При этом музыкальные критики не раз укоряли Уильямса в том, что его манера исполнения чересчур «лёгкая» и сентиментальная. Сам пианист этого ничуть не стыдился, заявляя, что, «если в тексте песни написано „Я люблю тебя“, я имею в виду именно это, когда играю ноты».
Роджер Уильямс (Roger Williams) — «Autumn Leaves» (1955)
Самой успешной и известной записью Роджера Уильямса стала инструментальная вариация под названием «Autumn Leaves» («Осенние листья»).
Изначально это была французская песня под тем же названием — «Les Feuilles Mortes», которую сочинил композитор Жозеф Косма на слова Жана Преверта. Песню исполняли многие исполнители — от Ив Монтана до Мирей Матье.
Вольный перевод Бориса Вайханского:
Ты, хотя бы на мгновенье, вспомни:
Как мы были счастливы с тобой
В жизни той, наполненной любовью,
Где согрет был солнцем день любой.
А теперь увядших листьев стаи
Гонит ветер по аллеям прочь.
Он обрывки памяти листает,
Но не в силах нам ничем помочь.
Забвения немой вопрос
В ночь ветер северный унёс,
Но слышу из далёких дней
Мотив той песенки твоей.
А после того, как в 1947 году Джонни Мерсер сочинил английскую лирику, её запели и англосаксы. Одну из таких версий можно услышать в исполнении Нэта Кинга Коула в одноименном к-ф «Осенние листья» (1956) с Джоан Кроуфорд в главной роли.
Но именно бессловесный инструментал Уильямса сумел добраться до 1-го места американского поп-чарта, став единственной чисто фортепианной композицией, достигшей такого результата. Ну, а Уильямс стал (по версии «Billboard») самым продаваемым пианистом.
Записать «Autumn Leaves» Роджеру предложил глава лейбла «Kapp Records». Как ни странно, до этого пианист никогда этой песни не слышал.
Роджер Уильямс:
«Первое, что пришло в голову — сыграть все эти удары по клавиатуре. Я пытался добиться, чтобы это звучало как падающие листья».
Каскадное арпеджио звучало просто восхитительно. Недаром музыкальный историк Джозеф Ланца заявил, что Уильямс «фактически превратил пианино в арфу».
Dave Brubeck Quartet — «Take Five» (1959)
В 1958 году американский джазовый квартет Дейва Брабека вернулся с гастролей по Турции. Вдохновлённый экзотической местной инструментальной музыкой, Брабек решился на смелый эксперимент — записать альбом полностью оригинальных композиций, где каждый трек будет иметь свой хитроумный ритмический размер.
Музыкант объяснял своё желание тем, что ему наскучил стандартный ритм «4/4», что, к сожалению, джаз утратил те «авантюрные» ритмические рисунки, с которых, собственно, этот стиль и начинался.
Надо сказать, что «авантюра» Брабека вызвала опасения почти у всех. Менеджеры лейбла считали, что альбом без знакомых джазовых стандартов отпугнёт публику. «К тому же, кто захочет танцевать под такие сложные ритмы?» — говорили они ему. Да что там менеджеры! Среди музыкантов квартета идее поэкспериментировать с ритмом обрадовался лишь один человек — барабанщик Джо Морелло.
Тем не менее квартет приступил к работе и сочинил массу композиций в самых разных размерах — ¾, 6/4, 9/8… Альбом был почти готов, когда Брабек предложил написать ещё одну композицию — в ритме «5/4». Морелло задал ритм, Брабек стал играть два повторяющихся аккорда на ф-но, а саксофонист Пол Десмонд сочинил на саксофоне основную мелодическую тему.
Трек решили назвать «Take Five», что вызвало недоумение у Десмонда. На что Брабек сказал саксофонисту: «Ты, наверное, единственный, кто не знает это выражение». Как пишут, идиома «Take Five» означала «Сделать небольшой перерыв», поэтому, наверное, её стоит перевести как «Взять пятиминутку». Хотя, несомненно, название несло в себе и второе значение, указывая на ритмический размер композиции.
Самому Брабеку больше нравился другой трек — «Blue Rondo a la Turk» (в размере 9/8). Однако он оказался слишком длинным для сингла. А вот «Take Five» удалось сократить до необходимых трёх минут (в основном за счёт барабанного соло). Правда, Десмонд в успех композиции не верил и заявлял, что на свою долю гонорара сможет купить лишь электробритву…
21 сентября 1959 года «Take Five» вышла на сингле, но тогда в чарты не попала. Однако «экспериментальный» альбом «Time Out» стал быстро набирать популярность. Да и публика на концертах восприняла новые композиции с энтузиазмом и, вопреки всем опасениям, лихо под них оттанцовывала. В 1961 году «Take Five» переиздали, и теперь она достигла 1-го места в Британии и 25-го в США, став самым продаваемым джазовым синглом.
На концертах квартета эта композиция была своеобразным финальным «десертом». Причём во время её исполнения квартет проделывал ту же «фишку», что и группа НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС во время исполнения «Гуд-бай, Америка» — музыканты по очереди покидали сцену. Только если у НАУТИЛУСА последним на сцене оставался саксофонист, то у квартета — барабанщик…
Согласно посмертному завещанию Пола Десмонда, все авторские права на «Take Five» переданы американскому Красному Кресту.
Что касается сложных ритмических размеров, то их перестали бояться даже рокеры. Достаточно вспомнить такие музыкальные хиты, как «Living In The Past» от JETHRO TULL, «Money» от PINK FLOYD или «Golden Brown» от THE STRANGLERS.
C профессиональным праздником всех леших, лесников и озеленителей!