• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Карина Бахтадзе Грандмастер

Опошня. За что её именовали «столицей украинского гончарства»?

Гончарное ремесло чаще всего было потомственным занятием. Его секреты передавались от деда к отцу, от отца к сыну. К изготовлению изделий привлекались все члены семьи. Мужчины выполняли самые сложные и ответственные операции — работали за кругом, обжигали изделия. Женщины и дети замешивали глину, расписывали посуду, лепили игрушки.

Обжигали посуду в специальных печах — горнах. Обычно это была вырытая в земле большая яма, обложенная внутри кирпичом. Готовые изделия грузили в арбы, перекладывая их для сохранности соломой, и везли на ярмарку. Как тут не вспомнить «Сорочинскую ярмарку» Гоголя: «Горы горшков, закутанных в сено, медленно двигались, кажется, скучая своим заключением и темнотою; местами только какая-нибудь миска или макитра хвастливо высказывалась… и привлекала умиленные взгляды поклонников роскоши. Многие прохожие поглядывали с завистью на высокого гончара, владельца сих драгоценностей».

Чего только не было в горшечных рядах, где торговали гончарным товаром! Всевозможные горшки — двухведерные для «узвара» (компота), 4−6 литровые «борщевики», 2−3-литровые «кашники», крутобокие макитры для теста и солений, глечики для молока, банки — «слоики» — для варенья, «тыквы» для воды, «барыльця» для вина, горы расписанных затейливыми узорами «червонных» и белых мисок, целые бочки, наполненные звонкоголосыми «свистунами».

Особым спросом пользовалась расписная посуда из Опошни — небольшого городка на Полтавщине. За нее платили вдвое, а то и втрое дороже, чем за любую другую. Изделия опошнянских мастеров можно было встретить в самых отдаленных южных губерниях России, куда их доставляли в обмен на соль и рыбу и где Опошню именовали «столицей украинского гончарства».

В конце XIX в. глиняная посуда начала вытесняться металлической, стеклянной, фарфоро-фаянсовой посудой — фабричной. Но производство ее сохранялось в Опошне и городе Косово в Ивано-Франковской области. И вплоть до развала Союза изделия опошнянских мастеров экспортировались в 20 стран мира и являлись достоянием крупнейших музеев страны.

Время внесло немалые изменения в древнее ремесло. Начали использоваться современные механизмы, иными стали конструкции обжиговых печей, усовершенствован гончарный круг. Но наиболее важные процессы — формовка, лепка и роспись изделий — и сегодня выполняются вручную. Мастера не делают предварительных набросков, а прямо в материале осуществляют свои замыслы.

И среди множества похожих изделий невозможно найти два одинаковых.
Опошнянские гончары — непревзойденные мастера своего дела. Легко и непринужденно вытачивают они на станке и крохотную, высотой не более 4−5 см, посуду — «монетку», и огромные емкостью в 25−30 л, макитры, цветочные горшки и вазы самой сложной формы. Такая свобода владения материалом — результат многолетнего упорного труда. Но дается она не каждому — гончарное дело требует развитого пространственного воображения и тонкого чувства пропорций. Не случайно одних в Опошне величают мастерами, других кличут «горшколепами».

Опошнянские фигурные сосуды в основных своих частях (тулово, ноги, горлышко) также выполняются на гончарном круге. После подушки детали соединяются в определенном порядке. Только тогда мастер приступает к лепке. Быстрыми и точными движениями прорабатывает, насыщает рельефным узором отдельные детали, особенно тулово и голову, проявляя при этом немалую выдумку. В прошлом в фигурных сосудах подавали к столу вина и другие напитки. Со временем они превратились в декоративные предметы, используемые для украшения интерьера. Но по традиции сохраняют все признаки сосуда — полый корпус, носик для слива и ручку в виде хвоста.

Скульптурным сосудам придают в Опошне форму быка, козла, коня, птицы. Но излюбленные образы — баран и лев. Варианты их пластических решений поистине бесчисленны. Делают в Опошне и игрушки: коня, всадника, петуха, баранчика, козла, оленя. Каждая фигурка имеет отверстие в хвосте и маленькую дырочку в боку. Дунешь — свистит! Реже лепят многофигурные композиции на темы народных сказок и преданий.

В Косово охотнее всего делают изделия традиционных форм: широкогорлые кувшины, глубокие столовые миски и плоские настенные «тарели», трехрожковые подсвечники — «трийцы», кольцеобразные сосуды «калачи». Эти вещи имеют конкретное назначение в быту, они знакомы каждому местному жителю.

Среди косовской и опошнянской керамики есть наборы посуды для молочных продуктов, салата, вареников. Тонко найденные соотношения объемов и частей сосудов, выразительный силуэт превращает эти изделия в подлинные произведения искусства.

Все украинские мастера используют для росписи цветные глины-ангобы. Но способы нанесения рисунка в каждом центре свои. В Опошне отформированные на круге и слегка подсушенные изделия обливают жидкой глиной — красной, коричневой или белой, которая создает равномерный фон. После второй подсушки их расписывают с помощью резиновой груши с соломиной на конце, через которую выливается краска.

Каков характер росписи? Обычно это растительный орнамент, компонуемый в виде букета или венка из переплетающихся цветов, гроздьев винограда, колосьев, стеблей, веток. Теплые коричнево-красные краски оживлены вкраплениями зеленого и синего цветов.

Расписывая миски, используют оригинальную технику росписи — «фляндровку». Окунув изделие в красную глину, его помещают на вращающийся круг и, не медля ни секунды, приступают к росписи. Нанесенные на поверхность линии, концентрические полосы, штрихи, точки «растягиваются» в разные стороны медным крючком. Краска тончайшими линиями входит одна в другую, создавая причудливые узоры. «Фляндровка» требует быстрого нанесения рисунка и не терпит каких-либо поправок.

Не менее своеобразны приемы косовской росписи. Затупленным шильцем белая обливка процарапывается до красного черепка. Отдельные элементы «выгравированных» узоров раскрашивают коричневым ангобом, зеленой и желтой глазурями. При обжиге они создают сочные живописные потеки. В орнаментах тут встречаются как растительные, так и геометрические мотивы.

Гирлянды фантастических цветов и листьев опоясывают верхнюю часть тулова кувшинов и ваз. Горлышко украшает орнаментальный поясок-фриз из чередующихся углов и арочек, покрытых легкой штриховкой.

Особый интерес представляют сюжетные росписи гуцульских мисок и «кафлей», в которых очень искусны были старые мастера. Труд, охота, народные гулянья — вот основные темы их творчества. Часто встречаются изображения музыкантов, всадников, гусаров. Опошнянская художественная керамика — это еще и сувенир, который будет напоминать вам о посещении Украины.

Статья опубликована в выпуске 9.11.2009
Обновлено 23.10.2020

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ох, вот еще заинтересовалась способом росписи.
    читать дальше →


    Как очевидно, стоило бы написать не "оригинальную", а "древнюю", во-первых. Во-вторых, здесь приведена география украинской керамики - и очевидно, что Косовым и Опошней все не ограничивается, так что по-прежнему непонятен выбор двух пунктов бытования промысла для статьи, в заголовок которой вынесено название лишь одной местности.
    В-третьих, собственно по технологии. То описание, что дано в статье, практически не дает представления о технике фляндровки. Более того, утверждается, что как основа используется лишь красная жидкая глина. В то же время и в представленном мною описании, и в иллюстрациях мы красного ангоба не видим вовсе.
    Видимо, получается нечто вроде того, что на картинке? Она, кстати, отсюда

  • Любопытно. Здесь город назван Опошня. В то же время встречается - городок Опишное.

    В статье, описывающей коллекцию ДПИ Донецкого областного художественного музея, читаем: "Керамика – один из наиболее распространенных видов народного искусства. Пестрым цветочным орнаментом славится керамика Опишни на Полтавщине". Там же: "косовская и опишнянская керамика, декоративная роспись, львовское гутное стекло, прикарпатская резьба по дереву, национальный костюм, а также работы современных профессиональных российских и украинских мастеров керамики, текстиля, стекла".

    Вообще же непонятно, почему в статье, посвященной опошнянской керамике, вдруг речь пошла о керамике косовской. Первая бытует на востоке Украины (Полтавщина), вторая - на западе (Ивано-Франк. обл). Вроде бы объяснение здесь - "Но производство ее сохранялось в Опошне и городе Косово в Ивано-Франковской области". Однако как же быть тогда с полесскими гончарами? Житомирские, черниговские земли гончарами были наполнены.

    "И вплоть до развала Союза изделия опошнянских мастеров экспортировались в 20 стран мира и являлись достоянием крупнейших музеев страны" ))) Одно дело - экспортироваться в страны мира, другое - являться достоянием музеев. А после развала Союза они перестали быть достоянием музеев?