• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир Голубков Грандмастер

Приглядывает ли кто за ИИ?

Ироничное эссе

Долго автобус ждать не пришлось. Это раньше, бывало, ждёшь его — не дождёшься, особенно в районе-новостройке. Ожидаешь долго и безрадостно, как прибавление к зарплате или подключение лифта и отопления. Теперь всё, кроме зарплаты, конечно, здорово изменилось. Сейчас Вениамин в этом и сам быстро убедился.

Фото: Владимир Голубков, личный архив

Разбрызгивая искрящиеся весенние лужи, к остановке подкатил очередной голубенький транспортный труженик, распространяющий вокруг себя дух надёжности и технической эстетики. Приятный голос в автобусе поприветствовал входящих, рассказал о маршруте и следующей остановке, не забыв пожелать всем хорошего дня и прекрасной поездки.

До следующей остановки было ещё далековато, поэтому автобусный динамик окунул пассажиров в информацию о температуре в салоне и погоде за окном, курсах рубля, криптовалют и прочих всяких разностях, включая происходящее прямо сейчас, мало-мальски значимое, за окнами автобуса. Причём о приятных вещах мурлыкал чарующий женский голос, а о недостатках, вроде не убранного третий день сгоревшего киоска или гор не растаявшего до сих пор снега, говорил мужчина с явно осуждающей ноткой в голосе.

В этот раз голос рекомендовал не употреблять в салоне «Доширак» и не лузгать семечки. Вошедшим вместе с Веней квадроберам порекомендовал для большей натуральности не снимать ошейники с намордниками. И вообще изложил много всяческих полезных советов для добросовестных пассажиров и безбилетников.

Всё было как всегда и в допустимых пределах. Автобус же был беспилотным, управлялся благодаря и с помощью искусственного интеллекта — ИИ. Система была апробирована и давно обкатана в метро и на трамваях, которые никуда не смогли бы выскочить со стальных рельсов, а потом ещё и в труднодоступных районах Урала и Сибири с их вечно не исчезающей колеёй на дорогах, где она окончательно и доказала неоднократно свою надёжность.

Обычно Вениамин передвигался по городу на автомобиле, но в его сегодняшней поездке на автобусе была прямая служебная необходимость. Дело в том, что он как раз и был одним из основных разработчиков систем повсеместного внедрения ИИ в различные отрасли и направления, в том числе на общественном транспорте. А вот здесь как раз и начались проблемы. Правда, разбираться с этим ему уже приходилось не в первый раз.

Помимо обычных, но легко устранимых, неполадок и сбоев, связанных с началом эксплуатации, пришлось устранять некоторые моменты, связанные с особой чувствительностью ИИ. Он хоть и не одушевлённый, рефлексировать, как разумное существо, не должен, поскольку действует строго в соответствии с алгоритмом, но иногда подкидывал что-то мало объяснимое.

Больно уж чувствителен порой бывал ИИ ко внешним воздействиям и проявлениям, почти как тонкая человеческая натура! Разговор тут не о грубом воздействии вроде нечаянного удара, перепада температур или элементарного попадания жидкости. Любой электронной начинке ИИ — что серверу, что простой клавиатуре ноута оператора-программиста — абсолютно одинаково, чем её окатили — сладкой газировкой или элитным вином. Она в любом случае обидится и откажется правильно работать.

Такие вот фортели никакая электроника не выдержит и будет права
Такие вот фортели никакая электроника не выдержит и будет права
Фото: Владимир Голубков, личный архив.

Такая реакция электроники на подобное воздействие как раз вполне объяснима и оправданна. Но вот откуда и каким образом самопроизвольно могло проявляться что-то вроде эмпатии, Вене не всегда было понятно.

Часто приходили сообщения о том, что автобусы осенью и по весне, невзирая ни на что, замедляли скорость или вообще перегораживали дорогу остальному транспорту, объезжая лужи, чтобы не обрызгать одинокую старушку, стоящую у обочины. Иногда даже останавливались, открывая двери, для того чтобы она зашла внутрь. А это уже явное нарушение, раз остановки там нет. Никто ведь этому не учил, да и в программе этого не было.

Недавно был вообще возмутительный случай с ИИ, больше похожий на хамские замашки обитателя подворотни. Маршрут автобуса был в Гольяново, район не очень-то благополучный, вроде Западного Бирюлёво, с большим количеством рабочих общежитий. Там часто встречалось сомнительное народонаселение, из-за которого как-то пришлось менять настройки в программе ИИ. Хотели ведь, как в метро, внедрить систему оплаты проезда «по улыбке», но именно из-за них ничего не получилось.

Наотрез улыбаться мужики не захотели, разозлились даже. Хотели морду водителю набить за предложение улыбаться. Хорошо, что автобус был беспилотным, в итоге никто не пострадал. Зарплату, видите ли, им заказчик не заплатил, вот они и были злые. Но зато через пару дней там же, когда эта же ватага уже навеселе ехала в город, горланя матерные частушки, автобус начал громко им подыгрывать своей гармошкой, соединяющей две секции салона.

Всё бы ничего, но на одном из участков рядом с автобусом ехало городское начальство, а слышимость на дороге была как в зале имени Чайковского. Вот и пришлось потом оправдываться, что ничему такому ИИ никто не обучал. Вибрации, что ли, какие-то он ловит в эфире и сам принимает решение, впитывая самостоятельно в себя как хорошее, так и плохое?

Но однажды случилось вообще что-то необъяснимое. И опять с этим заМКАДным районом.

Чуть пригрело солнышко и, ни с того ни с сего, несколько автобусов, изменив маршруты и имитируя с помощью своих выхлопных труб мелодичный и волнующий звук саксофона, отправились в Бирюлёво. Мчались они наперегонки, игнорируя порой правила дорожного движения. Один даже посмел обрызгать из лужи гаишников, чего не наблюдалось ни разу в новейшей истории столицы. Сгрудились потом у одной из общаг и не желали разъезжаться. Хорошо хоть пассажиров высадили, они и сообщили о происходящем.

Вене долго пришлось тогда разбираться с происшедшим. Докопаться до истины ему удалось чисто случайно. Оказалось, что один из основных чипов в системах ИИ управления автобусов был у всех из одной и той же партии. А коробку с этой партией чипов, согласно документам, упаковывала некая Света М., проживающая именно в этой общаге — девушка во всех отношениях общительная, привлекательная и свободная от всяких ненужных предрассудков. Упаковывала себе мирно, упаковывала, думая о своём, о девичьем…

Приглядывает ли кто за ИИ?
Фото: Mark Pan4ratte on Unsplash

Видно, эта информация и наложилась каким-то образом на электронные мозги, а весной всё это так сильно повлияло на ИИ. «Интеллект», он хоть и искусственный, но всё же мужского пола.

Выяснилось это неожиданно, благодаря тому, что, как только Света выпорхнула из общаги, все автобусы сразу дружно загудели клаксонами, заглушая звуки саксофона из своих же выхлопных труб. Хорошо хоть аварий при публичных разборках друг с другом устраивать не сообразили, не дозрели они еще до классической ревности с мордобоем.

Но что серьёзно в тот раз встревожило Веню, так это поступившее позже сообщение о пируэтах на низкой высоте большого количества самолётов над Бирюлёво, чего здесь никогда не наблюдалось. А все дело в том, что эти чипы в системах управления ИИ не только в автобусах используются, но и в самолётах, кораблях, в том числе и космических, и много где ещё.

Понятно, что нужные люди провели со Светой определённую работу, чтобы она на работе не на отвлечённые темы думала, а больше о производственных планах и показателях. Но девчонок-то на производстве у нас много занято, и почти все они как на подбор умницы и красавицы, со всеми организационную работу всё равно не проведешь.

Получается, что без ИИ теперь никак не удаётся обходиться, раз уже привыкли. Ну, а без девчонок?.. Такого разговора вообще быть не может!

Вот такое неожиданное единство и борьба противоположностей каждодневно и происходит, особенно по весне и не только в заМКАДье.

Поэтому приходится Вене и ему подобным иногда ездить, пока всё не утряслось, по разным маршрутам, маскируясь под пассажиров и приглядывая за ИИ в рамках разрешения этого диалектического противоречия.

Статья опубликована в выпуске 31.01.2026

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: