• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Олег Банцекин Грандмастер

Текст - важнейшее из искусств?

Количество зрителей четвертого сезона «Игры Престолов» на канале HBO перевалило за 6,5 миллионов. Именно столько человек посмотрели премьерный показ третьего эпизода «Разрушительница оков». Пилотная серия экранизации «Песни льда и пламени» Джорджа Мартина собрала только 2 миллиона, то есть за три года аудитория выросла больше чем в три раза.

Mikko Lemola, Shutterstock.com

Рано или поздно телесериалы выбьют почву из-под ног киноиндустрии, которая слишком погрузилась в сиквелы и штампы. Ну, а что же книги? Почему этот пережиток доиндустриальной эпохи существует в эпоху постиндустриальную? Пусть не только в печатном, но и электронном виде, но все-таки бегать глазами по черно-белым строчкам текста, когда есть 3D-фильмы, компьютерные игры, отличные телесериалы, кажется таким глупым и старомодным. В самом деле — зачем?

Популярность текста скрыта в простоте его производства и дешевизне. Вот такой неромантичный ответ. Нет, написать даже чисто коммерческую развлекаловку про эльфов и гномов совсем непросто, но в сравнении с процессом теле- или киносъемок здесь потребуется только один писатель, парочка редакторов, да корректор. Стоимость книги сравнима со стоимостью билета в кино, но фильм длится 1,5−2 часа, а роман можно читать неделю или месяц. Сериал выходит по определенным дням и надо попасть домой к определенному времени (либо скачивать серии после выхода), а книга полностью независима от времени — читай когда хочешь.

Из той же дешевизны выводится и второе преимущество книжных текстов — объемы. В любом книжном магазине выстроились батальоны детективов, дивизии фантастики и полковые соединения фэнтези. В интернет-магазинах количество произведений еще больше. Столько сериалов и фильмов просто не наснимаешь! Не хватит ни средств, ни времени.

Еще один важный фактор — в книге возможно все. Как автор написал, так и происходит. Можно с этим не согласиться: современные компьютерные технологии и оборудованные павильоны позволяют реализовать любую задумку сценариста и режиссера. Посмотрев фантастические блокбастеры вроде «Трансформеров» или старого доброго «Парка Юрского периода», кажется, что это действительно так. К сожалению, только кажется.

Джордж Мартин, автор «Песни льда и пламени», давно работает не только писателем, но и сценаристом. И в своих экранизациях ему очень не везет с лошадьми. Сначала он делал сценарий по рассказу фантаста Роберта Желязны. Там была сцена, где кони скакали мимо Стоунхенджа под проливным дождем. Сразу же возникла проблема: когда лошади скакали в павильоне, бутафорский Стоунхендж просто разваливался. В результате пришлось от животных отказаться.

Вторая неприятность возникла уже при съемках «Игры престола». По сюжету книги лошади должны были перепрыгнуть огненную преграду. И на страницах произведения они отлично с этим справились! Вот только живые четвероногие актеры эпопею не читали и прыгать через огонь наотрез отказались.

Оскароносный фильм «Жизнь Пи» тоже сыграл плохую роль в жизни студии визуальных эффектов Rhythm&Hues. В этой картине на компьютере создано буквально все: природа, животные. Пожалуй, только люди остались реальными, да и то не в каждом кадре. Киноакадемия США по достоинству оценила усилия программистов и художников, но самой студии это не помогло — она обанкротилась. Слишком дороги оказались даже виртуальные эффекты, призванные удешевить кинопроизводство. Кстати, «Жизнь Пи» в своей первооснове — это роман Янна Мартела, а не оригинальный сценарий.

В результате в Голливуде, постепенно теряющем прибыль, наметилась нехорошая тенденция отдавать пост-продакшн и цифровую обработку фильмов в Азию или Индию, да еще подбирать подрядчика подешевле. С рядом кинокартин вроде «Схватки титанов» это уже привело к проблемам со звуковыми эффектами и общим качеством картинки.

Что же касается производства книг, то здесь роста издержек нет, скорее, наоборот. Плюс многие авторы сегодня начинают с бесплатной публикации первых книг, чтобы собрать аудиторию и быть замеченными издательствами. Так начинал, например, Глуховский со своим «Метро 2033».

Наконец, книга, став популярной, может стать основой для успешного фильма («Сумерки», «Гарри Поттер», «Голодные игры») и телесериала («Игра престолов», «Королек — птичка певчая»). Вот так текст сохраняет за собой лидерство среди других видов искусства даже в 21 веке.

Статья опубликована в выпуске 29.04.2014
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: