Все, что мы знаем о доисторической медицине, характеризует наш вид с лучшей стороны. Наши предки все подряд были коллективистами, помогали собрату, попавшему в беду, не считаясь ни с какими трудностями и опасностями.
Тот факт, что на заре цивилизации вера во всякую потусторонщину была крепка, а пострадавший может оказаться отнюдь не симпатичным товарищем, многие популяризаторы науки учитывать не хотят. На самом деле преодолевать суеверный страх ради спасения ближнего было очень непросто. И подтверждением тому может служить результат работы сотрудников болгарского Национального музея естественной истории, опубликованный в Journal of Archeological Science: Reports в конце 2025 года.
Захоронение
Болгарские археологи работали на побережье Черного моря. В эпоху ранней бронзы тут располагалось поселение первых земледельцев. Среди самых интересных объектов было и скромное кладбище местных жителей. Одно из захоронений сильно отличалось от прочих — в неглубокой яме в необычной позе лежал покойник, лишенный какого-либо скарба. Чтобы выяснить причину явного нарушения традиций погребения, ученые тщательно исследовали кости.
В необычной могиле покоилось тело юноши приблизительно 18 лет, ростом 171 см. Дефекты зубной эмали свидетельствовали о недоедании в раннем детстве. 6200 лет назад, когда жил наш герой, подобное не было диковинкой. Зарождающиеся аграрные поселения сильно зависели от милости природы, да и без катаклизмов скудного урожая едва хватало для выживания. Уникальным паренька делали повреждения на черепе и костях верхних и нижних конечностей.
Чтобы подтвердить смелую гипотезу, объяснявшую тяжелые травмы молодого человека, археологи обратились в Софийский зоопарк с просьбой выдать во временное пользование череп льва, покинувшего этот мир в далеком 1955 году. Сувенир из зверинца, вернее, его зубной ряд, сравнили с оттисками вмятин, оставшихся на черепе мальчишки. Теперь сомнений быть не могло — бедняга был растерзан царем зверей. Ни один другой противник, включая медведя, волка и вооруженного человека, не оставил бы таких повреждений.
Злоключение
В Африку наш герой не ездил. Встреча с опасным хищником произошла непосредственно на черноморском побережье. В те далекие времена в южной Европе водились львы. Некоторые болгарские стоянки древнего человека богаты свидетельствами эпизодической охоты на царственную кошку.
Долговязый паренек вряд ли был невинной жертвой льва — природа богата куда более питательной и беззащитной добычей. Юнец то ли пытался добыть ценный трофей, то ли дразнил опасного зверя. Судя по расположению травм, осознав свою ошибку, он пытался бежать, но огромная кошка оказалась быстрее.
Пострадавший был спасен соплеменниками. Изучение фрагментов поврежденного черепа позволило ученым уверенно заявить: после трагического происшествия паренек прожил несколько месяцев. Никто из местных лекарей не решился продемонстрировать свое хирургическое мастерство, возможно, к счастью. Раны на голове начали затягиваться, сформировалась костная мозоль. Гораздо хуже дело обстояло с поврежденными конечностями. По мнению исследователей, местом проникновения убийственной инфекции в организм была искалеченная львом голень.
Неудачникам не оказываются царские почести ни при жизни, ни после смерти, однако погребение жителя древней Болгарии слишком странное. Складывается такое ощущение, что беднягу решили посмертно лишить членства в племени.
Причину такого отношения исследователи видят в последствиях травмы головы. Внешний вид окровавленного и покалеченного сородича во времена, когда мужчин украшали чудовищные шрамы, никого бы не испугал, а вот изменение поведения после встречи с хищником заставляло насторожиться. В одном месте львиный клык пробил черепную коробку и повредил головной мозг. Это могло нанести серьезный ущерб психическому здоровью мальчишки.

Заключение
В маленьком первобытном селении нашлись люди, готовые несколько месяцев заботиться об инвалиде, не способном ни по хозяйству помочь, ни, вероятно, узнавать своих благодетелей и говорить им «спасибо». Несчастный паренек был кому-то дорог. Этот кто-то игнорировал сомнения окружающих в пользе такой опеки и был рядом до последней минуты.
В то же время общество Бронзового века не рассматривало психические отклонения как проявления болезни. Даже наблюдение причинно-следственной связи между тяжелым ранением и отклонениями в поведении не стало поводом для материалистической гипотезы. Лев может растерзать тело, но над сознанием он не властен. Не иначе как вмешались могущественные инфернальние силы, противостоять которым невозможно. Легче отдать злым духам избранную ими жертву, чем подвергать опасности все племя.
На заре цивилизации доброта вплоть до самоотречения и грубое мракобесие жили по соседству и, представьте себе, не ссорились. Изменилось ли что-то за прошедшие столетия? Среди ваших знакомых есть те, кто считает психические расстройства чем-то сверхъестественным?
Болезнь не делает гением, за нее нельзя наказывать. С недугом нужно бороться. Современная психиатрия позволяет облегчить состояние больного, а иногда и добиться полного выздоровления. Когда же человечество это поймет?
Будьте здоровы и дружите с головой!

Разные люди были на этих кафедрах. Мне ребята рассказывали об одном общем знакомом, доценте с кафедры марксистско-ленинской философии,...