• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Курий Грандмастер

Как компания «Mattel» защищала «честь» куклы Барби?

Кто бы мог подумать, что навязчивая поп-песенка «Barbie Girl» датско-норвежской группы AQUA может стать причиной громкого судебного разбирательства с производителями самой знаменитой куклы в мире! Однако прежде чем коснуться собственно конфликта, начну с небольшой исторической справки…

Фото: pixabay.com

Жила-была в США женщина по имени Рут Хэндлер и была у неё дочь по имени Барбара. Однажды мать стала замечать, что маленькая Барбара не очень хочет играть с румянощёкими пупсами, коими выглядели детские куклы того времени. Вместо этого девочка со своими подругами предпочитает более дешёвых и «взрослых» по облику бумажных кукол. Бывшие советские дети, наверное, ещё помнят журналы, из которых можно было вырезать фигурку куколки, а также всякие платьица, которые можно было на куколку примеривать.

Наблюдение привело Рут к мысли, что неплохо бы начать выпускать похожих «объёмных» кукол в придачу с разнообразным гардеробом. А так как женщина вместе с мужем владела компанией «Mattel» по производству игрушек, то могла без труда претворить свою идею в жизнь.

Надо сказать, что идея не была супероригинальной. В Германии уже производилась подобная кукла Лилли, которую Рут и взяла за образец. В 1959 году публике были представлены две первые модели куклы Барби (названные, как нетрудно догадаться, в честь дочери) — блондинка и брюнетка, облачённые в чёрно-белые полосатые купальники.

Кукла Барби
Кукла Барби
Фото: wikipedia.org

Так как новая кукла быстро набирала популярность, производители Лилли подали на «плагиаторов» в суд. Чтобы избавить себя от дальнейшей головной боли, «Mattel» поступили просто и надёжно: в 1964 году выкупили все права на Лилли да и закрыли её производство.

Постепенно «мир Барби» разрастался. Кроме одежды (продающейся, кстати, отдельно от куклы), компания стала производить мебель и прочие предметы кукольного интерьера. Рядом с Барби появился её бойфренд — Кен (названный теперь в честь сына Рут), а потом целый сонм подружек, кузенов и сестричек.

Что же касается песни AQUA, то, по словам участников группы — Клауса Норреена, Сёрена Растеда и Лене Нюстрём, они написали её после посещения выставки китчевого искусства (от нем. Kitsch — халтура, безвкусица, «дешёвка»). Песня «Barbie Girl» и клип к ней вышли откровенно издевательскими — Кен и Барби выглядели там полными дебилами, помешанными на гламуре, вечеринках и сексе.

Сингл стал одним из главных танцевальных хитов 1997 года, а мотив так навяз в ушах, что песня не раз попадала в списки «худших» и «самых раздражающих». Отдельные критики даже усмотрели в мелодии «Barbie Girl» сходство с песней группы REAL McCOY «Another Night» 1993 года. Однако проблемы к AQUA подкрались с другой стороны…

Интересно, что на обложке сингла группа предусмотрительно написала, что песня не была спонсирована производителями кукол и представляет собой, ни много ни мало, «социальное заявление».

Надо сказать, что в этом компания «Mattel» была полностью согласна с группой: песню «Barbie Girl» она восприняла не как рекламу, а как оскорбление.

Как компания «Mattel» защищала «честь» куклы Барби?
Обложка диска Aqua, «Barbie Girl»

В истории компании и так постоянно присутствовала критика. Сначала за то, что кукла формирует у девочек неправильные представления о пропорциях человеческого тела и провоцирует анорексию. Затем — за пропаганду гендерных клише. Особенно досталось «говорящей» модели Барби, выпущенной в 1992 году, которая произносила фразы вроде «Я люблю шопинг», «Давай пойдём на вечеринку» и (о, плачь, Софья Ковалевская!) «Математика — это так сложно».

Ну, а теперь, значит, обиделась сама компания, да так, что в 2000 году подала в суд на MCA Records, выпустившую сингл AQUA. Мол, группа неправомочно использовала торговую марку и запятнала светлый образ Барби, изобразив её как дуру (см. строчку «I'm a blond bimbo girl», т. е «Я — глупая ветреная блондиночка») и как сексуальный объект (см. строчки «Поцелуй меня здесь, потрогай меня тут», «Ты можешь раздеть меня где угодно»).

Кадр из клипа группы Aqua «Barbie Girl»
Кадр из клипа группы Aqua «Barbie Girl»

В AQUA не растерялись и тут же подали встречный иск, обвинив «Mattel» в клевете и предвзятой трактовке песни.

Все эти дрязги смог прекратить лишь Верховный суд США, судья которого вынес в 2002 году решение: так как песня — это пародия, то и претензии по поводу авторских прав лишены смысла. Кроме того решение содержало довольно непривычную для юридических документов фразу: «Обеим сторонам предлагается остыть».

Впоследствии данное судебное разбирательство даже вошло в книгу Наоми Кляйн «Логотипу — нет!», которая посвящалась монополии в сфере авторских прав. Ведь доходит до того, что отдельные компании приватизируют даже слова и оттенки цвета!

Интересный факт: «Mattel» не успокоились и всё-таки оставили последнее слово за собой. В 2009 году в рекламном ролике для новой коллекции «гибких» танцующих Барби (куклы могли совершать до 12 разных движений) использовали всё ту же песню AQUA — разумеется, с изменённым текстом. Прежними остались только вступление:

— Привет, Барби!
— Привет, Кен!
— Не хочешь прокатиться?
— Конечно, Кен!
— Запрыгивай!

…и ударные строчки припева:

Я — кукла Барби в Барби-мире.
Пластиковая жизнь — это фантастика!

P. S.: Хочу уведомить, что эта статья не спонсирована компанией «Mattel» (а жаль!) и даже не является «социальным заявлением».

Статья опубликована в выпуске 14.04.2017
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: