Жизнь наших героев сопровождалась рядом удивительных совпадений. Оба родились в 1881 году: 3 июня — Михаил Федорович Ларионов, 4 июня — Наталия Сергеевна Гончарова. По этому поводу они часто шутили, будто появились на свет в один день. Его дед был городским головой Архангельска, а отец военным врачом Тираспольской крепости. Она — из знаменитого дворянского рода. Оба поступили в Московское художественное училище.
Любовь и искусство
В 18 лет между молодыми людьми вспыхнули романтические чувства.
«Он — блондин высокого роста, хорошо сложен, глаза его, как голубой огонь. Казалось, что этот человек имеет особый отблеск свободы и веселья по сравнению с обычными людьми» (С. Романович. «Каким его сохранила память»).
«Она — стройная, без жеманства, и все — всерьез. Никаких прикрас: ни косметикой, ни в одежде. Красивой не назовешь, но… Одета — без моды, очень просто и складно, как может себе позволить женщина хорошо сложенная. В ней, как в иконах, — строгость» (В. Ходасевич. «Портреты словами»).
Согласитесь, любящие люди способны изменять судьбы друг друга. Так Ларионов обратил внимание Натальи Гончаровой на ее способности к живописи, из-за чего они серьезно поссорились, ведь девушка мечтала стать скульптором. Когда он вернулся, то был изумлен прекрасными рисунками, появившимися в доме, автором которых была Наталия.
«Мы очень разные, и он меня видит из меня, не из себя. Как я — его» (М. Цветаева. «Наталья Гончарова»).
Единомышленники
Представьте себе испытание на прочность характера, происходящее прямо на экзамене.
Молодой студент представил 260 эскизов, вызвавших скандал. Профессора обнаружили в работах «импрессионизм», и Михаила исключили из училища на год. Невероятно, но сбежав в родной Тирасполь, он создал ряд новых импрессионистских работ, обративших на русского художника всеобщее внимание: «Рыбы под заходящим солнцем», «Розовый куст», «Верхушки акаций».
Вернувшись в Школу, он еще дважды подвергался исключениям, но ряд профессоров, заступаясь за молодого генератора идей, отмечали его живое восприятие и реализм.
Только необычайная смелость и воображение помогли влюбленным рука об руку пройти через множество испытаний. Их не понимали, критиковали, а две картины Гончаровой — «Натурщица с закинутыми за голову руками» и «Натурщица с руками на талии» (1910) — даже арестовали за непристойность. К счастью, мировой судья признал обвинение необоснованным, так как выставка проходила в закрытом помещении.
Вообще сам Ларионов, по мнению современников, был импульсивным и даже сумасбродным, зато необыкновенно одаренным.
«Однажды прихожу домой и слышу крик Ларионова в кабинете отца: «Лучизм! Только лучизм! Я теперь это понял, и мне открылся новый мир живописи! Понимаете? Это надо видеть!» (В. Ходасевич. «Портреты словами»).
Вообразите, придуманный Ларионовым «лучизм» называют четвертым измерением в живописи, когда рисуют не предметы, а идущие от них световые потоки. Критики разносили в пух и прах его картины: «Лучистая колбаса и скумбрия», «Лучистый портрет Н. Гончаровой», «Лес».
Кстати, Ларионов утверждал, что авангардный художник не должен искать свою единственную нишу, свой стиль. Увлекшись традициями русской провинции, Михаил Федорович создал серии примитивистских работ: «Франты и франтихи», «Парикмахеры», «Провинциальные вывески». А армейские сборы добавили в его коллекцию тематический цикл — «Жизнь русского солдата».
Наталия Сергеевна иначе изображала русские традиции, выбрав тематику лубочной народной картинки и древнерусскую иконопись. Так появился русский «неопримитивизм».
Отдельно стоит сказать, что художники были среди основателей общества «Бубновый валет» (1910), название которого придумано Ларионовым как протест. Оно обозначало с французского карту «плута».
Однако идейный раскол в творческой богеме привел неутомимого новатора к созданию очередного креативного движения — «Ослиный хвост» (1912). Он говорил:
«Публика думает, что мы пишем ослиным хвостом, так пусть мы будем для нее ослиным хвостом».
После этого триумф экспозиций «Мишень» и «№ 4: футуристы, лучисты и примитив» оказался просто неизбежен.
Церковная цензура даже запретила полотна «Бог плодородия» и цикл «Евангелисты», назвав их святотатством. Невероятно, но в 1913 году Наталия Сергеевна получила неожиданное предложение на оформление церкви Святой Троицы в Бессарабии.
А как авангардисты относятся к понятию «красота»? По мнению М. Ларионова, это явление относительное. В подтверждение он нарочно создал цикл Венер (Солдатская, Кацапская, Цыганская, Еврейская, Венера и Михаил), назвав их по-простонародному — «бабами». А также шокировал публику акцией «убийство лица».
Кстати, не трудно догадаться, кто та единственная богиня, вызвавшая изумление в обществе. Московские и питерские модницы тут же стали рисовать на лицах и других открытых обозрению местах разные узоры, домики, цветы, животных, а главное — обязательно появляться на публике.
Значит, боди-арт изобрели Михаил Ларионов и Наталия Гончарова!
И вот, наконец-то, ошеломляющий успех знаменитой пары в Европе. Наших героев называют пионерами русского авангарда, зовут работать на Запад. Продолжит ли освещать их жизненный путь луч любви?
Спасибо на добром слове, Леонид.