В 1976 году Эльдар Рязанов вместе с другом и соавтором Эмилем Брагинским написали пьесу «Аморальная история», названную так с лёгкой руки одного из героев — товарища Мясоедова:
«Жить с нелюбимой женой — у нас это норма. А уйти к любимой женщине — это уже аморальная история».
Сатирическая пьеса, высмеивающая советских чиновников, получилась чересчур острой, поэтому её не взяли в репертуар даже театры. И об экранизации можно было забыть вплоть до 1985 года. Весной этого года к власти пришёл Михаил Горбачёв, начался период перестройки. И Рязанов с Брагинским взялись за сценарий по мотивам «Аморальной истории». Он получил название «Забытая мелодия для флейты». Оно как бы отражало душу главного героя: он словно хочет стать флейтистом, когда-то подававшим большие надежды.
В первоначальном варианте героя звали Николаем, однако в фильме он стал Леонидом. Рязанов дал герою имя актёра, которого только и видел в главной роли. Это был Леонид Филатов, приглашённый на роль Филимонова.
Неожиданно выяснилось, что Леонид Алексеевич не сможет приехать из-за съёмок в другом фильме (по одной версии — в «Чичерине», по другой — в «Претенденте»). И решили подождать, пока актёр освободится, а за это время снять сцены без его участия.
Так начались съёмки эпизодов с тамбовским хором в Крыму и Казахстане. Приходилось взбираться по горам на самый верх, чтобы посмотреть, как выглядит кадр. По воспоминаниям Евгения Цымбала, Эльдар Александрович, однажды взбираясь на гору, не обратил внимания на щиты с осветительными приборами и ударился головой.
Рязанов планировал снять все сцены без Филимонова, а после отправиться в Сан-Себастьян, куда был приглашён в жюри. Но вдруг ему стало плохо, и он попал в Боткинскую больницу с микроинсультом, из-за которого даже оглох на одно ухо.
Режиссёр обратился к Евгению Цымбалу со словами:
— Женя, такая ситуация: меня везут в Боткинскую больницу, потому что у меня микроинсульт, и дальше будешь снимать ты.
— Как? Я морально не готов, ведь это ваше кино! — ответил Евгений Васильевич.
Рязанов понимал, что картину нужно доснять в срок. Поэтому ночевал у себя дома, утром приезжал в больницу, днём занимался съёмками, а вечером снова был в больнице. Здесь он написал целый цикл стихов, который назвал «Боткинская осень».

Если на роль Филимонова актёра утвердили сразу, то на роль медсестры Лиды пробы проводились. В итоге выиграла Татьяна Догилева, сыгравшая до этого небольшую роль в «Вокзале для двоих».
«Дальше была „Забытая мелодия для флейты“. Снималась и понимала, что это один из самых счастливых периодов в моей жизни. И сама себе говорила: „Лови момент и наслаждайся!“ Правда, сначала Рязанов нервничал, что не „ту“ взял, покрикивал: „Что за артистка, ни рукой, ни ногой шевельнуть не может!“ — шумел. Но как только ему что-то понравилось, успокоился, и мы очень хорошо работали», — вспоминала Татьяна Анатольевна.
Актёрскую компанию Догилева считала прекрасной. И в этом была истина — Рязанов просто не мог собрать плохую команду в своём кино. Да и некоторые актёры ранее уже играли у режиссёра.
Это и Александр Ширвиндт, и Валентин Гафт, и Сергей Арцибашев, и Александр Панкратов-Чёрный, и Ольга Волкова. Кстати, её героиню Рязанов назвал Евгенией Даниловной Суровой словно в отместку: кинокритик Евгений Данилович Сурков в своё время камня на камне не оставил от «Жестокого романса». Героиня и была названа в его честь.

По сюжету Леонид Семёнович Филимонов переживал клиническую смерть, что Филатов сыграл очень натурально. В кинематографическом мире есть суеверие: если актёр сыграет покойника, то рано умрёт. Так действительно бывало, но Леонид Филатов в это не верил. По его собственному признанию, он «15 раз играл в кино смерть». И ведь покинул мир в 56 лет.
В этом фильме одну из главных ролей Рязанов отдал… автомашине (как когда-то в «Берегись автомобиля»). «Москвич-2141» на тот момент только пошёл в производство, поэтому режиссёр задействовал новенький автомобиль, чтобы подчеркнуть особый статус главного героя.
Во время осенних съёмок в лесу выпал снег. Снимая «Служебный роман», Рязанов посчитал такую аномалию идеальной находкой, а в этот раз снегопад только мешал. Пришлось с помощью горячей воды очищать площадку, а зрители и не заметили последствий.

Кстати, в фильме можно заметить своеобразный режиссёрский привет. Филимонов называет себя Катаняном. Режиссёр и писатель Василий Катанян дружил с Рязановым ещё со времён ВГИКа. Фамилия звучала и в других картинах Эльдара Александровича (например, в «Иронии судьбы»).
В конце съёмок в ленту вставили эпизод, которого в сценарии не было. Как вспоминал поэт Юрий Ряшенцев, по окончании съёмок режиссёр собрал всю команду, чтобы все как-то уместились вместе. И поместил её в электричку. Так и была снята сцена, в которой Одиноков (Валентин Гафт) исполнил «Куплеты бюрократа». Слова к этой песне написал как раз Ряшенцев.
«Песня совпала с отношением общества к бюрократам, на которых накопилось столько зла. И Валя Гафт, игравший этого человека, очень хорошо знал этот слой», — вспоминал Юрий Евгеньевич.
Он же снялся в этом эпизоде рядом с А. Ширвиндтом.
В октябре 1987 года «Забытая мелодия для флейты» вышла на экраны. Фильм понравился сразу всем и собрал в прокате 26 млн. кинозрителей. Критики также оценили его довольно положительно.
Сегодня «Забытая мелодия для флейты» транслируется по телевидению и многократно пересматривается зрителями. Вот только с жанром этого фильма определиться не получилось до сих пор. Кто-то считает эту историю трагикомедией, кто-то — драмой или даже мелодрамой.
Александр Абдулов как-то назвал «Обыкновенное чудо» «отдельным кинематографом, который изобрёл Марк Захаров». Может быть, и «Забытая мелодия для флейты» — своеобразный отдельный кинематограф Эльдара Рязанова.





Не знаю, как на вершинах новозеландских хребтов, а у меня на даче, в Новгородской области, бетонные плиты пешеходной дорожки, залитые...