Анатолий Пастухов Грандмастер

Почему вымирают пчелы?

Этот вопрос стал чрезвычайно актуальным не только для пчеловодов-любителей, специалистов, ученых, но и для всего человечества. По своей сути речь уже надо вести о выживании человека на планете. Скажете, что сгущаются краски? Нисколько!

Фото: pixabay.com

Пчелы — главные опылители многих растений. Без их помощи мы просто не можем получать значительную часть плодов, ягод, овощей. Кроме того, урожай кормовых культур для домашних животных тоже в очень большой мере зависит от труда пчелок. По мнению ученых, развитие около половины всей массы флоры на нашей планете — заслуга как раз пчел, а не самого человека и других видов насекомых.

Само собой разумеется, что без пчел не будет у нас столь полезного продукта, каким является мед. Кстати, он — лучшее натуральное лекарство. Без пчел исчезнет не только мед. На нашем столе не будет вообще никаких плодов и ягод! Даже заморский кофе станет дефицитным, поскольку он привозится в Россию из стран, где количество пчел уже сократилось более чем наполовину. Без их помощи кофейные плантации не дадут зерен кофе.

Фото: pixabay.com

Да что там кофе?! По мнению ботаников, свыше 80% всех растений, которые опыляют во время цветения пчелы, не смогут воспроизводиться семенами и исчезнут как вид.

Впервые в мире с проблемой начавшегося вымирания пчел столкнулись в США в начале нынешнего века. Сейчас здесь количество пчелосемей сократилось в два раза и этот процесс продолжается! Ситуация затронула абсолютно все континенты. Это заставило ученых начать исследования в поисках причины вымирания пчел. На сегодняшний день выдвинуты три предположения.

Первое касается химикатов в сельском хозяйстве, с помощью которых защищают растения от вредителей. Но весьма сильные химикаты на длительное время остаются в растениях и оказываются в нектаре цветов. Пчелы, собирающие нектар, просто травятся. Экспериментами доказано, что продолжительность жизни пчел, собирающих нектар с полей, обработанных химикатами, сокращается на 30−40%. Простая арифметика показывает, что пчелы не успевают размножаться и их прирост ушел далеко в минус.

Фото: pixabay.com

Однако химикаты по-прежнему активно используют в США, Канаде, Германии… В России после развала СССР сельское хозяйство представлено преимущественно в виде небольших КФХ (крестьянско-фермерских хозяйств), у которых нет «лишних» финансов для приобретения химикатов. По логике, отравление пчел «химией» в нашей стране не должно бы наблюдаться. Но, увы, наблюдается. Тут какая тогда причина?

Возможно, причина в радиационном фоне. Он заметно увеличился после аварий на Чернобыльской АЭС на Украине и на АЭС Фукусима в Японии. Кроме того, не будет лишним вспомнить и о других крупных атомных авариях в мире. Биологи Франции и США в совместных опытах доказали, что даже небольшое увеличение радиоактивного фона губит пчел. Результаты своих экспериментов они опубликовали в журнале «Biology Letters» в марте 2009 года.

Тут стоит особо заметить, что различные ЧП на атомных станциях после этого года не прекратились. Самое последнее сообщение о выбросе радиации датировано прошлым — 2017 — годом.

Фото: pixabay.com

К теме вымирания пчел непосредственно в самом улье очень близка тема покидания улья всей пчелиной семьей в неизвестном направлении. Среди ученых это явление получило обозначение как синдром разрушения пчелиной семьи (просьба не путать с роением, когда сильная пчелиная семья делится на две). Это непонятное явление тоже впервые было замечено в США. Сейчас же оно отмечается повсеместно. В том числе и в России. Пчелиная семья неожиданно, но согласованно, покидает улей и улетает неведомо куда. При этом ясно, что домашние пчелы, в отличие от диких, которых в природе совсем немного, не в состоянии выжить без помощи человека.

Есть и еще одно предположение на тот счет, почему вымирают пчелы. Возможно, эти полезные для нас насекомые чувствительны к высоким частотам, излучаемым мобильной связью и прочими устройствами.

Фото: pixabay.com

Кроме того, учеными зафиксировано, что пчелы стали чаще поражаться болезнями.

Скорее всего, на вымирание пчел влияет целый комплекс негативных для них факторов. И перспектива тут для человечества гораздо страшнее, чем глобальная ядерная война. При полном исчезновении пчел наступит всемирный голод!

Статья опубликована в выпуске 5.09.2018