прикованным к инвалидному креслу, за два года до своей кончины.
Удивительно, но самые жизнерадостные и яркие творения Борис Михайлович создал уже серьёзно больным. Несколько тяжёлых операций на позвоночнике, паралич ног… А вслед за этим наступает революция и разруха, голод, перипетии и жизненные трудности.
Но почему-то самые известные свои вещи — тех самых купчих, ставших визитной карточкой мастера, он писал в это тяжёлое время.
Кстати, вы замечали, как похожи знаменитая купчиха и её кот?
А что на заднем плане изображено еще одно чаепитие?
Кстати, выставка идёт с возрастным рейтингом «16+», о чем отдельно напоминает табличка возле одного из разделов. Ну да, здесь перед нами предстают те самые знаменитые «Русские Венеры»!
На самой известной из них, кстати, изображена дочьхудожника. Та самая, которую он рисовал и ребенком, и подростком, и взрослой женщиной.
И снова Ирина Кустодиева, в образе служанки.
И самый красочный и яркий раздел, посвящённый вымышленному городу Кустодиевску, где весёлые жители, яркое солнце, где всегда праздник.
Это ещё одна сторона творчества мастера. И тут удивительное обилие деталей, каждая группа персонажей и каждый в отдельности занимается чем-то своим, явно и в деталях прописанным.
Если «Венеры» наводят на ассоциации с Рубенсом, то виды Кустодиевска — с Брейгелем…
И здесь же можно увидеть не менее замечательную серию акварелей «Русские типы», написанную в 1920−22 и изданную в 1923 году в виде альбома в соавторстве с Е. Замятиным.
Что мы не увидим (или же я пропустил этот раздел на выставке?)?
Книжной иллюстрации Мастера. В частности, иллюстраций к трем оформленным им книгам о Владимире Ильиче Ленине… Рискну предположить, что дело здесь не в Кустодиеве. Может, просто вождь пролетариата не вписывается в рамки мировоззрения кого-то из тех, кто определял подборку работ для выставки?
Не увидим потрясающего «Большевика», величественного и жутковатого одновременно. Наглядно свидетельствующего, что Кустодиев нисколько не застрял в прошлом, а напротив, остро ощущал дух времени. И прекрасно сочетал в своем творчестве разнонаправленную тематику, одновременно создавая и сюжеты «из прошлой жизни», и остросовременные картины.
Понятно, что нельзя в рамках одной выставки объять необъятное. Но все же странная избирательность…
Выставка проходит до 28 сентября 2025 г. в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Стоит ли увидеть работы мастера не в репродукциях, а «живьем»?Однозначно — да!
Сергей Дмитриев, а товарищ Скепсис ведь не малополезный рудимент, а сын ошибок трудных. Так что будем к нему прислушиваться