• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наталья Проценко Грандмастер

Какие рисуночные тесты можно провести с ребенком? Тест «Дом-дерево-человек»

Одна из самых известных и широко применяемых на практике методик исследования нашего сознательного и бессознательного — знаменитый тест «Дом-дерево-человек», предложенный Дж. Буком еще в 1948 г. Первоначально предполагалось рисовать все эти элементы по отдельности, однако позже тест был модифицирован другим исследователем — Р. Берне. Он-то и предложил совместить все три объекта в одном рисунке, и именно в таком варианте мы используем в настоящее время этот тест.

Нарисовать «триаду» можно предложить и взрослому, и малышу как индивидуально, так и в группе — вот почему тест столь популярен в наше время повального увлечения психологией. Во множестве школ дети рисуют этот классический рисунок по просьбе школьного психолога, и даже в детских садах с некоторых пор малыши изображают домики с деревцами не просто так, а «со смыслом».

Можно дискутировать о том, насколько тестирование вообще и проективные методики в частности позволяют получить объективную информацию о личности человека. Но тот факт, что внимательному взрослому, вооруженному нужной информацией, будет легче оценить степень душевного благополучия своего ребенка и вовремя обратить внимание на то, что этого внимания настоятельно требует, — бесспорен.

Поэтому познакомлю вас с тестом поближе. Как и остальные рисуночные тесты, он называется проективным, поскольку представляет собой именно проекцию нашего бессознательного «на чистый лист». Идея состоит в том, что ребенку предлагают изобразить дом, дерево и человека, а когда рисунок будет готов, его дополняют расспросами о деталях сюжета.

Полная «расшифровка» всех элементов заняла бы пару десятков страниц, и, кроме того, при желании вы всегда можете найти методику в Интернете. Поэтому ограничимся лишь тем, на что в основном следует обратить внимание.

Итак, давайте посмотрим, как малыш изобразил дом. Хорошо, если он получился симпатичным и уютным. А вот если дом некрасивый, развалившийся — вполне возможно, ребенок таким образом воспринимает свой собственный дом в широком смысле, то есть свою семью.

Если дом много крупнее всех других элементов рисунка (дерева и человека) — значение семьи в его мире чрезмерно велико. А в случае, когда дом очень маленький — семейные связи в понимании ребенка, наоборот, слабы и непрочны. Если же домик еще и нарисован в отдалении, на заднем плане — можно говорить о чувстве отверженности.

Также не слишком здорово, когда вместо дома нарисован его план (проекция сверху) или же дом рисуется с многочисленными исправлениями, стираниями, неуверенными контурами — возможно, имеет место серьезный семейный конфликт.

Обратите внимание на ступеньки. Обычно детки рисуют их перед дверью, но если вдруг они ведут в глухую стену без дверей — это может быть свидетельством конфликтной ситуации, вследствие которой ребенок «закрывается» от общения.

В норме в домике должны быть и окна, и двери. Если их нет — ребенок замкнут, избегает контактов, боится раскрыться. Огромный замок на дверях также говорит о скрытности, мнительности и недоверии к миру.

Решетки на окнах символизируют боязнь агрессии, наличие ощущения опасности либо зависимости и несвободы. Чтобы разобраться, в чем же дело, посмотрите и на стены — слишком толстые стены в сочетании с мощной крышей также говорят о потребности в защите.

Крыша — проекция сферы фантазии. Рассмотрев ее внимательно, можно понять, насколько ваш ребенок — фантазер.

Еще пару десятков лет назад на всех рисунках непременно была и труба с дымком. Ее отсутствие оценивалось психологами как нехватка тепла в семье. Однако современные городские дети все чаще рисуют то, что видят — дома без труб. Конечно, вполне можно предположить, что эмоциональный климат в современных урбанизованных семьях попрохладней, чем в некогда больших патриархальных. Но может, все объясняется проще: дети просто никогда не видели домика с трубой, тем более — с печью, которую топят (источник дымка).

Еще нюанс: если при обсуждении рисунка ребенок говорит, что в домике живет он один без взрослых — возможно, его чересчур опекают и он уже устал от этого.

Теперь рассмотрим рисунок дерева. Повышенного внимания требует автор любого «проблемного» растения.

Если дерево сухое, сломанное, без листьев и корней — ребенок явно ощущает сильный психологический дискомфорт или даже депрессию.

Отсутствие корней вообще не слишком хороший знак — это может говорить о слабой привязанности к семье, малой значимости семейный связей.

Если корни висят в воздухе, без земли — ребенок, возможно, не ощущает устойчивости, «почвы под ногами» — или просто плохо ориентируется в реальной жизни.

Если очень тщательно прорисована кора — сильна боязнь агрессии и потребность в защите.

Дупло, особенно сильно наведенное — знак перенесенной в прошлом травматичной, сложной ситуации. Если в дупле сидит белка или птица — это свидетельство потребности в защите и спокойствии.

Ветки — символы общительности ребенка. Если они расходятся в стороны, образуя раскидистую крону — ребенок контактен, открыт. А вот если, напротив, прижаты и нарисованы одной-двумя линиями — с общением могут быть проблемы. Если ветви скрыты листьями — автор рисунка также скрытен.

Проблемно, когда отсутствует крона (листья) — ребенок не видит будущего, не представляет себе перспектив своей жизни. Если ветви обрублены и обломаны — это свидетельство психотравмы или депрессии, а если ветки заканчиваются остриями — это проявление агрессивности. Острая вершина (к примеру, у елочки) говорит о том, что такая агрессивность — защитная, это оборона от опасности — настоящей или мнимой.

Если кусты тесно окружают дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами.

Ну, а описание рисунка человека уже было подробно рассмотрено в предыдущей статье.

Лучше обратим внимание на общий вид рисунка.

Посмотрим, какая изображена погода — она отражает переживания ребенка в целом. Скорее всего, чем хуже погода нарисована, тем более вероятно, что он воспринимает окружение как враждебное, давящее; и наоборот, чем лучше погода — тем спокойней у ребенка на душе.

Уделим внимание и композиции. Если рисунок ютится на краю листа — скорее всего, ребенок чувствует себя неуверенно.

Считается, что правая сторона картинки символизирует будущее, а левая — прошлое. То есть размещение рисунка преимущественно в левой половине листа — это акцентирование на событиях прошлого, а в левом верхнем углу листа — склонность избегать новых переживаний и желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии, либо страх перед будущим.

Ну, а сильное смещение к правому краю листа — наоборот, желание «убежать» в будущее и избавиться от прошлого.

Кроме того, стоит также внимательно понаблюдать, в какой последовательности ребенок рисует предложенные элементы. Считается, что если первым нарисован человек, то основное для ребенка сейчас — осознание себя и своего места в мире. Если сначала изображается дерево, то на первом месте — жизненная энергия. Ну, а если малыш первым делом нарисовал дом, главное для него в настоящее время — безопасность.

И, конечно, важно не только то, что рисует ребенок, но и как он это делает и что при этом говорит.

Если он все время беспокоится, что рисует плохо, «неправильно» — видимо, он недостаточно уверен в себе.

Если по ходу рисования уменьшаются темп и продуктивность — нервная система ребенка склонна к быстрому истощению.

Ну, а если тестирование вызывает явное сопротивление и отказ — он не желает раскрыть себя или пытается скрыть проблемы.

В завершение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что по паре тревожных признаков нельзя судить об общей картине. И если вам что-либо не понравилось, насторожило в рисунках сына или дочки, лучше обратитесь за консультацией к хорошему детскому психологу: «домашний» анализ рисунков ребенка необходим лишь для того, чтобы вовремя заметить проблему.

Статья опубликована в выпуске 25.09.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • О, мне задавали такой тест. Я нарисовал единую композицию. Там была хижина, в которой уединился человек, которому по разным обстоятелтствам надо было уехать подальше от больших городов. На нём был охотничий костюм, шляпа и сапоги. Одной ногой он встал на приступочку крыльца. А дерево простирало свои ветви над хижиной и скрывало её, с вертолёта вообще нельзя было бы увидеть.