Вообще-то, задумывал ее Петр с самого начала своего правления, но пробить через российскую бюрократическую машину сумел только 4 февраля 1722 года.
Табель о рангах — это закон, утвердивший классификацию всех чинов в Российской империи, воинских, придворных и статских, определивший их соотношение по старшинству, последовательность производства в чин и введший в обиход новые, европейские, звания.
В допетровские времена в государственных учреждениях и при дворе царя существовали русские традиционные чины: бояре, думные дворяне, думные дьяки и другие. При этом очень многие из них были относительно одного уровня, и понять, кто из них выше, а кто ниже, было очень сложно. Вдобавок во времена царя Петра росло количество служащих госаппарата и офицеров в армии, посему крайне нужно было упорядочить звания.
Изначально была Таблица чинов (табель), в которой было 263 должности, а кроме этого — 16 пунктов с пояснениями и объявлением штрафов за нарушение табели.
Со временем пункты отпали, количество чинов уменьшилось. Табель классифицировала служащий люд в России по-новому. Все чины делились на три группы — военные, гражданские и придворные. При этом преимущество было отдано военным. Изначально, получив самый младший военный чин в Табели, прапорщика, человек из простонародья сразу становился потомственным дворянином, «его благородием». Гражданские служащие такое право получали только начиная с 8 класса (коллежский асессор).
Правда, во времена Николая Первого ценз был несколько поднят. Для военных потомственное дворянство стало начинаться с 8 класса (штабс-капитан или лейтенант во флоте), а для штатских ценз был поднят еще более значительно — потомственное дворянство с 4 класса (действительный статский советник), а личное — с 6 класса (коллежский советник).
В чем прогрессивность Табели о рангах? Это было революционно смелое решение для XVII века. Во время войны, а войны тогда были очень частыми, хороший умный солдат, иногда из крепостных, легко дорастал до фельдфебеля, а далее, при хорошем стечении обстоятельств, вполне мог стать прапорщиком, если удастся очень сильно отличиться в бою. Да, «настоящие» дворяне таких называли «бурбонами», но дальше он мог расти, хоть до штабс-капитана.
Так, отец генерала Антона Деникина, столь сильно отличившегося в войнах начала XX века, вплоть до Гражданской, был из крепостных. Он по рекрутскому набору попал в армию, участвовал в Русско-турецкой войне, в армии дослужился до подпоручика, а потом служил в пограничной страже и ушел в отставку штабс-капитаном. И его сын был уже сыном потомственного дворянина, путь офицера был для него открыт. Он служил и по заслугам стал генералом.

Для гражданских лиц ситуация была более сложной, но стать потомственным дворянином было вполне возможно. Из наиболее ярких примеров —Михаил Ломоносов. Но многие тысячи выпускников университетов сразу по получении диплома приобретали личное дворянство, с возможностью впоследствии выслужить чин и таким образом приобрести потомственное дворянство для своих детей.
Такие возможности в начале XVIII века были поистине революционными. Ведь примерно тогда же Вольтер сказал крайне крамольную для общества того времени фразу:
«Я бы поверил в прирождённые права дворянства, если бы рыцари рождались со шпорами на пятках, а крестьяне — с седлами на спине».
Повторюсь: в европейском обществе середины XVIII века такие слова были крайне скандальными, тогда как в России такое было возможно.





А кто-то тут говорил(а), что он(она) на реке Оби вырос(ла)? А, Лена?! Не подскажете, кто конкретно?!! Между прочим, на Оби стоит город Салехард....