• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Дебютант

Избирательные технологии: Работа с населением

Работа с населением в условиях современной избирательной кампании подразумевает прежде всего чёткое знание технологий контактных акций по завоеванию доверия населения и его мобилизации на момент голосования, а также хорошее знание предыдущей электоральной статистики в избирательном округе, постоянный учёт социологических и аналитических исследований проведенных в округе перед и во время избирательной кампанией. Перед началом избирательной кампании штаб обязан составить для себя примерную электоральную и социальную карты округа, а также паспорт округа, что позволяет уже на этапе выдвижения кандидатов противников выбрать правильную стратегию на предстоящую кампанию (правда, российская практика такова, что зачастую перед началом кампании никакого штаба ещё не существует и всё приходится делать на этапе выдвижения кандидатов). Всегда полезно начать кампанию ещё до её официального объявления. Если основные соперники известны, оценка их электорального веса, а также структуры этого веса может сделать эффективным использование технологий с кандидатами подставами.
Работа с населением в ходе кампании
Сами методы работы с населением включают в себя всевозможные контактные акции по завоеванию кандидатом доверия у населения, а также, что немало важно, действия по организации дохода электората кандидата до избирательных участков. В работе с население важным качество ведения избирательной кампании является её системность, и правильная организация форм передачи информации о кандидате населению.
Различают несколько форм проведения агитационных действий во время избирательной кампании:
1. Поквартирная агитация населения (необходимый элемент кампании).
Очень важным элементом успешного исполнения этой технологии является правильное территориальное планирование, обеспечивающее охват всего голосующего населения в избирательном округе. Важным критерием является также время полного исполнения технологии, то есть время за которое всё голосующее население будет обойдено (естественно всех обойти, а обход осуществляется по местам проживания, не реально, так как кого-то не будет дома, кто-то не откроет, кто-то не захочет общаться — существуют эмпирически установленные критерии успешности обхода населения, в среднем считает, что если удалось обойти все двери [за которыми живут люди — квартиры, частные дома] и успешно пообщаться [это значит, что проживающие открыли дверь, выслушали и взяли АПМ] с более, чем 40% - это успех) Ещё одним важным критерием является достаточность или отсутствие чрезмерности — другими словами обходы населения не должны быть слишком частыми, так как чрезмерная агитация населению быстро надоедает и вызывает у него отторжение и протест, который затем выливается в протестное голосование против кандидата на участках. Агитационные материалы должны быть разработаны с учётом социальной структуры населения, местных стереотипов и основных запросов и потребностей избирателей, и не должны вызывать отторжения. Финансовая часть организация обхода должна правильно мотивировать агитаторов на достижение максимального технологического результата по результатам обхода избирателей.
Содержание технологии поквартирной агитации заключается в том, чтобы агитаторы обходят места проживания избирателей: квартиры и частные домовладения — условно такое место принято называть «дверью», стучатся и в случае, если им открывают, проговаривают некий текст (хорошим стилем является предварительное составление этого текста технологом и отработка затем этого текста на фокус-группах) в котором агитатор рассказывает избирателю о том, что он пришёл агитировать за такого-то кандидата, представляется как его зовут (агитатора), а далее либо просто отдает открывшему комплект АПМ, либо отдает комплект АПМ и пытается выяснить у открывшего пойдёт ли тот, голосовать и как открывший относится к личности кандидата. Агитатор должен хорошо знать базовые сведения из биографии кандидата и из его предварительной программы (или по другому зачем кандидат пошёл на выборы, кто выдвинул, чьи интересы собирается защищать кандидат защищать и как в случае победы), а также дату выборов и фразу: «Что идти голосовать — это конституционный долг всех граждан страны» — и в случае, если у открывшего возникнут вопросы уметь на них членораздельно, доходчиво и кратко ответить. Нюансов здесь множество: во первых агитатор сам должен выглядеть так, чтобы сразу своим внешним видом не испугать открывшего или не вызвать у него отторжения (лучше всего подходят женщины среднего и пожилого возраста, опрятно выглядящие); во вторых уметь чётко и быстро говорить; в третьих, чтобы агитатор уверенно представлял кандидата, даже на зубок зная его биографию и владея информацией о выдвижении, очень желательно перед обходом организовать встречу, желательно со взаимным общением между кандидатом и агитаторами участвующими в поквартирной агитации; в четвёртых агитатор должен уметь нивелировать случайное плохое настроение открывшего, не бояться общения и в то же время уметь это общение закончить, если оно затянулось (всё это достигается путём отбора кандидатур и путём последующих тренингов технолога по полевым работам, желательно помогающего ему социального психолога с агитаторами). Результаты обхода заносятся в специальный обходной лист и состоят: из адреса двери; указания открыли или не открыли, причины почему не открыли: нет дома, не хотят; состоялся ли, в случае если открыли, контакт или нет — другими словами взяли АПМ или не взяли; характеристики отношения к выборам и к кандидату: пойдет или не пойдет голосовать, к кандидату относится хорошо, плохо, пойдет голосовать за кандидата, пойдёт голосовать за другого кандидата, ещё не определился. В случае, если кого-то не было дома, агитатор должен попытаться прийти в другое время (для того, чтобы агитатор это сделал, его необходимо правильно мотивировать).
В принципе один агитатор может пройти много дверей, но для этого ему понадобится и много времени, что в условиях правильно организованной избирательной кампании с чётким разделением тактических этапов не приемлемо, так как каждый этап имеет свою цель и свои временные пределы. К этим тактическим этапам (например, работа на узнаваемость, затем работа на мотивацию целевых групп и в конце мобилизация сторонников на массовый выход на голосование) привязаны соответствующие волны агитации и в ходе которых избиратель получает соответствующие по содержанию цели этапа наборы АПМ. То есть с начала этапа до его конца сеть агитаторов должна полностью охватить весь избирательный округ, донеся по возможности до как можно большего числа избирателей соответствующий комплект АПМ. Кроме этого в конце каждого этапа технология работы с агитационной сетью требует проверки качества её работы для отсева и удаления недобросовестных, неумелых и работающих в интересах оппонентов агитаторов — делают это специально сформированные группы проверки, которые выборочно, на основании обходных листов, заполненных агитаторами по результатам обхода, обходят или обзванивают граждан и проверют путем опроса соответствие полученной от них информации тому, что занесено агитатором в обходной лист. Обычно выбираются шаги кратные 5-ти (проверяется каждая 5 или 10 или 15 и т. д. дверь), в случае выявления несоответствия (оно часто бывает из-за того что группе проверки и агитатору дверь открывали разные люди), около точки (двери) несоответствия делаются дополнительные проверки, если агитатор был недобросовесен — это сразу становится понятно. Итак все эти действия требуют времени, но время это должно уложиться в рамки соответствующего этапа. Отсюда следует то, что чтобы охватить весь округ за ограниченный промежуток времени и за тем ещё успеть проверить качество работы и выявить недобросовестный элемент, если он есть, необходимо разбить округ между агитаторами, закрепив за каждым то количество дверей, которое он в состоянии обойти в отведенный промежуток времени. Естественно тратить время на то, чтобы определить работоспособность каждого агитатора во время избирательной кампании непростительная трата сил штаба, поэтому проблему решают применяя, установленные эмпирическим путем средние нормы выработки на среднестатистического агитатора от 150 до 250 дверей в частных владениях и от 300 до 500 дверей в многоквартирных домах на одного агитатора. Далее необходимо определиться с принципом распределением территории округа между агитаторами (время за которое агитатор должен обойти свою норму от 3-х до 5-ти дней). Сеть агитаторов состоящую из проживающего на территории округа населения, работников организаций социальной сферы, членов общественных организациях лучше использовать по принципу закрепления за каждым агитатором определённой территории, профессиональных агитаторов и агитаторов не проживающих на территории округа лучше использовать в виде бригад обходящих территорию по квадратного гнездовому методу — разбивать округ на части и по очереди отрабатывать эти части с помощью профессиональных агитаторов (несмотря на профессионализм, такие агитаторы дают меньший эффект в смысле выполнения задачи транслирования информации о кандидате на население, так как информация от чужого — не проживающий в одной местности с избирателем агитатора имеет для избирателя меньший вес, общение с избирателем в исполнении профессиональных агитаторов более механистично, чем в исполнении агитатора — соседа по двору, улице или кварталу — следовательно и связь между ними устанавливается более слабая [ а мы помним, что основные функции агитаторской сети — это трансляция информации о кандидате на население избирательного округа, сбор сведений о ситуации в округе и запросах избирателей — обратная связь, мобилизация сторонников кандидата для прихода на избирательные участки], в том числе и обратная, так как избирателю в случае возникновения у него вопросов после изучения АПМ с агитатором пообщаться не удастся — поэтому при применении бригад из профессионалов необходимо уделить внимание созданию параллельного способа получения интерактивной обратной связи от населения, например, развернув сеть общественных приемных и информировав об этом избирателя).
Как можно видеть после качественного поквартирного агитационного обхода штаб на основании изучения обходных листов и устного опроса агитаторов получает подробную картинку электоральных свойств населения округа: склонность восприятию информации о кампании — интерес к кампаниикандидата; отношение к кандидату (при первом обходе выясняется как бы отношение априори, при следующих выясняется уже отношение избирателя к личности кандидата и его программным установкам изложенным в АПМ, которые были разнесены в предыдущие обходы); определить процент активного населения, которое твёрдо решило идти голосовать и т. д. Обработка этих материалов с возможным участием социолога и психолога даст очень много ценной информации по тактике дальнейшего ведения кампании.
В конце затронем архиважный элемент необходимый для успешного исполнения технологии — мотивация. Распространённой ошибкой при ведении избирательных кампаний является уравнительная система оплаты работы агитаторов — когда все агитаторы получают строго определённую одинаковую сумму за выполнение своих обязанностей, которая не зависит ни от выработки (обычно до агитаторов доводится минимум, который они должны выполнить, чтобы получить зарплату), ни от добросовестности агитатора. Получается стандартная ситуация когда агитатор оторван от результатов своего труда, как бы хорошо он не работал или спустя рукава — сумма будет одна и та же. Да зачастую при такой системе применяют в качестве мотивации обещания заплатить всем премию в случае победы, но опять же всем и опять же одинаковую. Преимущество этой схемы в смысле планирования расходов на сеть очевидны, но это значит в угоду бухгалтерам жертвовать эффективностью кампании и лишать кампанию такого ценного фактора работника — агитатора, как инициатива и почин. Уравнительная система зачастую вместо мотивации на результат, мотивирует участников агитаторской сети на различные проявления недобросовестности и обман, с целью скрыть свою недобросовестность. Единственно правильной с точки зрения получения максимальной эффективности и производительности агитационных действий является сдельная система оплаты труда агитатора — оплата которая зависит от эффективности работы агитатора и от его производительности. Рассмотрим обходной лист ещё раз: агитатор, вызывающий своим видом доверие и умеющий хорошо общаться обойдя свой участок поставит в графе успешное общение и передача АПМ больше плюсов; добросовестный агитатор пройдёт свой участок несколько раз, чтобы попасть в двери, которые ему не открыли в первый обход — и опять же появится положительный результат — такой агитатор естественно должен и заработать больше (обычно платят несколько рублей за успешный контакт; за состоявшийся контакт, но с отрицательным результатом платят в три раза меньше, за неоткрытую дверь не платят ничего). У такой организации работы есть ещё один очень серьёзный мотивационный плюс, результаты наиболее успешных агитаторов доводят до остальных, что позволяет их мотивировать во время следующего обхода на стремление достичь подобных результатов или даже превзойти их. При такой системе агитаторы лучше воспринимают и перенимают положительный опыт своих коллег по сети, позволивший им достичь большей чем в среднем эффективности. Да стоимость такого обхода может быть значительно выше, чем нормированная стоимость при уравнительной оплате с необходимым минимумом выработки, но эффект будет превосходить в разы.

2. Встречи населения с кандидатом (необходимый элемент кампании). Форма прямой агитации кандидатом за себя. Один из самых важных элементов кампании. Есть такая пословица «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — на встрече кандидат как раз получает эту самую важную возможность — показать себя населению. Эта технология позволяет при правильной отработке системно сформировать и закрепить у населения целостный согласующийся с идеологическим направлением агитации образ кандидата. Зачастую именно по результатам прямого общения с разными кандидатами избиратель принимает решение идти ли вообще голосовать и, если идти, то за какого из кандидатов. Технология прямого общения кандидата с населением — это очень важный элемент завоевания доверия у населения, который входит число обязательных наряду с информированием населения через материалы АМП и визуальной (наглядной) агитацией. Кампания при отсутствии любого одного из этих элементов не будет иметь практически никакого воздействия на избирателя, так как у того просто не будет достаточно информации, чтобы принять решение. Специфика встреч заключается в том, что нельзя повстречаться и пообщаться со всеми, в буквальном смысле этого слова, избирателями, особенно если уровень выборов подразумевает избирательный округ более 1000 человек, но необходимо найти способ и время пообщаться с количеством избирателей достаточным для того, чтобы они оттранслировали впечатление о встрече на остальных избирателей проживающих с ними в одной дворе, квартале, районе, селе и т. д. И пообщаться необходимо так, чтобы вызвать избирателя на диалог и желание, путём голосования ЗА, поучаствовать в исполнении программы кандидата. Соответственно практическое исполнение технологии зависит от количества избирателей в округе, однако содержание и цели всегда остаются одни и те же, меняются только методы и способы их достижения.
Основное содержание встречи кандидата с населением — это налаживание между кандидатом и избирателями участниками встречи позитивного диалога в ходе которого избиратели получают информацию о кандидате и его программе из рассказа самого кандидата, которая затем иллюстрируется ответами кандидата на заданные вопросы (зачастую эти вопросы задают заранее подготовленные участники встречи из числа мотивированных сторонников), посвященные проблемам актуальным для участников встречи, а кандидат получает обратную связь от населения информацию о том, какие проблемы население хочет, чтобы победивший кандидат решил и т. п. Основная цель правильно организованной встречи — это чтобы у как можно большего количества избирателей присутствующих на встрече возникло стойкое ощущение позитивного диалога с кандидатом и уверенность в том, что кандидат услышал их проблемы, способен их решить и уже начал их решать (естественно всем проблемы решить не возможно, поэтому зачастую применяется технология, когда среди участников встречи или среди жителей места, где проходит встреча с кандидатом, выбирается один вызывающий наибольшее уважение или наиболее крикливый и активный. Очень хорошим стилем является, когда кандидат начинает решать проблему указанную местный лидером общественного мнения, который затем транслирует информацию об этом на всё сообщество избирателей проживающих в данном месте). От кандидата, его имиджмейкеров и штаба в прямую зависит успех данного, очень важного, вида агитации. Штаб должен заранее выяснить проблемы волнующие избирателя и местные стереотипы и обыкновения в месте проведения встречи, пригласить на встречу именно ту социальную составляющую электората, которая может являться потенциальными избирателями кандидата (даже в том случае, если члены данной социальной группы поддерживают кандидатуру оппонента), эксперты должны проанализировать проблемы и стереотипы, затем вместе с имиджмейкерами и самим кандидатом (зачастую в качестве эксперта и имиджмейкера выступает один технолог отвечающий за встречи, но лучше чтобы организациями встреч занималось минимум 2−3 человека, а у кандидата на встрече обязательно присутствовал пресс-секретарь, который фиксировал кратко ход встречи и помогал кандидату общаться с населением освобождая его, например, от необходимости тратить время на письменную фиксацию проблем конкретных избирателей, а также путём личного общения успокаивал не в меру разгорячившихся участников встречи, например, просто дав им выговорится и изображая внимательного слушателя. Кроме этого очень целесообразно привлечь к процессу организации встреч психолога, который поможет кандидату выработать оптимальный для свойств личности кандидата стиль общения с населением) разработать оптимальный сценарий встречи, подготовить кандидата информационно. Сценарий встреч и тактика поведения на встрече кандидата, а так же способы общения его с население должны постоянно от встречи к встречи уточняться и совершенствоваться сообразуясь с результатом предыдущих встреч, опытом и личными особенностями кандидата. Технологи отвечающие за работу с полевой структурой должны обеспечивать оптимальное для выбранной формы встречи (это может быть встреча во дворе, встреча на предприятии или в учреждении, большая встреча в ДК, сопровождающаяся концертом и т. д.) число избирателей (известен факт того, что при непосредственном общении один человек не может общаться более чем с 30-ю другими людьми, а в случае уличной встречи учитывая её специфику кандидат даже пользуясь услугами помощника — секретаря не сможет пообщаться более чем с 20-ю людьми). Тактика проведения встреч с избирателями, а также их формы избираются штабом в зависимости от масштаба кампании, например:
если это выборы в муниципальное законодательное собрание, кандидат может успеть обойти все дворы и пообщаться с их жителями в живую;
если уровень законодательного собрания субъекта федерации, встречами во дворах уже не обойтись, можно конечно успеть обойти практически все дворы, даже в сельском избирательном округе, однако оптимально встречи во дворах сочетать со встречами с большим количеством избирателей на базе ДК или в форме массовых митингов, сопровождая их по возможности концертной программой и приурочивая к праздничным и юбилейным датам;
уровень Государственной Думы уже однозначно предполагает организацию встреч только с большими массами избирателей;
 — Всё указанное относится и к уровням выборов глав исполнительной власти.
-- При планировании встреч кандидата штаб должен руководствоваться в первую очередь критериями полноты географического и электорального охвата избирательного округа.
Отдельно имеет смысл поподробней организовать об организации больших встреч и о целях которые на них необходимо отрабатывать:
Большая встреча на базе ДК требует очень тщательной подготовки. Для кандидата заранее готовится речь в которой он должен будет показать избирателям, что он знает их проблемы, готов работать и, что очень важно, открыт для общения. Речь кандидата очень важный элемент встречи, кандидат должен не оттолкнуть ею избирателей, а наоборот сделать своими сторонниками. Поэтому речь необходимо тщательно отрепетировать, отработать на фокус группе сторонников кандидата, как в смысле содержания, так и в смысле манеры выступления. Кандидату необходимо подготовить чёткие ответы на неудобные для него вопросы, которые возможно будут задавать специально подготовленные оппонентами люди. К встрече необходимо подготовить группу поддержки. Очень неплохим стилем является приглашение в группу поддержки людей обладающих большим социальным авторитетом, которые после выступления кандидата также выступают с речами в поддержку его кандидатуры. Часто на встрече до кандидата выступает кто-то из этих людей и в своей речи представляет кандидата собравшимся сообщая им положительную характеристику кандидата и причины почему он будет голосовать за именно за него, этот же человек затем ведёт встречу давая по очереди речь сначала кандидату, затем представителям группы поддержки. Другая часть группы поддержки отвечает за часть встречи связанную с общением с населением в стиле вопрос — ответ. К встрече необходимо подготовить список выгодных для кандидата (подчёркивающих позитивные черты его личности и программы) вопросов, которые затем зададут члены группы поддержки. Очень хорошим стилем является то, что в группу поддержки для озвучивания заранее подготовленных вопросов на такой встрече приглашаются люди примерно отражающие социальный срез населения в месте проведения встречи. Всё это создает у остальных участников встречи ощущение естественности развития процесса общения и маскирует то, что на самом деле встреча хорошо отрежиссирована. Вопрос задаваемые кандидату также должны содержать все виды направленности от позитивной до негативной (но на которую кандидат может эффектно ответить).
После общения избирателю может быть представлена программа развлечения (обычно выступления музыкальных и песенных коллективов или показ кинофильмов) для закрепления позитивного впечатления от встречи. Очень важно формировать программу развлечений с учётом специфики избирателя приглашенного на встречу, иначе она может нанести серьёзный вред имиджу кандидата, если разочарует пришедших на встречу.
Итак к большой встрече штаб должен:
Отработать способы приглашения необходимого по численности и социальному составу количества избирателей на встречу (обычно с этим легко справляется правильно созданная сеть агитаторов и приглашенные к сотрудничеству в необходимом количестве [лучше все] люди с высоким социальным авторитетом в месте проведения встречи, часто избиратели приходят ещё и потому, что во время встречи штабом кандидата организуется интересная программа развлечений; на предприятиях на такую встречу приглашает руководство и сторонники кандидата среди работающих, если они есть, в этом случае также бывает очень важен элемент, если он возможен, сопутствующего развлечения: концерт, правильно организованное чаепитие и т. п.)
Подготовить речь кандидата и отработать её по содержанию и по манере выступления с учётом специфики приглашенной аудитории.
Подготовить список возможных неудобных и удобных для кандидата вопросов и отработать по содержанию (с учётом специфики избирателя) и манере изложения ответы
Подготовить группу поддержки, состоящую из модераторов общественного мнения и из людей соответствующих социальному срезу избирателей в месте проведения встречи.
Подготовить, если это необходимо речи поддержки для модераторов общественного мнения (обычно они это с легкостью делают сами, на то они и люди заслужившие высокий социальный авторитет)
Подготовить людей задающих удобные вопросы и распределив эти вопросы между ними основываюсь на критерии максимального соответствия содержания вопроса той социальной группе, к которой относится задающий вопрос.
Подготовить группу секретариата, которая будет принимать вопрос от населения, вести фиксацию встречи на бумагу, фото и видео камеры и выполнять другие технические функции.
Подготовить комплекты агитационных материалов для раздачи участникам встречи (желательно чтобы это были не только буклеты и газеты с программой кандидата и статьями в его поддержку, а ещё и материалы содержащие полезную для избирателя информацию — красивые карманные и настенные календари с изображением кандидата и основными лозунгами его программы, телефонные справочники, буклеты содержащие рецепты, советы и т. п.)
Подготовить интересную для приглашенных программу развлечений.
Уделить внимание вопросам безопасности и правового обеспечения.

Большая встреча на базе митинга. Митинг лучше всего собирать под предлогом обсуждения и поисков решения каких-нибудь очень насущных для жителей данной местности проблем. В России у населения культура массового прихода на подобные мероприятия развита очень слабо, разве что не находится в состоянии острого социального конфликта с властью или бизнесом. Поэтому к организации митинга нужно также подходить очень тщательно и осторожно. Митинг на фоне социального взрыва может привести к тому, что кандидат сильно уменьшит свои шанцы победить на выборах противопоставив себя административному ресурсу и настроив против себя «элиты» этим ресурсом рулящие. Митинг на фоне недостаточно актуальной для населения проблемы (а оно у нас терпеливое) может поставить перед штабом задачу приглашения на мероприятие заранее подготовленной и оплачиваемой тем или иным способом массовки. В последнем случае митинг практически перестает быть эффективным инструментом трансляции информации о кандидате на независимого избирателя, но всё равно остается весьма эффективным информационным поводом для СМИ и создания содержательных материалов для АПМ (Агитационно — Пропагандисткие Материалы) с целью идеологической мотивации избирателей округа поддержать кандидата на выбоах. Обычный стиль проведения митинга — это череда выступлений посвященных проблеме, в срежиссированном митинге — это кандидат и модераторы общественного мнения, а также представители по возможности всех социальных слоев для которых важны проблемы служащие официальным предлогом для митинга (часто митинги проводятся в поддержку кандидата, а людей приглашают на митинг потому, что на нём будут обсуждаться актуальные проблемы как наказ кандидату). Выступление кандидата — это его программная речь и оно обычно замыкает митинг. Выступление остальных участников — это озвучивание проблем и передача их кандидату в качестве общественного наказа. Ведет митинг кто-нибудь из авторитетных людей. Во время митинга агитаторы раздают участникам АПМ, в данном случае более естественным будет программное содержание материалов и минимизация АПМ типа полезных советов не по теме митинга, рецептов и т. п.
Очень важным элементом митинга является его завершающая часть — принятие резолюции. Резолюция митинга — это предложенный его участникам организаторами документ, в котором содержится консолидированное отношение участников к проблемам озвученным на митинге и программа дальнейших действий по решению этих проблем. Участники митинга в конце принимают эту резолюцию, тем самым происходит их инкорпорирование, так как фактически они подписывают довольно конкретное социальное соглашение и тем самым становятся его участниками с правами и обязанностями прописанными в резолюции. Остальные избиратели, получая информацию о митинге из СМИ и из АПМ кандидата, на уровне своего сознания либо присоединяются, либо не присоединяются к этому соглашению. Поэтому резолюция это очень важный элемент ради которого всегда имеет смысл проводить митинг во время избирательной кампании, так как это по сути не просто наказ избирателей, а это наказ успешность выполнения которого зависит от участия самих избирателей. Раз уж избиратели обратились к кандидату, приняли на митинге общее соглашение, для того чтобы решить свои проблемы, то они должны позаботится и о том, чтобы у него появилась такая возможность — прийти на участки и проголосовать за него. В правильно написанной резолюции обычно указывает, что принявший её должен не только сам прийти проголосовать, а ещё и привести с собой, как можно больше сторонников, перед этим их сагитировав, чтобы и они проголосовали за кандидата. Этот процесс называется инкорпорирование и мобилизация вовлечением в совместное участие в процессе, путем передачи части ответственности за общий результат всем участникам вовлеченным в процесс.
Зачастую на митингах не просто голосуют за резолюцию, а просят участников подписаться под её тексом, чтобы затем начать обход населения для сбора дальнейших подписей или начать собирать эти подписи в местах массового скопления граждан на пикетах. Всё это делает для закрепления результата — для более полного инкорпорирования сознания избирателей, в котором они уже являются участниками общего процесса успех которого зависит от того изберут или нет кандидата, вокруг личности которого они объединились в общей попытке решить свои проблемы.
Очень важными элементами проведения митинга является чёткая отработка элементов безопасности путем взаимодействия с органами охраны правопорядка на случай попыток неправового срыва митинга и отработкой всех законно-обязательных процедур уведомления органов местного самоуправления и избирательной комиссии о месте, времени и содержании митинга.

3. Сбор наказов у населения (необходимый элемент кампании). Эффективный способ закрепления завоеванного доверия у избирателя, в ходе которого организуется своеобразная обратная связь с избирателем, путём сбора его пожеланий к кандидату, их последующего анализа и включения общих моментов в предвыборную программу кандидата. Применяют эту технологию после этапа работы на узнаваемость кандидата, когда кандидат уже успеет провести ходя бы треть запланированных встреч с населением, а население успеет ознакомиться с биографией кандидата, с историей выдвижения и основными положениями его избирательной программы. Содержание технологии: агитаторы разносят населению специальные бланки-наказы, в которых избиратели могут оставить свой наказ — пожелание кандидату, с последующим через несколько дней сбором этих наказов путем обхода населения агитаторами, или передачей наказов избирателями в штаб или в общественную приемную кандидата. Также бланки могут распространяться через общественные приемные кандидата, на пикетах, во время встреч с население. В бланке должен быть обязательно адрес куда избиратель может отнести составленный им наказ и поля для заполнения самого текста наказа. Иногда бланк распространяют в виде отрывного талона в буклете или в газете, которые разносятся населению в процессе поквартирной агитации. Цель технологии — вовлечение избирателя в процесс избирательной кампании кандидата путём предоставления избирателю возможности передать кандидату свои пожелания, просьбы или требования к персоне победившей на выборах и получившей соответствующую должность в системе законодательной или исполнительной власти. Психология человека устроена так, что он скорее всего не будет писать наказ кандидату в победу которого он не верит и уж тем более победы которого не желает. Отсюда следует вывод, что количество собранных наказов, является важной характеристикой иллюстрирующей эффективность избирательной кампании. Даже если население не очень верит в выборы и в то, что какой-нибудь из кандидатов хоть что-то сможет сделать, чтобы решить проблемы населения, но штабу и сети кандидата удалось собрать много наказов — это уже большая заявка на успех кампании, так как показывает, что сеть кандидата имеет очень высокий социальный вес (состоит из людей пользующихся доверием и авторитетом среди избирателей [таким свойством обладают модераторы общественного мнения и люди, которые выражают корпоративный интерес определённой социальной группы], агитацию которых они производят), а сам кандидат, его личность и программа не вызывают массового неприятия и отторжения избирателем (кандидат имеет низкий антирейтинг). На основании наказа в конце кампании формулируется и публикуется в СМИ и АПМ окончательная избирательная программа кандидата.
Успех технологии также, как и в случае поквартирной агитации, зависит от системы оплаты. Агитатор, должен получать сумму пропорциональную принесённым им заполненным бланкам наказов, даже если заполнять наказы будут друзья, знакомые и родственники агитатора, просто по его просьбе — это уже будет результатом, так как покажет, что в момент голосования агитатор, опять же при правильной мотивации, сможет вывести голосовать за кандидата всех этих людей. Успех агитатора, как работника зарабатывающего деньги во время выборной кампании, если он мотивирует большую группу людей участвовать в избирательной кампании на стороне кандидата очень важное свойство отношений между людьми. Опытные технологи очень эффективно используют это свойство. Приведем пример из практики, район города А, у кандидата в региональную думу нет в этом районе ни известности, ни сторонников; район всегда поддерживал представителей элиты оппонирующей той в которую входит кандидат. Проблема поддержки и эффективной кампании кандидата в этом районе была решена технологами следующим способом, они выяснили, что у пользующегося большим авторитетом директора единственной школы в этом районе есть сын, который уже долго не может найти работу. Сыну было сделано предложение стать нет не агитатором, а бригадиром агитаторов в этом районе и предложена была хорошая сдельная оплата, а также в будущем сотрудничество с депутатом в случае победы кандидата. В итоге агитаторами под его началом стали наиболее авторитетные учителя школы, а отец и семья, которых очень уважали в районе своим авторитетом при любой возможности помогали сыну в работе. Результат голосования перечеркнул электоральную статистику предыдущих выборов.

4. Наглядная агитация (необходимый элемент кампании). Базовый способ поднять визуальную узнаваемость населением кандидата, краткого информировать население о программных принципах кандидата, а также создать эффект постоянного присутствия кандидата. Способы наглядной агитации: размещение изображений кандидата с элементами кратких идеологем его кампании или краткого изложения основных программных принципов на билбордах; размещение идеологем и элементов программы кандидата на банерах и растяжках; поклейка плакатов с изображением кандидата и его идеологемами в разрешенных и в не разрешенных избирательной комиссией местах; поклейка листовок с биографией, с программой и призывами кандидата, поклейка стикеров со всевозможной информацией о кандидате и т. д.
Размещение изображений кандидата и информации о нем на билбордах, баннерах и растяжках оплачивается из избирательного фонда кандидата и имеет своей целью донести до населения визуальное изображение кандидата и несколько его основных программных заявлений. Часто на билбордах рядом с кандидатом помещают изображение человека пользующего большим авторитетом среди избирателей округа и помещают от его имени призыв голосовать за кандидата. Могут применятся и другие формы, так есть информация, что в одном из регионов директор колбасного завода решил участвовать в избирательной кампании и для того, чтобы поднять свою узнаваемость разместил на нескольких билбордах изображение колбасы с надписью за свой подписью: «Колбаса спасет мир». Ход оказался настолько удачным, что буквально через несколько дней всё население округа хотело одного — поскорей увидеть как выглядит человек, который вывесил плакат, настолько несовпадающий с обыденными представлениями, что очень надолго захватывал и выбивал из привычного состояния сознание людей его увидевших. Обычно всё, что не совпадает с устоявшимися представлениями — стереотипами в конечном итоге вызывает со стороны общества сначала интерес, а затем агрессию. Однако данном случае кандидат вошёл в прямое общение с жителями — начал активную кампанию в момент, когда интерес не успел смениться агрессией и в конечном итоге кампания была выиграна.
При планировании кампании и планировании соответственно мест размещения билбордов, баннеров и растяжек (обычно рядом с дорогами с большим машинопотоком, в местах массового скопления людей и т. п.) штаб должен учитывать, что количество таких мест ограничено и на них будут претендовать оппоненты, следовательно возникает конкуренция в которой побеждает тот, кто раньше других арендует выгодные для размещения больших наглядных изображений места.
Плакаты форматов А3 и А4, стикеры, листовки относятся к наглядным изображениям малого формата. Для их размещения нет необходимости арендовать места их можно клеить, где угодно. Чтобы избежать тотальной заклейки стен домов и заборов во время избирательной кампании, которую после окончания кампании необходимо будет смывать и отдирать, привлекая значительные ресурсы коммунальных служб, органы местного самоуправления всегда стараются путем выпуска постановлений выделить специально места для заклейки и запретить заклейку остальных мест. В практике однако эти запреты не соблюдаются.
Технология поклейки требует также как и при проведении поквартирной агитации соблюдения критериев территориального и временного охвата территории избирательного округа. Для поклейки либо формируются специальные бригады, которые оснащаются автотранспортом, небольшими лестницами и выполняют в процессе избирательной кампании только эту функцию либо поклейку осуществляют в районах за ними закреплённых сами агитаторы. Первый способ технологически более правильный, так как сочетает в себе лучшую управляемость и эффективность за счёт мобильности спец. групп и узкой специализации. Необходимо учитывать, что часто соперничество между штабами разных кандидатов за преобладание в количестве наклеенных плакатов перерастает в самую настоящую войну: сначала клеят одни, тут же на их плакаты или срывая их плакаты клеят следующие, после чего первые возвращаются и всё начинается по новому. Иногда оппонент просто платят своим агитаторам за сорванные плакаты противников. В этих условиях мобильные спец. группы, оснащённые лестницами, для того чтобы клеить плакаты на высоте неудобной для срыва обычным человеком без лестницы — самый эффективный инструмент.
Остановимся на психологических особенностях стилей поклейки. Часто можно слышать мнение, что людей раздражает интенсивная поклей плакатов и это увеличивает антирейтинг. Практика однако показывает обратное, большой процент людей в России (его ещё называют болото) ориентируются не на свои логические размышления о программе и личности кандидата, а на свои ощущения силы кандидата, одним из проявлений которой для многих является преобладание плакатов кандидата над плакатами оппонентов.
Для контроля добросовестности и работоспособности бригад поклейки, как впрочем и агитаторов, если клеят они, необходимы группы проверки и контроля, осуществляющие общий визуальный контроль и периодические подсчёты количества наклеенных изображений малого формата.
Оплата поклейщиков должна быть сдельной, зависящей от количества территорий ими заклеенных и от качества заклейки (оплата поштучно за наклеенные наглядные изображения малого формата весьма затруднительна, особенно в условиях, когда оппоненты их активно срывают)

5. Разнос литературы по почтовым ящикам и местам массового скопления населения (необходимый элемент кампании). Российскому населению данный способ получения информации о кандидате уже успел приесться. Часто уже в начале кампании почтовые ящики бывают забиты под завязку, что приводит к тому, что зачастую после отбора из его содержимого платежных документов по коммунальным услугам всё остальное не глядя выкидывается в мусоропровод. Замечено, чем выше статус населенного пункта (от хутора, до регионального центра и столицы) тем менее внимательно его жители относятся к содержимому своих ящиков. Но всё равно, разнос литературы по ящикам очень важный элемент кампании, так как он наряду с поквартирной агитацией, при которой литература отдается в руки, создает ощущение постоянного присутствия кандидата в сознании избирателя и служит инструментом для распространения информации о кандидате среди избирателей. Замечено, что население всегда охотней интересуется кандидатами, чья кампания агрессивней и чей АПМ регулярно различными способами попадает избирателю. А если население удастся заинтересовать личностью и программой кандидата во время поквартирной агитации, на встречах, в материалах СМИ, то и АПМ кандидата из почтовых ящиков не будет сразу выкидываться.
Более эффективным способом, который сейчас практикуется всё чаще являет выкуп спец. номеров или места в номерах какой-нибудь местной газеты, которая пользуется популярностью у населения. В этом случае газету разносит как обычно служба доставки, а жители, которые платят за подписку, естественно газету не выкидывают. Для тех кто газету не выписывает заказываются доп. тиражи, которые доносятся в ящики агитаторами — у этой газеты опять же меньше шансов быть выкинутой, так как она просто вызывает интерес у жителя, который её не выписывал и вдруг обнаружил в своём ящике. В больших городах у этого способа есть недостаток — высокая себестоимость размещения материалов в газете с высоким рейтингом интереса у населения.
Разнос части АП (агитационно-пропагандистких) материалов по местам массового скопления населения очень важный вспомогательный способ охвата населения информационными потоками содержащими информацию о кандидате и его программе. Такими местами являются магазины, остановки автотранспорта, места скопления граждан в очередях в сберкассах, учреждениях жилищно-социальной сферы и т. п.
Задача технолога отвечающего за ведение кампании и технолога отвечающего за создание и размещение материалов о кандидате выбрать оптимальную «финансовые возможности кандидата"-«качество доставки населению информации» конфигурацию.
В случае, если разнос осуществляют агитаторы, необходим последующий контроль нахождения АПМ в ящиках. Оплата проводится по сдельной форме.

6. Общественная приемная
Важный инструмент, позволяющий организовать обратную связь с избирателями, мониторинг ситуации в округе. Содержательно эта технология представляет из себя арендованное в определённом месте избирательного округа помещение, в которое сажается наемный менеджер, основными функциями которого является сбор информации поступающей от населения, передача этой информации в центральный штаб, а также если это необходимо функция по опосредованию общения между избирателями, желающими инициировать общение с целью решения какой-нибудь проблемы их волнующей, и центральным штабом отвечающим на это общение в форме им выбранной (например, избиратель пишет письмо кандидату с просьбой помочь ему в форме юридической консультации, кандидат, а верней технолог ведущий кампанию получив информацию от офис — менеджера о наличии такого обращения поручает юристу кампании либо написать письменно ответ, либо выехать на место и на базе общественной приемной встретится с избирателем написавшим письмо — встречу эту организует работник общественной приемной). Для достижения системного эффекта в избирательном округе необходимо организовать сеть общественных приемных. Эта технология становится обязательной в случае применения в качестве сети бригад профессиональных агитаторов.

7. Пикет (важный элемент кампании). Форма уличной агитации. Применяется в местах массового скопления людей. Состоит из нескольких подготовленных агитаторов раздающих агитационную литературу. Участники пикета должны быть по возможности профессионалами умеющими агитировать в форме разговора. Пикеты не могут охватить все население округа, однако эта технология может при правильной системной (по месту, времени и привязке к этапам кампании) организации служить эффективным источником информации для его наиболее активной части избирателей. Частота применения пикетов обычно выбирается в начале избирательной кампании в зависимости от электоральной и социальной карт округа, а также в зависимости от раскручиваемого имиджа кандидата (чем более социально агрессивным планируется этот имидж, тем большее необходимо проводить уличных акций в том числе и пикетов). Пикет раздающий агитационные материалы не содержащие интересной для населения информации и вызывающие отторжение у населения вреден (Яркий пример избирательная кампания РПЖ на выборах в Московскую Городскую Думу в 2005 г., с другой стороны раздача местных телефонных справочников во время выборов в Московскую Областную Думу 2001 г. содержащих агитационные материалы кандидата в городе Железнодорожный и городе Реутов пользовалась большим успехом у населения, несмотря на довольно блеклую программу кандидата).

8. Директмайл — относительно новое слово в избирательных технологиях, которое успешно применялось, например, перед выборами 2007 г., в Ставропольском крае. Мэр города Ставрополя несколько лет рассылал с помощью почты различного рода поздравления по целевым аудиториям избирателей, приурочивая эти рассылки к праздникам и юбилейным датам. Через эти же рассылки у мера была налажена обратная связь с жителями, которые писали в ответ о своих проблемах, часто они просто благодарили главу города за внимание оказанное внимание. Директмайлы, а также системная благотворительная деятельность фонда им. мера Ставрополя приносила ему огромный положительный рейтинг во время выборных кампаний. Так, во время кампании 2007 г. в Государственную Думу Ставропольского края, именно благодаря этим технологиям Справедливая Россия возглавляемая мэром города Ставрополь нанесла разгромное электоральное поражение Единой России. Во время избирательной кампании эффективно применить директмайл можно, например, для рассылок поздравлений кандидата членам определённых социальных групп с их праздничными датами. Данный вид работы с населением может дать весьма ощутимый электоральный результат, если начать его системно использовать задолго до начала избирательной кампании.

9. Агитация по телефону. Сейчас в больших городах, в условиях тотального применения домофонов и недоверия населения к незнакомым людям, когда попасть внутрь подъезда становится практически невозможно иногда пытаются применить технология агитации населения по средствам организации колл-центров обзванивающих по телефонным базам население избирательного округа. Технология эта имеет очень спорную эффективность, так как рассматривается большинством избирателей как несанкционированное вторжение на их личную территорию (сами они телефон никому не давали, тем более для того, чтобы им кто-то звонил и пытался втюхать неинтересную информацию). Однако при применении телефонных обзвонов в рамках отработки во время кампании акций посвященных проблемам, волнующим большинство избирателей позволяет попутно с информацией о решении проблемы передать информацию и о кандидате взявшемся за решение этой проблемы — очень неплохо работают обзвоны для приглашение на мероприятия посвященные попыткам решить проблему.
Особенно колл-центр становится полезен, когда в него звонят заинтересованные какой-нибудь актуальной для них информацией сами избиратели, в этом случае открывается простор для попутного информирования с целью агитации. (Кстати, что обозначает слово агитация — оно обозначает действие по передаче информации от одного или группы людей другой группе людей или одному человеку, причем эта передача характеризуется следующими параметрами: много информации — мало слушателей. Другая ипостась политических технологий — пропаганда наоборот имеет характеристики: много слушателей — мало информации. Однако в обоих действиях цель одна — влияние на ценностную шкалу слушателей, по которой они оценивают целевые явления окружающего мира, в нашем случае кандидата, его программу, кандидатов оппонентов и их программы. Действия направленные на повышение ценностной оценки кандидата и его программы являются позитивной составляющей избирательной кампании, направленные на снижение оценки личностей оппонентов и их программ — отрицательной составляющей избирательной кампании или как ещё принято называть — черным пиаром)

10. Программирующие опросы. Проводятся с целью выработки и закрепления у населения определённого взгляда на ту или иную проблему для мотивации голосовать за кандидата. Данный результат достигается специально составленным набором вопросов, которые с одной стороны дают видимость свободы волеизлияния избирателя, а с другой подобраны так, что в результате ответа на них избиратель приходит к программируемым опросам выводам. Это очень грозное оружие, хотя не очень чистое. Опрос можно делать как непосредственно на улице, так и по телефону или Интернету.

11. Размещение материалов о кандидате в Интернет. Данный способ пока ещё мало эффективен в России в силу того, что представителями основных голосующих социальных групп Интернет мало освоен. Однако популярность его растёт вместе с аудиторией Интернет. Основными способами размещения информации об избирательной кампании кандидата и организации общения кандидата с заинтересованными пользователями являются на данный момент блоги и социальные сети. Через блог можно также организовать оперативное управление кампанией и информирование своих сторонников.

12. Работа с модераторами общественного мнения (необходимый элемент кампании). Помимо прямых методов агитации электората существует множество опосредованных методов, которые зачастую дают намного больший эффект, но требуют большей гибкости, знания психологических особенностей человеческой личности, социальных свойств и социальной дифференциации голосующего социума, и зачастую большой изобретательности, чтобы заставить всё это работать на успех избирательной кампании. Например, работа с социально организованными группами или модераторами общественного мнения (или по простому персонами обладающими большим авторитетом среди избирателей округа или среди их части). Обычно при таком способе кандидат, или его представитель, тем или иным способом мотивирует лидеров социальных групп или модераторов общественного на поддержку ими и избирателями, для которых их мнение имеет большой авторитет, кандидата при голосовании. Примерами социально-организованных групп могут быть: казаки, национальные диаспоры, общества инвалидов, работники предприятий, общественные организации и т. д. Модераторами общественного мнения могут также быть: участники выборов более низкого уровня, имеющие свой устойчивый электорат, или персоны имеющие большой социальный авторитет. (Например, в кампанию 2006−2007 в Государственную Думу Ставропольского края технологи Лаборатории очень эффективно использовали системную ошибку Единой России. На территории округа в конце 2005 г. прошли выборы муниципального уровня на которых выбирали как глав, так и депутатов сельсоветов, всех победивших глав исполнительная власть заставила вступить в Единую Россию, оставив за бортом политического процесса всех их оппонентов, которые однако обладали большим суммарным электоральным весом, чем действующие главы. Мотивацией поддержки кандидата, которого вели технологи Лаборатории, а также поддержки партии Справедливая Россия, стала договоренность предоставления им в будущем бренда Справедливой России для участия в муниципальном и районном выборном процессе. Итогом стала 52% поддержка партии Справедливой России и уверенная победа кандидата с 38% результатом (естественно результат сложился не только из электоратов участников недавних муниципальных выборов, но их вклад стал весомым кирпичиком в столь высокий электоральный результат)).

Алексей Неживой

Статья опубликована 5.09.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: